Помощь ребенку в экстремальных ситуациях

Помощь ребенку в экстремальных ситуациях

Помощь ребенку в экстремальных ситуациях

Какими бы внимательными и заботливыми ни были родители, к сожалению, их ребенок не застрахован от опасностей и экстремальных ситуаций. С ними может столкнуться каждый. Но предупрежден – значит вооружен. О правильно поведении родителей в таких случаях читайте в нашем интервью с психологом центра «Архитектура будущего» Александрой Чернышевой.

— Если ребенок столкнулся с травмирующей ситуацией, как оказать ему первую психологическую помощь?

— Первое — удостовериться, что взрослый, который планирует оказывать помощь и поддержку, находится в ресурсном состоянии. Если взрослый сам дрожит от страха, то помощь он оказать не сможет. Все как в самолете: сначала надеваем маску на себя, потом на ребенка. Осознали ситуацию, выдохнули, поняли, что ребенку уже ничего не угрожает, успокоились и можете приступать к общению.

Как родителю позаботиться о себе?

Тип помощи зависит от возраста ребенка. Но с любым ребенком важно проговорить ситуацию, сказать, что сейчас опасности нет. Не нужно ругать, критиковать — важнее пообщаться, успокоить. Ребенку необходимо знать и понимать, что родители рядом, они поддержат, помогут и вернут в зону эмоционального комфорта.

— Как вести себя в дальнейшем? Стоит ли разговаривать об этой ситуации и вспоминать о ней?

— Безусловно, стоит. Когда пройдет первый этап и градус эмоций снизится, обсудите, что можно было бы сделать в той ситуации. Опять же, делать это не в критикующем тоне, а в формате: «Что можно сделать, если подобные ситуации будут случаться?». Важно выработать дальнейший алгоритм, правила поведения, как действовать в похожих ситуациях.

— В каком случае стоит вести ребенка к специалистам?

— Если видите проявление так называемых нервозоподобных состояний: ребенок не спит, снятся кошмары, он переживает, и вы понимаете, что ваших ресурсов на просто поговорить уже не хватает. Если вы не чувствуете в себе возможности и готовности помочь, – безусловно, идите к психологу.

Первый маячок – нетипичное для ребенка поведение. Например, ребенок стал более плаксив или начал огрызаться в тех ситуациях, где раньше реагировал спокойно, или боится засыпать один… Тут может быть множество “или”, главное, что поведение изменилось. Второй – нарушение психосоматики: у ребенка появились проблемы со сном, тики, начал много болеть и так далее.  Третий – если чувствуете, что ребенку важно поговорить об этой ситуации, но сами не готовы.

— Что делать, если ребенок повторяет опасное поведение: к примеру, играет в футбол на дороге?

— Выясните, почему ребенок повторяет опасное поведение. За ним может стоять многое: начиная с того, что он просто не задумывается об этом, отвлекается, думает, что все будет хорошо. Или это может быть протестным поведением, «назло». Есть и другие варианты, но эти два – самые типичные.

Соответственно, выясняем причину и дальше действуем, исходя из причины поведения. Например, если ребенок регулярно нарушает правила безопасности, скажите ему, что на улицу он будет выходить только с взрослыми. При этом нужно адекватно реагировать на возмущение и объяснять, почему вводятся ограничения на его действия.

— Как обсуждать с ребенком произошедшую ситуацию, если родитель чувствует свою вину?

— Во-первых, признайте вину и ответственность. Дети хорошо реагируют, когда родители рассказывают про свою жизнь. Для советского подхода к воспитанию разговоры с ребенком о проблемах и сложностях родителей казались нонсенсом, но они создают доверие и учат ребенка понимать и чувствовать. Если меня воспитывает вполне живой человек, о своих эмоциях мне будет проще разговаривать.

Гендерное воспитание: мода или необходимость?

— Как взрослому в этой ситуации договориться с собой и страхом «Я плохой родитель»?

— Позволить себе быть неидеальным, признать ситуацию. Да, это случилось. Точно так же это может случиться еще раз. Более того, если мы запретим ребенку все, с вероятностью 99% он будет искать лазейки и нарушать запреты тайно, что создаст еще более опасную ситуацию.

Важно помнить, что, поддавшись страхам, мы рискуем нарушить доверие в отношениях с ребенком, то есть спровоцируем его на еще более опасное поведение.

— Что делать, если после опасной ситуации остались увечья, шрамы, инвалидность?

— Шрам на коленке – не самое страшное. Они есть у всех детей, и современная лазерная хирургия помогает даже в непростых ситуациях.

С увечьями и инвалидностью справиться сложнее. Самое лучшее, что можно сделать, – отправиться к психотерапевту. Увечья и инвалидность – причина пойти работать с чувством вины. Родитель с чувством вины не принесет добро ребенку.

— Несколько слов на прощание.

— Опасное поведение всегда было и будет у детей и особенно у подростков, которые только-только осознают конечность жизни и проверяют ее на прочность. Большинство нынешних взрослых делало в детстве то, что можно отнести к опасному поведению. Только кому-то повезло в большей степени, кому-то – в меньшей.

Важно поддерживать близкий контакт с ребенком, не быть только критиком. Если мы ничего кроме критики не даем в какой-то момент ребенок перестанет рассказывать о том, что делал и где был.

Не забывайте про собственный опыт. Им можно делиться, особенно, если в этом опыте есть что-то, что может оказаться полезным ребенку. Это будет выглядеть не нотацией, а желанием поделиться. И помните: чем больше у сына или дочери интересов, тем меньше у него шансов, говоря на молодежном сленге, «влипнуть» в неприятности.

Биографическая справка:

Александра Чернышева
Александра Чернышева

Александра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.

С 2007 Александра ведет индивидуальные, групповые консультации и тренинги с детьми и подростками, а также координирует работу лагеря «Архитектура будущего». К сфере ее научных и практических интересов относятся следующие темы:

  • «Уверенность в себе»,
  • «Интеллектуальная успешность»,
  • «Эффективность в общении».

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Архитектура будущего», в котором работает Александра: