Усыновление ребенка — сложное и важное решение, к которому невозможно быть полностью готовым. Психолог центра «Архитектура будущего» Александра Чернышева рассказала incamp.ru о том, как подготовиться к появлению нового члена семьи.
— Любой ли человек может взять приемного ребенка и воспитать его? Или для этого нужно определенные качества?
— Безусловно, любой человек может стать приемным родителем. Для этого, скорее, нужны не определенные качества, а знания. Сейчас чтобы стать приемным родителем, необходимо пройти школу приемных родителей. В ней ведется качественная подготовка, включающая работу с психологом, – прорабатываются травмы и особенности личности, юридические консультации и многое другое. Постепенно родители подходят к осознанию ответственности и обязательств.
— Какую психологическую подготовку должен пройти родитель прежде чем взять ребенка из детского дома?
— Осознание собственных мотивов: «Зачем я это делаю?». Если человек хочет «спасти», защитить, сделать хорошее дело, то вероятность печального исхода выше. Второе, что надо учитывать, дети из детдома или дома ребенка имеют личностные психологические особенности. У подавляющего большинства — нарушение привязанности, поскольку они живут в особой среде, педагогическая запущенность, потому что система обучения не индивидуальна. К этому надо быть готовым.
— Почему желание «спасти» ребенка приводит к негативным последствиям?
— Когда мы «спасаем» ребенка, совершаем благое дело, мы, в том числе неосознанно, ждем благодарности. Ждать благодарности от любого ребенка бессмысленно, особенно если у него нарушение привязанности, травматический опыт проживания в собственной кровной семье. Ведь детей изымают из семьи, когда есть угроза жизни, здоровью и развитию. Ребенок из детдома глубоко травмирован. Даже если он не помнит родителей, прошлые события на нем отражаются. Низка вероятность взять из детдома ребенка без сильных эмоциональных переживаний и трагедий.
Новый брак: как выстроить отношения между ребенком и отчимом или мачехой?
— Как понять, готов ли я принять на себя ответственность?
— Почитайте в интернете истории приемных семей. Есть множество форумов, на которых описываются такие истории. Их надо внимательно изучить, чтобы избавиться от розовых очков. Безусловно, всегда есть шанс, что именно вам попадется ребенок, который за полгода без усилий привыкнет к вам, и все будет замечательно. Но бывают и другие случаи. На этот шаг надо идти с открытыми глазами, понимая, что вы делаете, и как могут разворачиваться события.
Важно пройти школу приемных родителей. Пройти не для галочки, а действительно поработать с психологами, прослушать лекции, подготовиться юридически. Сейчас все активнее ведется работа по возвращению детей в кровные семьи. Соответственно, всегда есть шанс, что ребенка, взятого под опеку, органы захотят вернуть кровным родителям. Вы должны разбираться во всех юридических нюансах.
Родителям стоит проработать личные сложности и травмы, пообщаться с психологом, познакомиться со своими слабыми местами. «Дети из системы» часто неосознанно нажимают на самые болезненные точки. Очень многие приемные родители говорят о том, что они за период адаптации выяснили, какие “монстры” в них живут.
Главная задача – снять розовые очки и только после этого принять окончательное решение. Это более чем ответственный шаг, который несет серьезные последствия для всех участников. Любой возврат ребенка обратно в систему – это травма для семьи и самого ребенка. Даже если кажется, что все вздохнули с облегчением, этот поступок отразится на семье.
— По вашему профессиональному опыту, с какими основными проблемами сталкиваются приемные родители?
— Мы мало работаем с приемными семьями, для этого есть тематические психологи — специалисты по работе с приемными семьями. Если вы как семья собираетесь взять ребенка из детского дома, надо искать именно тематического психолога. Это люди, работающие именно с этой спецификой, имеющие большой опыт. Даже психологи с профильным образованием, работающие с клиентами, не всегда могут прочувствовать всю специфику. Если мы рассматриваем динамику развития кровного ребенка, то сравнивать ее с динамикой развития ребенка из системы нельзя. Человек-профессионал должен понимать психологические особенности ребенка из детдома. Иначе есть вариант получить неквалифицированную помощь.
Проблемы я бы разделила на две группы: во-первых, проблемы, связанные с психологическим состоянием ребенка и семьи, во-вторых, общественное мнение. Что касается второй: важно определиться, насколько окружающие будут или не будут в курсе того, что вы принимаете ребенка в семью. Если они в курсе, надо быть готовым к вопросам, обсуждению, спорам с друзьями, родственниками и знакомыми. Надо относиться к этому с пониманием и быть готовым, в том числе к дискуссиям о «генах алкоголиков и наркоманов» и «почему бы вам не родить самим».
Если возвращаться к психологическому состоянию, то главная проблема – адаптация. Какой бы ни был хорошо построенный контакт, ребенок все равно попадает в семью к чужим людям, а вы принимаете в семью чужого человека. Есть родители, которые принимают ребенка сразу, будто сами родили. Есть те, кому это дается тяжело. Но обычно адаптация занимает довольно много времени. По словам тематических психологов и родителей, самое тяжелое время – через 5-6 месяцев, когда собственный ресурс уже заканчивается, а сложности еще остаются. Чем сложнее анамнез у ребенка (были возвраты, тяжелые травмы внутри семьи, физическое и сексуальное насилие), тем больше вероятность, что ребенок будет плохо себя вести, в том числе в девиантных формах, манипулировать, пробовать разные модели влияния.
— Какие возрастные особенности важно учитывать при этом решении?
— Если у вас не было опыта взаимодействия с приемными детьми, и есть свои кровные дети, лучше брать детей младше кровных, чтобы не было соперничества, чтобы легче строились отношения. Если у вас нет опыта и вы не чувствуете в себе большого ресурса, не стоит брать ребенка с очень сложной историей, особенно «возвратного». Есть возрастные нюансы, но в каждой ситуации есть индивидуальные особенности.
Младенцы до года: по ним еще не успела «пройтись катком» система — реабилитация, восстановление, формирование привязанности происходят наиболее легко, ребенок еще очень мал, легче догнать возрастную норму развития. Какой бы ни был хороший детдом, все равно индивидуального внимания ребенок там почти не получает. Это оказывает очень сильное влияние на развитие ребенка, психическое и физическое. С другой стороны, в этом возрасте сложнее обнаружить некоторые заболевания, поставить диагноз.
Младшие дошкольники, от 1 до 4 лет, сильнее вовлечены в систему, сильнее травмированы. Если от ребенка отказались при рождении, то у него могут быть серьезные проблемы с привязанностью, он никогда не был в кровной семье. Привязанность – это способность испытывать нежные чувства к другому, эмпатия, любовь, близкие отношения. Всегда бывают исключения, возможно, именно с этим ребенком кто-то из персонала играл, брал на руки, давал индивидуальное внимание, общался. Но это возраст, в котором еще многое можно наверстать, развить, это чувствительный период.
У детей 5-8 лет часто наблюдается педагогическая запущенность. Зачастую в детдоме дети хитрят, ленятся, отказываются учиться. У некоторых к школе нет почти никаких знаний. К этому тоже надо быть готовым. Много усилий придется потратить на образование.
Если говорить про подростков, то ситуация с образованием такая же. Подростковый возраст – это возраст экспериментов, проб ошибок. В это возрасте не всегда дети сами хотят в семью, не понимают, почему и зачем их забрали, почему они должны слушаться новых людей, они хотят обратно в детдом. С другой стороны, некоторые, наоборот, хотят попасть в семью и вырваться из системы. Тогда проще договариваться, обсуждать, искать компромиссы.
— Если все этапы пройдены и пришло время ехать в детдом выбирать ребенка, как это сделать?
— Универсального рецепта нет. Важно, чтобы ребенок был вам симпатичен. Не на фото, а реальный ребенок. Процесс адаптации не всегда простой, а тот факт, что ребенок вам нравится, упростит его. Отгоните от себя мысль: «Не на базаре, выбирать не надо». Надо выбирать. Поймите, насколько приятен сам ребенок, его внешность, привычки, запах. Важно испытывать симпатию именно к этому ребенку.
Здорово, если ребенок сначала проявляет к нам некую настороженность. Это говорит о том, что ребенок с большей степенью вероятности различает границы «свой-чужой». Если ребенок идет на руки сразу ко всем, возможно, есть нарушение привязанности. Дети, заглядывающие в глаза и спрашивающие: «Мамочка, папочка, вы меня заберете?» — пример детского манипулирования, который может фатально повлиять на ваш выбор. Если ничего не ёкает, и ребенок кажется нам несимпатичным и неприятным, то подумайте дважды.
— Если родитель принял это решение, но столкнулся с трудностями, ему кажется, что ничего не получилось, где искать силы и помощь?
— Обращаться к тематическим психологам и не доводить ситуацию до полного собственного истощения. Будет сложно в любом случае, поэтому ищите профессиональную поддержку. Если вам кажется, что психолог вам помогает как-то не так, ищите другого. Но идти стоит именно к тематическим специалистам.
Если есть возможность, ищите помощь и поддержку у близких, родных, других приемных родителей. При этом важно, чтобы окружение поддерживало. Если кто-то из окружения говорит вам: «Сдай ребенка и не мучайся!», — ищите другую помощь, это не помощь, а лишние сложности.
Если есть возможность куда-то отправить ребенка отдохнуть, сделайте это. Только пусть это будет не спецучреждение – лагерь, детский сад, санаторий – а бабушки-дедушки, дяди-тети, друзья, профессиональные приемные семьи, куда-то, где ребенок не окажется снова в системе, чтобы не случился откат. Сами всеми силами восстанавливайте собственные ресурсы — не забывайте про сон, приятные впечатления, хобби и увлечения. Когда у самого нет ресурсов, то и ребенку ничем не поможешь. Поищите помощь среди приемных семей на специальных форумах, там можно найти помощь и поддержку профессиональных семей, которые уже через многое прошли и готовы помочь советом. Составляйте список положительных качеств ребенка, приятных воспоминаний, которые вас связывают. Купите ему симпатичную одежду, которая вам и ему будет нравиться, сделайте новую прическу. Чем больше вам нравится ребенок, тем проще его будет принять и почувствовать родство.
— Если ребенка взяли совсем маленьким высок соблазн не говорить ребенку о его статусе, стоит ли это делать?
— Такой соблазн часто есть, особенно, если ребенок уже “прирос” и кажется таким родным. Однако делать этого не стоит. Во-первых, всегда будут люди, которые будут знать о приемности, и в самый неподходящий момент расскажут об этом: “добрая” соседка, жалостливая подруга, кто-то из родственников в пылу ссоры… После этого восстановить отношения будет сложно, особенно если это случится в подростковом возрасте. Будем честны, каждый подросток примеривал на себя роль приемного ребенка, задаваясь вопросом, — “Не потому ли жесткие родители заставляют мыть посуду, что я им не родной?”. А если это оказалось правдой? Доверие будет не вернуть.
Во-вторых, это нечестно по отношению к самому ребенку. Скрывая от него правду, мы лишаем его собственной истории, какая бы она не была. Не обязательно рассказывать все подробности, особенно, если они страшные, но знать правду — право каждого человека.
В-третьих, всю жизнь врать близкому человеку — тяжкое бремя, на которое вы себя обрекаете, если умалчиваете этот факт. Более того, дети тонко чувствуют интонации и эмоции родителей, а на подсознательном уровне вопросы про беременность, роды и раннее детство (до того, как ребенок попал в вашу семью) будут вызывать тревогу, что найдёт отражение в реакциях родителей.
Если я вас ещё не убедила, стоит почитать в интернете истории приемных детей, которые случайно узнали о своей приемности.
— Несколько слов на прощание.
— Принятие ребенка в семью – это безусловное благо. Система калечит. Согласно последним статистическим данным, не более 10% выпускников детских домов адаптируются в жизни. Все остальные – это те, кто скрываются, обеспечивают детские дома следующим поколением воспитанников, уходят в криминал, наркоманию и заканчивают печально.
С другой стороны, идти на этот шаг надо с открытыми глазами, потому что дети в детдоме в большинстве своем травмированы. Применять к ним как возрастные, так и личностные нормы обычных детей не совсем корректно. Всегда есть шанс, что именно вам попадется идеальный ребенок, с которым вы сразу почувствуете родство, но рассчитывать на это не стоит.
Если вы ожидаете взять прелестную малютку, которая будет вам благодарна, а получаете травмированного ребенка, который крушит все вокруг, бьет других детей, врет и манипулирует, то высока вероятность возврата, то есть очередной глубинной травмы.
Давайте будем отвечать за свои действия и готовиться к тому, что будет. Думайте, советуйтесь, общайтесь. К сожалению, очень много случаев возврата детей, в том числе, потому что семья оказалась не готова к тому, кого они получат. Ребенок очень просил, опека очень хотела отдать, и в итоге ребенок в очередной раз чувствует себя брошенным и ненужным. Давайте ответственно подходить к судьбоносным решениям своей жизни.
Биографическая справка:
Александра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.
С 2007 Александра ведет индивидуальные, групповые консультации и тренинги с детьми и подростками, а также координирует работу лагеря «Архитектура будущего». К сфере ее научных и практических интересов относятся следующие темы:
- «Уверенность в себе»,
- «Интеллектуальная успешность»,
- «Эффективность в общении».
Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Архитектура будущего», в котором работает Александра: