Тренд «Воспитание свободой»

Планируя новые летние сезоны, мы хотим сделать свой лагерь еще лучше, интереснее, безопаснее и совсем непохожим на другие лагеря. Методисты находятся в поиске  новых  форм  работы. Директора штурмуют недавно появившиеся  методологические системы ведения проектной деятельности, разбираясь в том, что же такое Scrum, Agile и бирюзовые организации. Иногда, в поисках новых трендов, стоит обратить свой взгляд на те системы, которые существуют много лет, но до сих пор являются образцом инновации в образовании.

Основанная в 1921 году, и до сих пор обгоняющая свое время, школа Саммерхилл расположилась в Западной Англии в 10 минутах от Северного моря и трех часах езды от Лондона. 75 учеников из 15 стран мира от Норвегии до Японии.

Несмотря на скромные размеры, система образования, основанная сто лет назад в Саммархилле, остается одной из самых влиятельных моделей прогрессивного и демократического образования во всем мире. Краткий обзор ее исключительных сторон поможет вам убедиться в этом.

Немного истории

Школа Саммерхилл была организована Александром Ниллом в 1921 году. Сегодня многие из его принципов широко распространены, но в тот момент это был радикальный и во многом революционный подход. Нилл верил, что для успешного развития ребенок должен быть счастлив и свободен. При этих двух условиях он сам сможет определиться со своим путем и максимально эффективно использовать заложенный в нем потенциал. Этот процесс Нилл назвал саморегуляцией.

С 1985 года школой руководит Зоя Нилл Редхед, дочь Александра Нилла. В ноябре 2018 ей исполнилось 72 года, и она продолжает бережно охранят традиции своего отца. Сама Зоя так говорит о своей школе: «Саммерхилл — это настоящее место, а не утопия. Жить в сообществе около 100 человек не всегда легко.  Это больше семья или племя, чем школа. Для многих учеников Саммерхилл становится самым значимым опытом в их жизни»

Типичный день

День начинается в 7:30 утра. Все дети должны быть одеты и готовы к 8:30, иначе специальные контроллеры (дословный перевод «Кроватные офицеры») могут применить к ним один из стандартных штрафов: лишение карманных денег на 10% или получасовые исправительные работы. Завтрак длить до 8:45

В 9:00 начинаются занятия в одной из классных комнат. Каждый класс оборудован так, чтобы в нем могла быть организована различная деятельность в зависимости от возраста ученика. Ежедневно каждый ребенок получает бланк, куда должен самостоятельно вписать свой план занятий. Принцип расписания состоит в том, чтобы позволить студентам сделать осознанный выбор в контексте структурированного дня. Дети знают, что доступно, а затем могут решить, как лично использовать свое собственное время …игры, общение, участие в школьных комитетах, формальное или неформальное обучение и т.д. Тем не менее, есть правила, которые запрещают им спать в течение дня, смотреть телевизор или играть в видеоигры во время уроков, а также выезжать в город до 12:00 по полудню.

Окончание занятий выпадает на период между 15:00 и 17:00. Это означает начало свободного времени, которое каждый ученик волен использовать, как ему захочется.

Отбой для малышей назначен на 21:15, средние дети ложатся спать в 23:00, у старших отбой не регламентирован, но все должны сохранять тишину после 22:30. За надлежащим исполнением этого правила следят все те же «Кроватные офицеры». Как ни странно, Саммерхилл гордится тем, что у него очень много правил и законов, около 250 штук.

Где же демократия?

Помимо практически полной свободы в действиях каждый ребенок в Саммерхилле принимает участие в управление всей системой. Дважды в неделю собирается Совет школы. Посещение не обязательно, но в зале собраний практически никогда не бывает свободных мест. Здесь обсуждается все – от плана занятий, до организации внеурочной деятельности, от дисциплинарных нарушений учеников до поведения отдельных учителей. Все решения принимаются путем голосования. Деловая сторона, наем и увольнение персонала, прием учеников и т. д. не являются ответственностью сообщества, хотя вклад и обсуждения всегда ценятся.

Каждый взрослый и каждый ребенок имеют равный голос. Таким образом, младший ребенок имеет ту же избирательную власть, что и глава. Дети не только имеют равную власть на школьных собраниях, но они также значительно превосходят по численности взрослых. Так дети учатся брать на себя ответственность за себя и за других.

Многие в мировой практике пытались перенять опыт школьного самоуправления, но в Саммерхилле удалось сделать из этого действительно рабочий инструмент влияния, а не формальное собрание участников.

Кто учит таких детей?

4 домоправителя и 8 учителей. Домоправители занимаются организацией проживания учеников. Учителя организовывают учебный процесс. В первую очередь и те и другие должны разделять философию Александра Нилла, так как школа осталась практически неизменной со времен ее основания. Это значит, что учителя должны поощрять тех, кто занимается, нейтрально относится к тем, кто решает не посещать их занятия и вдохновлять тех учеников, которые только планируют начать обучение.

Классная комната полностью принадлежит учителю. Он самостоятельно решает, как и что должно выглядеть. Требование только одно – соблюдать правила безопасности. Учителям разрешается проводить экзамены, если им кажется, что это обосновано. Загрузка учителя может сильно отличаться в разное время года, в зависимости от того выбора, который делают дети. Если у учителя появляется свободное время, он должен предложить дополнительные занятия для детей.

Отношения с внешним миром.

В марте 2000 года Департамент Стандартов образования выдвинул требования внести изменения в философию Саммерхилла. Победоносной борьбе Зои Нилл, учеников и правозащитников против Британского правительства посвящен фильм из четырех коротких серий, который легко найти в интернете по названию «Summerhill».  Посмотрите его, чтобы с помощью художественной формы испытать настоящий дух детской демократии.

Многие мечтали и пытались выстроить работающую эффективную образовательную систему, основанную на вечных ценностях свободы и детского счастья. Саммерхилл – это уникальный пример, когда все факторы сложились вместе, чтобы просуществовать целый век. Поддержка родителей и общества, грамотное управление, искренняя верность традициям в сочетании с известной долей гибкости и адаптивности помогли этому эксперименту занять достойной место среди лучших образовательных моделей. Все дети Саммерхилла в итоге сдают государственные экзамены,  наряду со всеми поступают в высшие учебные заведения и становятся успешными взрослыми. Другими словами, в перспективе показывают те же результаты, что и ученики классических школ, но приходят они к этим результатам совсем другой дорогой. Об этом стоит задуматься.

Почему нам, руководителям детских лагерей стоит обратить внимание на Summer Hill?

Во-первых, организационная сторона этой уникальной школы ближе всего находится к лагерю. Дети живут без родителей, ночуют и питаются в школе-интернате.

Во-вторых, большое внимание с момента создания уделялось эмоциональному здоровью ребенка, дети школы Саммерхилл считаются самыми счастливыми в мире. А разве не эти же цели мы преследуем в детских лагерях.

В-третьих, большое значение в становлении личности в Саммерхилл всегда отводилось коллективу. Не только совместное проживание, но и придумывание своих правил, поддержка и принятие, осознание того, что «я нужен», «мне здесь рады», «меня принимают»- базовые принципы этого учебного заведения.

После просмотра фильма, параллели с детским лагерем сможет увидеть любой зритель. А может быть именно в этой схожести  один из секретов успеха Саммерхила?  Надеемся руководители российских детских лагерей почерпнут много нового и интересного, чтобы сделать лето 2019 ярким, интересным, счастливым и радостным!

 

Создатель и действующий руководитель детского лагеря «Хаглар». По итогам 2015 года победитель в номинации «Молодой мастер бизнеса» по версии правительства Санкт-Петербурга, победитель в номинации «Социальный бизнес» по версии Ernst&Young, победитель всероссийского конкурса «Лидеры России»