Вожатское выгорание очень часто не замечают или не принимают всерьез. Просто однажды вожатый приходит на планерку и говорит, что больше ничего не хочется — нет сил.
Мы в Творческом Объединении #Шашники знаем, как распознать эмоциональное выгорание, как уберечь свою команду и провести лагерный сезон здорово!
Для начала разберёмся, что такое эмоциональное выгорание, какие симптомы можно заметить у вожатых и какие методы профилактики лучше всего использовать.
Что такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание — это защитная реакция психики на длительный стресс.
От обычной усталости отличает то, что отдохнуть не получается, как бы не старался. Нервная система включает режим энергосбережения. Чувства как будто под анестезией: ни радости, ни грусти — ничего.
Вожатый каждый день сталкивается с огромной нагрузкой на тело и психику: соблюдать режим дня лагеря, придумывать новые игры, нести за детей уголовную ответственность, пересчитывать их каждые 30 секунд, и это только малая часть!
Какие симптомы можно заметить у вожатых?
- Постоянное чувство усталости
Вожатый жалуется на усталость, даже после выходного и дополнительного сна. Вяло ведет зарядку, без инициативы относится к творческим поручениям, уходя от детей стремиться прилечь и набраться сил. Переживает из-за упадка энергии, заторможенности и сонливости в течение всего дня.
- Раздражительность
Если вожатый время от времени всё критикует, злиться на себя и окружающих — это нормально, так как это проявление эмоций. Но если команда стала замечать и говорить вожатому, что он резко изменился и стал излишне агрессивным — это тревожный звоночек, говорящий о возможном эмоциональном выгорании.
- Нет радости от проделанной работы
Отряд победил на общелагерном мероприятии, на планерке все хвалят лучшего вожатого дня, дети показывают свои результаты,чему они научились в лагере — а радость так и не приходит. Безразличие и ощущение автоматизма, словно всё так и должно было быть. Проиграли — хорошо, выиграли — тоже хорошо.
- Тревожность и неудовлетворенность собой
Вожатый очень сильно переживает за каждую мелочь, которую раньше бы даже и не заметил. Боится выходить на сцену и вести мероприятие, хотя еще вчера нельзя было и за уши со сцены вытащить. Всё чаще просит напарника пойти на планерку вместо него, потому что все раздражают. Появляются такие фразы как: «Оставьте меня в покое».
- Неприязнь к работе с детьми
Увеличивается количество конфликтов с отрядом, внутри команды вожатый жалуется и говорит о детях с пренебрежением. Постепенно эта агрессия может начать проявляться и при детях, можно заметить срывы и вспышки раздражения.
- Появилась сложность начать что-то делать
Всё, что раньше приносило удовольствие, кажется неподъемными задачами. С большим сопротивлением вожатый идет ставить номер с детьми, не хочет репетировать и рисовать плакаты. Получая личное творческое задание долго думает как начать. Отсутствует мотивация придумывать новое и проявлять инициативу. Чувство предвкушения интересных задач пропало.
- Резкий всплеск эмоциональности, инициативы и бьющей через край энергии
Бывает так, что вожатый становится очень активным: хочет провести мероприятие, создать вот это, вот тут исправить и вот здесь улучшить. Пытается всем помочь, ярко проявляет свои эмоции — резко становится любвеобильным, жизнерадостным и оптимистичным. Если до этого вожатый вел себя апатично или нейтрально, то такое поведение стоит воспринимать как симптом.
- Снижение интереса к новому и свежим идеям
Новые мероприятия не придумываются, креативность дала сбой и вожатый пользуется только старыми наработками, которые уже довел до автоматизма. Любое нововведение воспринимает в штыки. Новые адаптации игр и мероприятий вызывают раздражение и тревожность.
- Ощущение отсутствия поддержки со стороны коллег
Вожатыйчувствует себя использованным и опустошенным и не чувствует в себе силы и энергии общаться с другими людьми. Будто никто его не понимает и не хочет понять.
- Снижение интереса к социальной активности
Был общительным, а теперь избегает всех. После планерки вожатый хочет скорее пойти спать, отказывается от предложений поиграть в настолки или попить чай. Прячется от других вожатых, старается как можно меньше общаться с командой. Критикует любое неформальное вожатское мероприятие, пытаясь его избежать всеми правдами и неправдами.
Профилактика эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание состоит из 5 компонентов: тело, эмоции, поведение, интеллект, социум.
С помощью знания этих компонентов можно выстраивать работу старшего вожатого/шефа анимации со своей командой, грамотно планировать неформальные мероприятия и эффективно их проводить.
Первое, на что надо обратить внимание в профилактике эмоционального выгорания — напарничество.
Напарник — это тот человек, который всегда находится рядом, с кем можно делить обязанности, вместе смеяться и плакать в плечо.
В начале смены обязательно нужно провести тренинг на знакомство и сплочение напарников. Такой тренинг можно начать с упражнения «Узнай меня».
Старший вожатый/шеф ставит перед собой стулья для напарников так, чтобы они сидели спинами друг другу и по очереди задает им вопросы:
- Какой любимый цвет у Маши?
- Какой цвет глаз у твоей напарницы?
- Есть ли у неё/него домашнее животное?
- Хобби или увлечение?
- Что она не любит в работе с детьми?
- Какие привычки вам могут мешать?
- А какие привычки наоборот помогать?
Цель
этого упражнения: установить
контакт для повышения уровня доверия,
узнать факты о своих напарниках, которые
самостоятельно постеснялся бы спросить
и узнать себя с другой стороны.
Мы
привели пример упражнения, которым
можно начать тренинг на знакомство
вожатых, но одного не достаточно.
Креативьте и придумывайте классный
эффективный тренинг!
В зависимости от логики развития смены нужно обязательно проводить анимацию мероприятия для вожатых. Зачем это нужно?
Вожатые и аниматоры — люди, которые живут не только работой. Им необходима своя разрядка, своё шоу и возможность выразить творческий потенциал. Вожатские мероприятия нужны для того, чтобы сменить деятельность и оказаться в новой роли. Взрослые привыкают создавать всё для детей: мероприятия, анимацию, игры и квесты, а тут сами вожатые становятся участниками!
Классно, если мероприятия для вожатых будут в концепции эдьютеймент (от англ. еducation – образование, обучение и entertainment – развлечение).
Мы
рекомендуем в любом мероприятии соединять
обучающий и развлекательный компоненты,
объединенные общей игровой метафорой,
даже если предполагалась обычная
дискотека.
- Эмоциональная встряска. Самая выигрышная стратегия — превратить обычную планерку в квест, обязательно с неожиданным, если вожатые собирались на обычную планерку, а там происходит «погружение». Можно использовать любую легенду, разыграть похищение, фиктивную встречу с директором лагеря и так далее.
- Сплочение команды. В ходе таких мероприятий вожатые проходят испытания плечом к плечу, оказывают друг другу поддержку, налаживают тактильный контакт, узнают слабые и сильные стороны участников команды. После этого у участников создается ощущение, что они знакомы всю жизнь и легко могут обратиться друг к другу за помощью.
- Поддержание дружелюбного климата. Заранее нужно договориться с вожатыми как будет происходить работа. Обсудить, что все проблемы и конфликты решаются разговорами один на один. Обязательно так, чтобы дети этого не слышали и не видели. Если проблема не решается внутри, то без стеснений её можно обсудить со всей командой. Команда обязательно поддержит и поможет найти эффективное решение. Дружелюбный климат также строится на общих традициях, взаимном уважении, фишках и просто общих шутках.
Какие могут быть мероприятия?
- Просто разговор. Помните, что работа старшего вожатого с вожатыми похожа на работу вожатого с детьми. Поэтому уделяйте им своё внимание, хотя бы 30 секунд в день. Поговорите с каждым, сделайте комплимент, похвалите. Иногда для поднятия настроя вожатого достаточно всего лишь непринужденного разговора.
- Специальные мероприятия. Сюда входят мероприятия, которые старшему вожатому надо планировать и готовить заранее: квесты на знакомство и сплочение, празднование «экватора» смены, тренинги и мастер-классы (ведение педагогического дневника, напарничество, конфликтология, сложные участники), верёвочный курс, огоньки после отбоя (на знакомство, огонек-экватор, конфликтный огонёк и огонек прощаний), неформальное награждение вожатых.
- Игры-сквозухи. Игры, от которых мгновенно поднимается настроение, и в них можно играть в течение всей смены. Такие игры добавляют спонтанности и порой нарушают привычный распорядок дня, что помогает оставаться эмоциональным. Самое главное, чтобы игры-сквозухи не мешали рабочим процессам и не привлекали внимания детей!
Несколько примеров таких игр:
- «Человек-паук». Правила очень простые: кто-то выкрикивает: «Человек-паук!», все должны найти стену или любую поверхность на которую участники «прилипнут» в позе человека-паука» и другие похожие модификации игр.
- «Тайный друг». Каждый участник получает от ведущего записочку с именем человека, которому он будет делать сюрпризы и маленькие подарки в течение игры. Она может длится от 3-х дней до всей смены.
- «Пол — это лава». По правилам, если один сказал «Пол — это лава!», то у второго есть пять секунд, чтобы успеть запрыгнуть на возвышение.
- «Исчезни за 5 секунд». Участник игры может крикнуть: «исчезни за 5 секунд!» и начать считать один, два, три… Задача остальных участников найти себе укрытие, место где можно спрятаться.
- Обратная связь. Обратная связь — это реакция на какое-либо действие вожатого. Цель обратной связи: скорректировать работу или подчеркнуть сильные стороны команды, а также отдельного участника. Она помогает вовремя предотвратить нарастающую проблему или направить ее в правильное русло. Круто, когда в команде есть договоренность о том, что обратную связь можно как запросить у старшего вожатого, так и дать её в ответ. Важно помнить об активном согласии и подходящем моменте. Мы рекомендуем давать обратную связь по методике «Бургер».
В методике «Бургер» есть три «слоя»: положительная сторона (+), сторона развития (-) и мотивационная. Такой подход позволяет комплексно закрыть сильные стороны вожатого и те, что рекомендуется развить.
- Похвала (+). Использование методов позитивного влияние на вожатого. Уделить большое внимание положительным сторонам деятельности (усердие, желание, ответственность, результат). Пример: «Умница, Катя. Круто, что ты пробуешь новые форматы в сценарии мероприятий для лагерных вечерок».
- Точки роста (-). Для дальнейшего развития вожатого требуется акцентировать внимание на аспектах, нуждающихся в улучшении. Это не слабые стороны и не критика, а нюансы для развития. При этом используется речевая конструкция «Я-послания» — «Мне кажется, что…, потому что…». Пример: «Мне кажется, чтобы улучшить климат и настроение в отряде тебе стоило использовать больше игр, потому что это оказывает положительное влияние».
- Мотивация, как улучшить (+). Уделив внимание точкам роста, рекомендуется предложить свой вариант «улучшения» или спросить об этом вожатого. Пример: «Чтобы уменьшить негативные высказывания, Кать, ты можешь их видоизменять в положительные. Давай вместе попробуем?»
Преимущества данной методики:
- Вожатый получает полное представление о ситуации;
- Создается благоприятная обстановка;
- Собеседник видит, что ему готовы помочь.
Высказывание критики обычно лишь накаляет обстановку и катализирует конфликт. Таким образом, затрагивая все области обратной связи, повышается качество анализа, и никто не станет вредным критиком.
Резюмируем, что важно помнить старшему вожатому/шефу в этой теме:
- Диагностировать и выявлять эмоциональное выгорание на начальных этапах.
- Регулярно проводить профилактические мероприятия и даже внести их во внутреннюю план-сетку.
- Создавать условия для комфортной обратной связи в команде.
Желаем всем крутого лагерного сезона!
Другие материалы из нашего блога:
- Что делать, если ребенок не ест и не спит в лагере?
- Есть ли у онлайн-лагерей будущее
- Стоит ли ехать в лагерь
специалист команды Творческого Объединения #Шашники, педагог-психолог, старшая вожатая СОК «Камчия».