Эпоха Игры

Эпоха ZX-Spectrum

Когда мне было где-то 6 лет, папа принес небольшую коробку с надписью ZX-Spectrum, несколько аудио-кассет и подключил содержимое коробки к телевизору.

Так для меня начались компьютерные игры.

Мой первый компьютер)

В Спектрум играла вся семья, даже бабушка. Не помню, чтобы мы ссорились из-за того, чья сейчас очередь. Мы с братом любили смотреть как папа играет в «Booty», прикольную бродилку про огромный пиратский корабль, где нужно избегать встреч со стражниками и тырить сокровища. Так раньше выглядели летсплеи)). Летсплеи сейчас популярны, это когда один играет в компьютерную игру и транслирует свою игру через интернет. Называется «стрим», если это происходит он-лайн. Зрители просто смотрят, как играет организатор стрима.

Бабушка играла в игру, где нужно было нажимать на кнопку и сбрасывать на вражеский город бомбу. Самолет с каждым разом летел все ниже и ниже, и если ты был не внимателен, то врезался в оставшиеся здания. Главной задачей было сделать так, чтобы самолет приземлился и ни одно здание ему не мешало.

Мы обожали собираться все вместе и смотреть, как мама или бабушка пытаются уничтожить город многократными нажатиями одной кнопки.

Я до сих помню только теплых семейных вечеров. Бабушка говорила: «ну, включайте компутер! Будем играть!».

Я помню, как это для меня было важно. Родители полностью разделяли мои интересы, увлечения игрой. Папа учил меня включать Спектрум. Бабушка просила подобрать ей похожие на самолет с бомбочкой игры, чтобы можно было обойтись одной кнопкой.

Тогда это все казалось очевидным. Заканчивалось тысячелетие, полностью изменилось социальное устройство. Вдруг оказалось, что технологии давно уже напоминают описанное фантастами. Было как-то нелепо прятаться от этого. Иметь дома приставку, а позже и компьютер, означало просто быть современным.

Мой папа до сих пор любит играть в комп.

Эпоха Dendy

После Спектрума дома появилась и Денди. Оторваться было уже сложнее, цвета ярче, графика сильно круче, игры изобретательнее.

Папа и бабушка не играли в Денди.

Вот это ностальгия…

Мы почему-то любили собираться у соседей или у нас дома и играть с друзьями. Кто-то смотрел, кто-то непосредственно держал джойстик и управлял персонажем. Мы много общались, смеялись, когда собирались на такие встречи. Я вообще не помню, чтобы я долго играл один в Денди, но хорошо помню посиделки небольшими компаниями. Может, вытеснилось. Мне было лет восемь.

PPC

Персональный компьютер у нас не появлялся долго. В 1998 был какой-то страшный кризис, денег не было. Но у моей другой бабушки компьютер был, кажется, вообще всегда, они с дедушкой профессора «Техноложки».

Когда мы собирались большими семейными компаниями у бабушки, компьютер моментально занимал Юра, сын дедушки. Он играл сначала в DOOM, а потом и в Quake, часами. Мы с братом Ваней смотрели и иногда нам давали немного побегать и пострелять в монстров. Нам очень хотелось свой компьютер.

У меня необычный вкус;)

Рано или поздно он, конечно, появился. С этого времени история очень обычная — мы с братом и папой постоянно ссорились, чья очередь. Зависали иногда часами. Но я не отказывался погулять с друзьями, это было ценнее. Сейчас у подростков уже, наверное, наоборот.

Эта короткая история на самом деле о том, чтобы напомнить вам, в каком времени и ситуации мы оказались.

Эпоха Игры

Мне 30 лет. Мои родители узнали, что такое видеоигры в этом же примерно возрасте. Когда папа принес домой коробку со Спектрумом, ему было, наверное, даже чуть меньше, чем мне сейчас.

Я любил играть, когда был маленьким. Но при этом долгое время я был интровертом, и для меня видеоигры решили множество вопросов и проблем. С появлением ПК я играл нереально много, мне кажется, могу дать фору современным подросткам. Но из меня не выросло никакого маньяка-убийцы.

Родители со временем стали, конечно, ограничивать. Но это вяло как-то все было. Да и я был довольно ответственным, у нас было так заведено, что сначала нужно сделать уроки, а потом — все, что хочешь. И я очень много лет так делал.

Мне кажется, что наше поколение — первое, выросшее на видеоиграх.

Поколение, которое растет сейчас, сразу имело ПК в своем распоряжении. Из моей истории видно, что именно персональный компьютер стал как-то разобщать. Нас. Не знаю, может это возраст уже такой был, переходный.

В любом случае, есть очень большая разница между человеком, который играл во дворе в прятки -салки до одурения и прятался в кусты, когда слышал свое имя из окна. И между тем, кто играл в компьютер вместо этого.

У меня так вышло, что было и то, и другое. Но мне кажется, нет смысла ностальгировать. Нет никакого смысла силой заставлять детство современных детей быть таким же, каким было наше детство.

Мы можем просто учесть все новое и двигаться дальше.

Современный подросток все равно уже не будет воспринимать реальность так, как моя бабушка, родившаяся в 1932.

Новое поколение – это люди, которые не представляют реальность без ее геймифицированных видоизменений. Иногда они объясняют что-то через игру. Иногда они делают что-то совершенно иначе. В их поступках больше игры, иногда — больше драмы. Психика просто привыкает играть, привыкает к этим ощущениям.

Индустрия видеоигр доросла по своим объемам до киноиндустрии. Например, компьютерная игра «Ведьмак. Дикая охота» обошлась создателям в $67 млн. А заработали на ней $200 млн.

Это значит, что увлеченность видеоиграми — это огромный запрос, на который, конечно, всегда будет ответ, ведь в дело замешаны большие средства.

Никто уже не сможет это остановить.

Говорят, что расстрелы в школах связаны с видеоиграми и интернетом. Я проверял, это не так. Действительно, стрелки Колумбайна играли в Doom. Но также есть проведенное ФБР исследование, в котором специалисты пытались выявить потенциальных стрелков в школах США. Они пришли к выводу, что сделать это невозможно. Нет ничего, что связывало бы личности стрелков из разных историй про расстрелы в школах. Не только видеоигры, вообще ничего нет. Это такая вот аномалия. И скорее всего тут связь с проблемами в семье.

Мне кажется, что настала эпоха Игры.

Мое и все последующие поколения играли в видеоигры с детства.

Это значит, что нет никакого смысла с этим бороться.

Но мы можем учить через игры. Воспитывать через игры. Развивать.

За этим подходом будущее образования.

Во многие школы давно накупили мощные компьютеры, проекторы, интерактивные доски. Когда-нибудь это начнет работать так, как должно — на одном языке с детьми.

Значит ли это, что, по моему мнению, дети должны торчать у экранов сутками?

Нет. Например, у нас в лагере «Нить Ариадны» вообще нет компьютеров. Но когда мы делаем наши программы, мы активно используем достижения геймдизайна.

Для этого совсем не обязательно нужен компьютер.

Я не отрицаю вреда компьютерных игр. Согласно исследованию экспертов СПБГУ, видеоигры полезны, если играть не больше одного часа в день.

Если объем проведенного времени больше, игра не приносит пользы.

Но и вреда для психики тоже. Об этом нам говорят британские психологи из Йоркского университета.

Но речь и не об этом. Речь о том, что сегодня мы наблюдаем фундаментальную смену сознания человека. И педагогика должна быть к этому готова.

Как и все, кто работает с детьми.