Матвей Шпаро

Известный путешественник, почётный полярник, обладатель государственных наград, писатель… Может ли такой человек быть директором лагеря? Безусловно, да! Матвей создатель палаточного лагеря, который является примером для всех организаторов детского активного туризма. 

Матвей, расскажите о своём лагере? 

—  Палаточный лагерь в Карелии “Большое приключение” за лето принимает около 1500 детей. Ребята приезжают и проводят2-4 дня в базовом лагере, потом они отправляются в абсолютно настоящие походы (категорийные или степенные), вот в этом походе и происходит настоящее содержание — и воспитательное, и навыковое и образовательное, и оздоровительное и рекреационное. После этого они возвращаются в лагерь на 2 дня, там проходят финальные лагерные мероприятия и разъезд. И благодаря тому, что есть поход, как основное содержание деятельности, педагогам не нужно ничего дополнительно придумывать. Перед нами не стоит цель искусственно, с помощью ролевых игр или игр- путешествии, смоделировать деятельность, имитация не нужна, потому что мы каждый день проходим через игровые и воспитательное ситуации, живем настоящей жизнью. Например, есть в лагере кружок фотодела, или вязания морских узлов, а зачем он нужен? Чуть-чуть поучиться этому фотоделу, или узнать новый узел, а смысл какой? А когда у тебя есть целое путешествие, то за время похода ты приобретаешь и цели, и ценности, открываешь что-то новое не только в своей стране, но в первую очередь в себе самом. Когда ты идешь в поход, для тебя совершенно очевидно для чего ты должен научиться грести на катамаране, для чего тебе умение разжигать костёр и готовить блины, а узлы, и даже фотодело, получают свое применение на практике. И наш лагерь показывает ребенку: вот сейчас ты в точке А, сходил в поход на 3 дня, затем на 5 дней, мы с тобой вместе растем и переходим к точке Б, в которой ты сможешь сходить в поход на 14 -21 день. По большому счету наш лагерь — это история роста ребенка, история его становления и успеха. Для кого-то эта история заканчивается вручением сертификата, для кого-то становление или профориентацией, кто-то остается работать в лагере в качестве инструктора, и сам водит детей. В любом случае — это очень сильная и успешная история.

-Можете назвать какие ваши личностные качества помогают в работе руководителя лагеря ?

— Я думаю, что надо уметь делать то, что ты не хочешь делать. Этому меня путешествия научили. Представьте, когда на улице -40, и в палатке тоже -40, а ты должен проснуться, вылезти из спальника, зажечь примус, начать готовить себе еду. Это отвратная абсолютно ситуация, потому что в спальнике тепло, на улице холодно, но ты должен выйти, должен начать что-то делать для того, чтобы пройти свои 15-20 км, потому что они тебя приблизят к цели. У любого руководителя много и часто случаются рабочие моменты , которые ему не хочется делать. Рутина, она существует и нужно уметь делать эту рутину. Второй важный момент, нужно очень любить свое дело, видеть в нем ценность и пользу, уважать себя за то что ты делаешь. И вот когда с одной стороны ты занимаешься тем, что ты любишь, а с другой стороны умеешь делать то, что ты не хочешь — получается хороший результат.

-Могли бы вспомнить какое-то происшествие, событие, путешествие, которое в прошлом казалось тяжёлым, может почти невыносимым, нерешаемым, а теперь вспоминается с теплотой или наоборот со смехом ?

-Честно говоря, сложно что-то такое вспомнить. Те события, которые были тяжёлыми, они не стали весёлыми, они приятны, потому что они прошли, они реализовались. Например, путешествие полярной ночью к Северному полюсу вспоминать тяжело, диву даюсь как мы пережили этот кошмар. Невозможно описать в двух словах эти 86 дней, когда ты не видишь солнца, и тебя окружает белая пустыня, которая на самом деле не белая, а чёрная. Ты идешь вдвоём с напарником, а ближайшие люди на расстоянии нескольких десятков тысяч км от тебя.

Это крайне всё сложно, но в результате цель достигнута. К таким вещам и пять и двадцать лет спустя не будешь относится, как к легкой и увеселительной прогулке, об этом даже вспоминать очень и очень трудно. При этом, хотел бы я там опять оказаться? Может быть и хотел, но это сложно и совсем не смешно.


-Если бы была возможность встретиться с км-то из людей разных эпох, других стран, из любого времени, то кто бы это был, и о чём бы поговорили.

Я с большим удовольствием бы встретился с Гагариным, он был классный парень, смотришь на его улыбку и думаешь , что это очень настоящий человек, он не мог быть каким-то неправильным. Общаясь с настоящим человеком, ты как-то сам всегда становишься лучше. Возможно, хотелось бы, пообщаться с Магелланом и Колумбом, величайшими путешественниками, но с другой стороны я не уверен, что они понимали, что они сделали.

— Если оглянуться на свою жизнь, есть ли какие-то вещи, за которые можете похвалить себя и сказать, что это вы сделали хорошо ? Были ли события/поступки, которыми гордитесь?

-Я думаю очень много можно всего перечислять, потому что и хорошего было сделано немало, и того чем можно гордиться . На самом деле я, всё-таки, совершил очень хорошее путешествие с инвалидами через Гренландию, поднимался на самую высокую вершину Мак-Кинли в Северной Америке. И это только путешествия, проходившие на большом мировом уровне. Я уверен, что они оставили след в истории как достижение русских людей, достижение России, может быть звучит немножко пафосно,но за них мне и гордо и очень приятно . Маленькая история, чтобы вы понимали о чем я говорю. Когда ты поднимались на Мак-Кинли, то проходили один из участков расположенный на высоте 5000 м над уровнем моря, большой жалоб протяженность 600-700 метров под углом 50-60 градусов назывался Рэскью галли. Его еще называли “спасательный кулуар”, так как обычно по нему спускают вниз с горы альпинистов , которым стало плохо, это частое явление на высоте. Наша команда состояла из 11 мужчин: 9 здоровых и двое в инвалидных колясках, они не могут ходить, они сидели на специальном кресле, установленном на лыжах, и поднимались при помощи альпинистской техники. Идея была в том, что совместная работа людей может послужить мотивацией для очень больших свершений. Ну, так вот, если обычные альпинисты, когда идут наверх, обходят этот Рэскью галли по каменистому склону, то инвалиды как раз не могли пройти по каменистому склону, они должны были идти по этому Рэскью галли наверх, и потом когда мы поднялись на Мак-Кинли, американцы этот Рэскью галли переименовали в Рашн галли. Нет ничего более приятного, чем такие оценки достижений твой команды, команды, которой ты руководил. Конечно, приятно и очень почётно получать государственные награды, но такая профессиональная , общественная оценка, она тоже очень важна. Поэтому путешествие на Северный полюс, путешествие с инвалидами, 18 летняя работа лагеря в Карелии, и создание три года назад такого же в Краснодаре — это все события, которыми можно гордиться и которыми я горжусь.

Отправляйтесь в «Большое приключение» вместе с Матвеем Шпаро и, поверьте, вы также будете гордиться собой и своим путешествием!