Что делать, если ребенок попал в плохую компанию? Ответ на этот вопрос incamp.ru помог найти Даниил Равнушкин, исполнительный директор центра «12 коллегий», психолог, ведущий групп и руководитель смен в одноименном лагере.
̶ Существует ли понятие «плохая компания»? Может ли ребенка, подростка испортить та или иная компания, либо она просто раскрывает его негативный потенциал?
̶ Возможны оба варианта. Под плохой компанией чаще всего подразумевается некоторая группа детей или подростков, которая мотивирует других детей пробовать или постоянно употреблять сигареты, алкоголь, наркотики, нарушать закон: воровать, заниматься вандализмом. Иногда родители также называют «плохой» компанию ту, в которой «модно» нарушать запреты, считается классным плохо учиться, материться, но противоправных действий она при этом не совершает.
Ребенок может прийти в сообщество, сложившуюся компанию, в которой присутствуют перечисленные признаки. Но вряд ли можно говорить о раскрытии негативного потенциала ребенка — скорее он просто попадает под чужое влияние. Если понятие «негативный потенциал» и существует, то он будет раскрываться у ребенка и без компании, в каких-то других ситуациях.
̶ Что приводит детей в плохие компании и что они в них находят?
̶ К сожалению, сейчас модно быть «плохишом», «плохим парнем». Если раньше, в СССР, молодежь призывали быть доброй, отзывчивой, высокоморальной, то сейчас чаще встречается обратная ситуация. Быть «плохишом» — значит: заявить о себе, привлечь внимание, выделиться. Столь неконструктивный способ самопрезентации кажется более простым и эффективным, чем остальные.
Также часто хулиганство — способ выразить негативные эмоции, которые накопились в школе, семье. «Плохая» компания дает возможность, объединившись, всем вместе выразить то, о чем поодиночке каждый молчит. Еще одна причина – дружба, которую ребенок нашел и не хочет терять.
Но родителям стоит понимать, что хулиганство до разумных пределов – это нормальная характеристика возраста, которая помогает психике развиваться. Иначе у ребенка складывается ригидное мышление, то есть он способен жить только по правилам, не готов выходить за рамки. Есть разница между шалостью – поступком, который можно простить, и хулиганством или вандализмом. Все дети шалят, но далеко не все занимаются хулиганством.
̶ Существуют ли типы личности или черты характера, которые увеличивают вероятность попадания в плохую компанию?
̶ Конечно, есть. Самая важная характеристика – так называемый конформизм, то есть ведомость. Человек с высоким уровнем конформизма подстраивается в поведении под мнение других. Существует множество причин формирования конформизма. Например, если родители регулярно объясняли ребенку, что хорошо, что правильно, не предоставляя возможность подумать самому. В результате такой ребенок не умеет формировать и формулировать собственное мнение, позицию и поэтому принимает чужие. Также возможно, что свое мнение у него есть, но он не умеет его отстаивать. Такие дети боятся вступать в конфронтацию с «плохими» компаниями. Когда есть уже сложившаяся группа, часто кажется, что более безопасно быть частью этой силы, чем противостоять ей в одиночку.
Еще одна частая причина – страх потерять дружбу. Если есть симпатичный ребенку человек, интересный, друг, подруга, то за ним хочется идти. Друг может делать то, что ребенок не одобряет, но, чтобы не разрушить отношения, ребенок не решится об этом сказать.
Кроме того, я уже говорил про агрессию, которую надо выплескивать. Когда у ребенка высокая агрессивность от природы, или он живет в среде с повышенным уровнем агрессии (жестокость в семье, школе), то высока вероятность, что он найдет компанию, с которой вместе сможет от нее избавиться.
̶ Плохие компании часто ассоциируются только с неблагополучными районами, школами, семьями. Можно ли попасть в плохую компанию, учась в элитной школе?
̶ Можно. Вероятно, что в элитных школах или районах, эти компании будут проявлять себя по-другому. В неблагополучных районах и школах чаще встречаются воровство или драки, а в более обеспеченных — непринятие одной группой других детей, травля, игнорирование. Способы могут сильно отличаться, при этом все тенденции сохраняются и встречаются в совершенно разных школах и слоях общества.
Если мы говорим про травлю, то она в большей степени связана с поведением учителя, а не характеристиками школы. Если учитель обращает внимание на отношения между учениками, то, как правило, травля, или, как её ещё называют, буллинг, невозможна. Это правило также работает и с остальными взрослыми, которые руководят группами детей: воспитатели, вожатые. Если у руководителя группы есть тесный контакт с детьми, то это снижает большинство негативных тенденций в коллективе, в том числе формирование «плохих» компаний.
̶ Как не допустить попадание ребенка в плохую компанию?
̶ Следует работать с озвученными ранее причинами: конформизм, невыраженная агрессия, демонстративность, неуверенность в себе.
Существует много способов решения этих проблем. Во-первых, учите ребенка формировать свою точку зрения, спрашивайте, как он к чему-то относится, что бы он в этой ситуации делал.
Во-вторых, учите дружить и заводить друзей. Если один его друг – член «плохой» компании, то всегда можно будет найти другого.
Найдите способы выражения агрессии, например, спорт – если вы чувствуете, что у ребенка есть какие-то сложности с ее выражением.
Если есть возможность – учите его ассертивности, то есть умению противостоять влиянию. Чаще всего это делается с психологом, потому что тема достаточно непростая. На весенних каникулах у нашего центра как раз будет тренинговый лагерь, посвященный теме противостояния влиянию.
̶ Эту работу желательно проводить заранее, до попадания в плохую компанию?
̶ Желательно, конечно, заранее. Но даже если ребенок уже оказался в ней — не поздно развить эти навыки, потому что дети учатся достаточно быстро. Часто детям самим не очень нравится то, что происходит в компании. И если они научатся приспосабливать окружение под себя, а не наоборот, они могут что-то поменять.
̶ Если родителю, кажется, что компания плохо влияет на ребенка, как понять, действительно ли это влияние плохое или это результат возрастных особенностей?
̶ Нередко возрастные особенности, в частности подростковые, проявляются в некотором негативизме, хулиганстве. Существует одна опасность: если все проделки будут проходить успешно, что они закрепятся как успешная форма поведения.
Чтобы отличить плохое влияние от особенностей возраста желательно посмотреть, как ребенок проявляет себя в других компаниях, сообществах, общении со взрослыми. Если то, что вы считаете плохим влиянием компании, у него не проявляется или мало проявляется в других ситуациях, скорее всего, это просто стиль поведения данной компании.
̶ Если взять классическую ситуацию из анекдотов: мама подростка 14-17 лет считает, что у нее золотой послушный ребенок, но однажды, вернувшись с дачи домой, застает дома вечеринку со всеми радостями жизни. Что ей делать в такой ситуации – запретить общаться?
̶ Давайте по порядку попробуем разобраться. Прежде всего, запретить общаться, скорее всего, не получится, особенно если речь идет о компании из школы или двора. Как правило, группы настроены на удержание участников. Простого запрета не хватит.
Если с подобной ситуацией вы сталкиваетесь впервые и, действительно, в остальном ребенок прекрасно справляется с учебой, посещает разные дополнительные занятия, стремится к знаниям, более или менее понимает, чего он хочет, – скорее всего, это некоторое опробование на себе признаков взрослого поведения. Высока вероятность, что ничего особенно страшного в этом нет. По статистике, подавляющее число подростков пробует алкоголь; чуть меньше, но тоже многие – курить. Первый сексуальный опыт также у большинства проходит в этот период. Поэтому бить тревогу, особенно если это разовая ситуация, смысла не имеет.
Если ситуация повторяется, то пропускать ее уже нельзя. Даже если вы, как родитель, не знаете, что с этим делать, что сказать подростку, то все равно стоит пробовать говорить, потому что подросток должен почувствовать хотя бы какие-то неприятные последствия такого поведения, хотя бы неприятный разговор с вами.
Кроме того, постарайтесь занять ребенка: кружками, секциями, хобби – тем, что ему интересно. Можно отвести к психологу на занятия или тренинги. Надо пробовать вытянуть ребенка, а для этого показать другие способы проводить время.
Переводить в другую школу не вижу смысла: если он попал в такую компанию, значит: особенности характера, про которые мы говорили раньше, у него есть. В следующей школе может произойти то же самое. Лучше работать с причиной, а не следствием. Если ситуация выглядит совсем плачевно: угрожает здоровью, проблемами с законом, ничего не помогает, тогда, конечно, возможен вариант перевода в другую школу.
В таких ситуациях всегда помогает тесный контакт с ребенком. Если ребенок чувствует себя частью семьи, у него есть связь с родителями, то ему сложно переступать через ценности, которые есть в семье, нормы поведения. Если семья-опора, то нет смысла пытаться найти себя в хулиганстве.
̶ Несколько слов на прощание.
̶ Желаю родителям, детям, каждому искать себя, думать самостоятельно, а не стремиться приспособиться.
Биографическая справка:
Даниил Равнушкин – психолог, ведущий групп, исполнительный директор центра «12 коллегий», закончил факультет психологии СПбГУ, получил дополнительные образование в институтах «Иматон» и «Гармония», постоянно посещает супервизорские программы.
С 2009 года Даниил консультирует и ведет группы для подростков, проводит диагностику детей от 6 лет, консультирует родителей по вопросам детско-родительских взаимоотношений.
Вы можете забронировать путевку в лагеря «12 коллегий», которыми руководит Даниил, прямо сейчас:
Тематический лагерь:
Психологический лагерь: