Новогодняя игротека

Дни празднования Нового года — это то время, когда хочется подводить итоги уходящего и мечтать о событиях года предстоящего. Хочу предложить вам несколько игровых способов того, как это можно сделать. Это игры, в которые можно играть, к примеру, за праздничным столом, на детском утреннике или взрослом корпоративе.

 

Игра «Буквенный оракул».

В начале игры один из участников (водящий) называет любую букву. Задача остальных игроков — назвать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Но нужно не просто называть слова, а интерпретировать их применительно к игроку, назвавшего букву.

Например, водящий выбрал букву «К». Остальные игроки по очереди  называют слова и комментарии к ним:

— Кино! — В наступающем году мы с тобой обязательно сходим в кино!

— Кроссовки! — В новом году ты купишь беговые кроссовки и начнёшь бегать по утрам.

— Карандаш! — Почему бы тебе в следующем году не начать рисовать? Давай вместе запишемся на курсы рисования!..

Когда все участники по одному (2-3 и больше) разу назвали свои «буквенные предсказания», водящий выбирает то, которое ему больше всего пришлось по душе. Можно выбирать два или три «предсказания». Автор «предсказания» получает какой-нибудь маленький приз (мандаринку, конфету) или балл. Побеждает «предсказатель», набравший к концу игры (когда все участники получат свои «предсказания») наибольшее количество призов или баллов.

Игра развивает креативность, память, остроумие, рефлексивное и прогностическое мышление, расширяет словарный запас, усиливает атмосферу новогоднего праздника как ожидания наступающего чуда.

 Игра «Загадочное действие» 

Эта простая игра может быть очень веселой.

Водящий загадывает какое-либо действие. К примеру, он загадал «читать». Другие игроки пытаются угадать это действие, задавая вопросы, в которых заменяют неизвестное слово любым другим действием. Например, словом «прыгать». Игроки могут пытаться угадать его, задавая вопросы со словом «прыгать». А водящий отвечает на них так, словно вместо слова «прыгать» используется слово «читать»:

Игрок: Как часто ты прыгаешь?

Водящий: Я прыгаю (читаю) каждый день. Особенно, перед сном люблю попрыгать (почитать).

И.: С кем ты обычно прыгаешь?

В.: Обычно я прыгаю (читаю) один.

И.: А все люди умеют прыгать?

В.: К сожалению, нет.

У игроков может быть неограниченное количество вопросов, но ограниченное количество вариантов того, что загадал водящий.

Побеждает игрок, первым отгадавший слово. Он же подбирает слово для следующего раунда.

Игра проходит очень весело и практически не надоедает. Она идеально подходит для вечеринок и праздничных застолий. В рамках новогоднего застолья или празднования, водящий может загадывать действие, которое ему больше всего нравилось делать (не нравилось делать, чаще всего делал и т.п.) в уходящем году. Либо, наоборот, можно загадать то действие, которое водящий хотел бы почаще делать в наступающем году. Это может быть и какое-то разовое действие («съездить с семьёй на Мальдивы»).

Игра развивает логику, остроумие и усиливает атмосферу интеллектуального веселья за праздничным столом.

Игра «Уходящий. Наступающий. Люди».

Эта игра может проводиться в форме игры «Зэп! Зип! Боб!», о которой уже рассказывалось в одной из предыдущих статей. На всякий случай, напомню суть игры.

Эта игра идеально подходит для игр с группой 10 и больше человек. Играть в неё можно за столом или на новогоднем детском утреннике или взрослом корпоративе.

Участники игры встают в один круг. Внутри круга ими аккуратно перебрасывается небольшой мячик или какой-либо мягкий предмет (игрушка, варежка). Бросая предмет кому-либо в кругу, участник должен сказать одно из слов: «Зэп», «Зип» или «Боб». Сказанное им слово зависит от того, кому в кругу он перебрасывает предмет:

— Если предмет перебрасывается кому-либо в кругу (кроме соседей справа и слева), то игрок говорит «Зэп».

— Если предмет предаётся соседу справа или слева, то игрок говорит «Зип».

— Если игрок возвращает предмет обратно (тому, кто только что бросил предмет ему самому), то он говорит «Боб».

При этом, перебрасывать предмет необходимо максимально быстро. Здесь работает так называемое правило «горячей картошки», согласно которому предмет, словно горячую картошку, нельзя долго держать в руках, иначе обожжёшься. Если игрок слишком долго держал предмет (больше 1-3 секунд – на усмотрение ведущего игры), то он «обжёгся». Это означает, что он должен выполнить какое-либо задание: присесть 1 раз, громко спеть строчку из песни, сказать какую-либо фразу. То же самое игроки делают, если путают между собой «зэп», «зип» и «боб» (например, кидая предмет соседу справа, говорят «зэп»). Разумеется, можно играть и без этих условий.

Игра развивает быстроту мышления, внимание, память.

Применительно к новогоднему празднику эту игру можно играть в формате «Уходящий. Наступающий. Люди». В этом варианте игроки вместо «Зэп!» коротко называют самое яркое, значимое (для них) событие уходящего года («Поездка в Крым», «Поступил в университет», «Свадьба сына», «Купался в проруби» и т.п.). Соответственно, вместо «Зип!» они называют (тоже коротко) свои мечты, планы на наступающий год («Прыгнуть с парашютом», «Похудеть на 10 кг.», «Завести щенка», «Выучиться на права»). А вместо «Боб!» они называют имена тех людей, с которыми они хотели бы чаще видеться, встречаться, общаться в наступающем году.

Игра «Подарочные «да-нетки»

Правила крайне простые: один из игроков загадывает подарок, который бы он хотел получить на Новый год, а другие задают вопросы, на которые можно ответить только «да», «нет», «не знаю», «не имеет значения», «и да, и нет». Задача игроков — определить, какой подарок загадал водящий.

Игра учит задавать «сильные» вопросы — те вопросы, которые позволяют в наибольшей степени сузить круг поиска. Например, если игрок загадал какое-либо число (38), то самым «сильным» вопросом будет вопрос: «Это чётное число?» (при таком вопросе отпадает 50% информации). А «слабый» вопрос — это перечисления вариантов («Это 1? Это 2?..»).

Игра «Подарочные «да-нетки» не требует никакой подготовки, практически не надоедает и всегда проходит довольно весело. Она развивает логику, креативность, умение анализировать информацию и задавать точные вопросы. Ну, и она позволяет в игровой форме узнать, о каких новогодних подарках мечтают игроки.

 

Таким образом, используя эти и многие другие игры, можно сделать любой новогодний праздник не только весёлым (вернее, ещё более весёлым), но и развивающим интеллектуальные и коммуникативные качества участников праздника. Кроме того, в игровой, ненавязчивой форме можно подвести своеобразные итоги уходящего года и настроиться на радостную встречу Нового года.

 

 

 

 

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства ТюмГУ, руководитель АНО «Центр социального творчества и туризма «Искра», директор компании «KUDA-GAME», тренер авторского агентства «Новые социальные и педагогические технологии» («НСПТ»)