Дети и творчество: как развить способности?

amy.gizienski via Visual hunt / CC BY

amy.gizienski via Visual hunt / CC BY

Вместе с психологом и исполнительным директором психологического центра «12 коллегий» Даниилом Равнушкином мы попытались разобраться, что такое творчество, как оно помогает в жизни и каким способом его в себе развивать. 

—  Что такое творческие способности и вообще творчество? Это рисование, сочинение поэм или еще что-то?

—  Рисование и сочинение поэм тесно связаны с творчеством, но в широком смысле творить – значит создавать нечто новое в различных областях. К примеру, если я в точности скопировал чью-то картинку, то это — качественное исполнение, репликация, но не творчество. Если я, допустим, придумал новый способ завязывать шнурки, то это вполне уже творческий продукт. Творчество проявляется в любой сфере.

—  Как связаны творчество и модное слово «креативность» — это одно и то же или нет?

— Слово «креативность» происходит от английского «create», то есть «создавать». Креативность – это тоже умение создавать новое. Но креативным мы обычно называем человека, наполненного свежими идеями по достижению результата.  Идеи же творческого человека чаще всего не имеют практического русла и выражения. К примеру, творческий человек возьмет старые кеды и сделает необычный интересный дизайн, потому что так красивее и ему больше нравится. Креативный же человек найдет способы продать эти кеды другим людям. Но это скорее особенности употребления этих слов в русском языке. В действительности разницы в них почти нет.

— Творчество, креативность – это врожденные характеристики или их можно развивать?

— Это сложный вопрос. Обнаружена врожденная предрасположенность к творчеству и креативности. Отчасти она передается по наследству, но не прямым наследованием. Есть  разные особенности, и творческие способности связаны с множеством других факторов. На данный момент генетика недостаточно хорошо развита, чтобы однозначно ответить на этот вопрос. Однако развивать творческие способности можно, даже если нет предрасположенности.

—  Зачем их развивать, нужны ли они человеку, как они могут пригодиться в жизни?

 — В целом можно прожить и без них. Самые лучшие исполнители в любой сфере часто не обладают ярко выраженными творческими способностями. К примеру, у многих виртуозов-музыкантов низкий или средний уровень креативности. Их профессия тесно связана с монотонностью и многочасовыми повторениями одного и того же, а этому сильно мешает стремление придумывать новое, выходить за рамки и импровизировать. Но если вы заняты в сфере, где старые решения уже не работают и надо и изобретать новое, тогда креативность вам очень пригодится.

—  Как развивать творческие способности?

— Основной инструмент их развития у ребенка – творчество родителей. Если родители всегда предлагают ребенку одну и ту же игру, например, айпад, то творческие способности это не разовьет.

Книги против гаджетов: как привить ребенку любовь к чтению?

Старайтесь постоянно что-то придумывать, воображать, делитесь своими идеями и образами. Обыденные занятия превращайте в игру. Поход в магазин легко превращается в игру «Найди все фиолетовые продукты», «Разложи продукты по категориям или алфавиту», а то и в шпионское задание. В этом случае ребенок видит, как мама или папа создают игру на месте, придумывают ее на ходу. У него формируется ощущение, что каждый привносит в мир новое и интересное. Творчество – это мировоззрение и образ жизни, при котором любая мелочь – объект для фантазии.

— Есть ли занятия, кружки, которые в большей степени способствуют развитию творчества, чем остальные? Например, юный художник будет более творческим, чем поэт или наоборот?

— Творчество – это стиль мышления, восприятие мира, а не конкретное занятие. Выбирайте те кружки и секции, в которых не диктуют «как надо», а дают возможность искать собственные пути и способы выражения. Одни художественные студии рассказывают о пропорциях, истории искусства, принципах рисования, то есть учат правильно и красиво рисовать. Другие предлагают нарисовать любимого персонажа, иллюстрацию к книге или другую планету, то есть развивают фантазию. Для творчества лучше выбирать второй вариант. Если музыкальный педагог не дает ребенку сыграть партию чуть быстрее или медленнее или привнести что-то свое, то речь тоже идет только об исполнительском искусстве. При выборе студии знакомьтесь с преподавателем, изучайте программу и старайтесь понять, на что она направлена.

—  Если ребенок продолжительное время занимался в кружке или секции, у него есть талант, но однажды он начинает капризничать и хочет бросить секцию, стоит ли настаивать?

— Зависит от поставленной цели. Если вы хотите научить его делать то, что ему неинтересно, то да. Ребенок научится играть на гитаре или кататься на коньках. Если вы хотите развить его талант, то надо искать другие методы: новые способы мотивации, разнообразие, смена школа и педагога. Не обязательно вводить материальную мотивацию – сладости, игрушки, деньги – часто достаточно научиться отмечать его успехи, хвалить за выученные произведения.

— В вопросе развития талантов ребенка существуют два противоположных  подхода: «воспитаем гармонично развитую личность, которая успешна во всем» и «найдем главный талант и интерес ребенка и будем его развивать». Какая позиция вам ближе и почему?

—  Подход всестороннего развития и разнообразия навыков пришел к нам из Европы, Америки. В Азии же принято расставлять приоритеты и фокусироваться на главных талантах. Обе позиции равнозначны и имеют право на существование. Есть множество позитивных и негативных примеров у каждой из них. Лично мне ближе западная традиция, поскольку она позволяет переключаться с одной деятельности на другую и страхует от неудачи в одной сфере.

— Несколько слов на прощание.

— Хочется пожелать, чтобы все нашли свои собственные способы развития и самовыражения, а также учились преодолевать сложности.

Биографическая справка:

Ravnushkin_D

Даниил Равнушкин – психолог, ведущий групп, исполнительный директор центра «12 коллегий», закончил факультет психологии СПбГУ, получил дополнительные образование в институтах «Иматон» и «Гармония», постоянно посещает супервизорские программы.

С 2009 года Даниил консультирует и ведет группы для подростков, проводит диагностику детей от 6 лет, консультирует родителей по вопросам детско-родительских взаимоотношений.

Вы можете забронировать путевку в лагеря «12 коллегий», которыми руководит Даниил, прямо сейчас:

Тематический лагерь:

Психологический лагерь: