Автор и ведущая «Все как у зверей» Евгения Тимонова расскажет, в кого люди такие

Писатель, натуралист, автор и ведущая научно-популярной программы «Все как у зверей»  Евгения Тимонова дала incamp.ru эксклюзивное интервью и рассказала об интернет-популярности, любви к природе и современной науке. 

— Какую из ваших профессий вы считаете основной?

— Все они имеют смысл только в комплексе. Это неделимая система, отдельные компоненты которой не жизнеспособны. Я очень рада, что мой сложный путь получения образования и витиеватая профессиональная деятельность в итоге сложились в один интересный паззл – программу «Все как у зверей».  Она позволяет нам делать нечто уникальное и непохожее ни на кого другого.

— Какое у вас образование?

— Первое – биологическое, второе — литературоведение и психология.  

— Почему вы позиционируете себя как натуралист, а не биолог?

— Между ними тонкая разница. Я не занимаюсь научными исследованиями, а пользуюсь уже имеющимися. Я перекладываю научный опыт в сферу публицистики в целях популяризации науки. Мне ближе писательская и просветительская деятельность, а не теоретические изыскания.

— Расскажите, пожалуйста, про писательскую деятельность…

Сценарии, статьи, колонки, эссе, рассказы и прочие тексты в журналах, сборниках, интернете, etc. Отдельной книги у меня пока нет, поскольку я щепетильно отношусь к тому, что выходит в печать. Слишком много людей, не являющихся писателями, выпустили в свет слишком много книг и совершенно замусорили информационное пространство.  Чтобы как-то сохранить равновесие, я мужественно остаюсь писателем, который не издал ни одной книги. Хотя уже ведутся переговоры с одним издательством, так что, похоже, это ненадолго.

Ирина Хакамада о пионерских лагерях, воспитании детей и красоте

— Как появилась идея создать проект «Все как у зверей»?

— Постепенно. Чем больше знаешь про животных, с одной стороны, и чем дольше живешь и лучше узнаешь людей — с другой, тем больше совпадений и общих черт тебе открывается. Это настолько удивительно, что возникает простое человеческое желание поделиться ощущением чуда. Хочется показать, насколько все связано и как естественно вырастает одно из другого. Постепенно и я почувствовала, что мне есть, что рассказать, и этого много.

С другой стороны, наступил удачный момент. Ну как – удачный? Удачный из серии: «Кому – война, кому — мать родна». Наверное, наступил неудачный момент, когда на всем ТВ и в интернете не было ни одной русскоязычной программы про животных, которая была бы интересна. Это ощущение информационной пустоты, требующей заполнения, натолкнуло нас на мысль, что если не мы, то кто же?

Евгения Тимонова, "Все как у зверей"

— Есть ли миссия или цель у вашей программы?

— Глобальная миссия – знакомство людей с природой, как их собственной, так и окружающей. Люди преступно мало об этом знают и пребывают в «неблаженном» неведении, когда ты не понимаешь, что в тебе живет, и где ты сам живешь. Любовь к природе начинается с удивления от того, как это все устроено. Нам хочется поделиться сначала удивлением, а потом, даст Бог, и любовью ко всему окружающему, что существует в мире помимо нас. Эта та база, на которой могут уже расти научные знания. Без любви к естественному миру адекватное усвоение научных знаний просто невозможно. Не зубрить же все! Мы все стремимся узнавать больше о том, что нам нравится. Но чтобы сфера нравилась, надо чтобы кто-то преподнес ее тебе как нечто прекрасное.

— Ваша программа в большей степени развлекательная или научная?

— У нас есть развлекательная составляющая, но она… Даже не способ сделать программу популярнее. Просто нам гораздо веселее делать программу смешной. Мы же делаем ее как для себя. Нам нравится смеяться надо всем, и мы смеемся надо всем. Нам нравится делать провокации – мы их и проделываем.

Научпоп тем и отличается от науки. Научная информация не обязана быть увлекательной. Кроме объективности, она вообще никому ничего не должна. Поэтому до нее добираются только люди, заинтересованные в получении чистых данных.

Но поскольку мы поставили себе скромную задачу улучшить все общество, то хотим сделать людей даже не образованнее (мы даем не образование, а базу для образования), а просто чуточку счастливее. Нам кажется, что эти знания о людях и животных облегчают принятие самого себя и мира. А счастливее надо делать всех с хорошим настроением …

— Как выбирается тема выпуска?

Обычно процесс похож на вдохновение у поэта: в голову приходит строчка, в которую заключены разные смыслы. Постепенно она обрастает стихотворением. Со сценарием происходит так же: вдруг приходит идея, из которой потом вырастает весь сценарий. Читаешь одну статью, кликаешь вторую, третью, находишь связи, и постепенно выстраиваются параллели и единая система.

Либо мы куда-то едем и там встречаем удивительное животное, о котором хочется рассказать.  Например, скат манта в Индонезии. Тогда мы ищем разные параллели, факты, статьи и формируем материал.

— У вас есть любимый выпуск?

— «Звериный оскал патриотизма». Мы делали его с ощущением, что его мало кто увидит и досмотрит до конца. Он длинный и сложный. Но мы все равно чувствовали, что должны это сделать, потому что общество кипит и клокочет. Эта вещь, которую ты понял и просто обязан поделиться.

Поэтому, когда выпуск взлетел за миллион просмотров, я была воодушевлена тем, какие люди на самом деле. Они гораздо лучше, чем ты про них думаешь, и это страшно приятно.

Евгения Тимонова, "Все как у зверей"

— Получаете ли вы обратную связь от ученых?

— Получаем, причем огромную, потому что именно с этими людьми и приходится постоянно общаться. Это совершенно потрясающая поддержка. У нас плодотворный симбиоз. Наука снабжает нас фактами, гипотезами и идеями, а мы для них канал связи с людьми, которые бы никогда не узнали об их исследованиях другим способом. Мы на простом базовом уровне популяризируем науку, но этот уровень во многом самый значимый.

Даже самые демократичные ученые все равно сидят в своей лаборатории из слоновой кости, и они настолько отягощены научными знаниями, что им трудно переводить их на человеческий язык. Поэтому они радуются, как мы совмещаем научные концепции с развлекательностью и ответами на простые вопросы людей.

Мы же их обожаем, поскольку это великое счастье, когда тебя окружают люди, по сравнению с которыми ты чувствуешь себя дураком. Ощущаешь всю ограниченность своей эрудиции, образования, кругозора. Самое страшное, что может случиться с человеком, — это ощущение, что я самый умный. Если я нахожусь в таком окружении, в котором я умнее всех, — это все, – катастрофа. Прекрасные ученые вокруг всегда напоминают нам о том, что надо еще расти, расти и расти, а также создают условия для этого роста. Программа меняется на глазах и нам самим очень нравится на это смотреть.

Какунина Анна Юрьевна: «Цель нашего лагеря – доказать, что каждый ребенок гений…»

— Как вам кажется, что вам помогло добиться успеха?

— Мы сделали первый ролик, загрузили его. Начали делать постоянно. И делали и делали, просто потому что нам самим это очень нравилось. Когда человек делает то, что ему очень нравится, это неизбежно понравится кому-то еще. В нашем случае нам повезло по ряду причин. Во-первых, у нас не было конкурентов. Во-вторых, животные – сами по себе увлекательная тема, а животные в связи с человеком еще лучше.

Главная сложность – удержаться в секторе, который ты изначально выбрал. Мы не хотели уходить в полное развлечение. Мы достаточно быстро обнаружили, как делать ролики популярными, и сознательно не пошли по этому пути. Не хочется просто набирать просмотры. У канала осмысленная аудитория и зрители, которым нравится то же, что и нам.

В остальном дорога определяет сама себя. Делай, что должен, и будь, что будет. Все, что нужно, случится само. Первое время мы еще проявляли активность. Нам казалось, что нужно что-то делать. К примеру, решили, что надо пойти в телевизор. Контент-то интересный. Мы выходили на связь с разными каналами, потратили на это кучу времени. Но каждый раз, когда инициатива исходила от нас, ничего не получалось. Сначала говорили «да-да, конечно», а потом все заканчивалось ничем. Так мы убедились — не надо ни у кого просить! Сами придут и все предложат. Просто делайте свое дело. Мы делаем, и постепенно к нам действительно стали приходить люди с предложениями, от которых мы уже не можем отказаться.

Евгения Тимонова, "Все как у зверей"

— Чем в отношении канала вы больше всего гордитесь?

— Самим каналом. Невозможно что-то выделить из него. Он мое любимое детище. Невозможно сказать, что в ребенке мне больше всего нравятся уши. Уж если получился, то весь. Есть две вещи в жизни, которыми я действительно горжусь: мой ребенок и мой канал. Они какие-то очень похожие по своему смыслу… Я сейчас выращиваю «Все как у зверей», забочусь о нем, вкладываю столько же, сколько когда-то вкладывала в ребенка, а, может, даже и больше, потому что, когда у меня появился ребенок, я была маленькая и бессмысленная. Теперь я большая и осмысленная. С поздними детьми всегда больше носятся.  

— Каким через пять лет будет ваш проект?

— Понятия не имею. Не строю никаких планов, поскольку это отвлекает от процесса, от того, как канал на самом деле растет. Ни в один из этапов я не ставила целей, что через такой-то период времени мы будем такими. Он растет и развивается по своим законам. Его выводит на территории, которые бы мне в голову не пришли. Когда мы его затевали, я меньше всего думала о популяризации науки. Мы хотели сделать очень прикольную передачу про животных, которая будет всем интересна. Но если бы мы оставались в этих рамках, мы бы не были теми, кем стали. Популярность потребовала бы от нас других усилий и все пошло бы в совершенно другую сторону. Поэтому я не забиваю себе голову планами, тем более на пять лет. Тут бы с парой недель разобраться. Но я уверена, что с нами будет что-то интересное.

— Есть ли у вас профессиональная мечта?

— Легко и свободно передвигаться по миру, а также иметь всю техническую базу, чтобы снимать то, тем образом и на том уровне, как нам хочется. Техника, люди и география – три вещи, которые нам нужны, чтобы делать все на еще более высоком уровне.

Хотя опять же непонятно. Многие проекты достигают уровня, когда у них есть все, чего они хотели, и зрители обнаруживают, что, когда все делалось на коленке, было гораздо живее и круче. Так что мечтаешь-мечтаешь, а когда исполнится, понимаешь, что раньше было лучше.

Евгения Тимонова, "Все как у зверей"

— Хотелось бы выпускать серии чаще?

— Мы думали об этом. К примеру, африканский сезон мы выкладывали раз в неделю. Выяснилось, что зрители не успевают переварить, слишком много информации. У нас тогда даже упали просмотры. Жизненный цикл у программы – две недели. Первую неделю – это свежак-свежак, а вторую – тема для обсуждения и осмысления. Пока что чаще не надо.

— Ваш рабочий день – какой он? Каждый ли день посвящен каналу?

— Да, каждый. Я занимаюсь только «Зверями», поэтому каждый день отдан им. У меня уже нет ни отпусков, ни выходных. Грань между работой и жизнью стерта бесследно. С одной стороны, это великолепно. Я не хожу на работу, у меня нет каких-то типичных для найма проблем. Я сейчас вспоминаю: еще два года назад я сидела в офисе. Сейчас это кажется чужой жизнью на другой планете. С другой стороны, у меня были отпуска и выходные. У меня было время, когда ты вообще никому ничего не должен. Что хочешь – то и не делай. Теперь есть постоянное ощущение: «А как же — как же?», «Надо же — надо же», «Целый час прошел, а ничего не сделано» и т.д.

Это сложно, но круто. Круто, когда жизнь сливается воедино, и ты больше не дробишься на отпуск и работу. Все поездки – это отдых и работа одновременно. Тебе даже не нужен отдых, потому что не от чего отдыхать, это твоя жизнь. Но это непросто, потому что иногда я чувствую, что надо бы уже отдохнуть, а то, как в том анекдоте про ворону: «Сбивайте меня, я сесть не могу». Уже мозг дымится, а отключиться невозможно.

— Создание программы заставляет вас постоянно заниматься самообразованием?

— Да, конечно. И за это тоже приходится недешево платить. За два года я не прочитала ни одной художественной книги. Постоянно только справочная информация и данные, которые могут пригодиться для работы. Все не бесплатно.

Плюс я понимаю, что это не навсегда. Такой бешеный темп не продлится вечно. Возможно, сейчас мы на пике развития. Потом наступит какой-то период стагнации. Я заранее себя готовлю к тому, что в какой-то момент все замедлится. Это естественный эволюционный процесс. Здесь побежали быстрее, здесь – медленнее. В каждом из периодов есть свои плюсы.

— Совершали ли вы ошибки в отношении проекта?

— У меня вообще не было провалов или ошибок. В жизни может быть только одна ошибка – страх совершить ошибку. Все остальное – тот или иной опыт, который ты либо прогнозировал и получил, либо не прогнозировал, но его ценность не уменьшается от этого. Ретроспективно оглядываясь, я понимаю, что все вещи, казавшиеся мне напрасными, в итоге оказывались кирпичиками или ступеньками, без которых бы не получилось нынешнего результата. Текущее состояние, которое мне безумно нравится, было бы невозможно без всех, казалось бы, ошибок. Понимание, что ошибок не существует, очень окрыляет. Винить себя за что-то бессмысленно. Сейчас ты не можешь оценить, что сделал. Ты сделал нечто, а результаты будут гораздо позже, и, возможно, совсем не те, которые ты ждешь.

Евгения Тимонова, "Все как у зверей"

— Что самое приятное в вашей работе?

— Общий для всех ученых … базовый научный ништяк.  Когда тебе платят деньги за то, что ты удовлетворяешь собственное любопытство. Причем это удовлетворение настолько высоко, что ради него ты готов на все. Первые два года мы сами платили за возможность удовлетворять свое любопытство. А теперь уже не только мы кормим «Зверей», но и «Звери» кормят нас. Это какое-то чудо, в которое до сих пор не всегда верю.

— Что самое сложное?

— Не впасть в зависимость от успеха или неуспеха канала. Все мы устроены так, что реагируем на чужую реакцию на нас. И тут непонятно что опаснее: реагировать на негативные отзывы или хвалебные. Это дофаминовая игла, на которую попадаются многие пользователи соцсетей и публичные люди. Огромное удовольствие, когда получаешь поддержку большого количества людей, причем удовольствие физиологическое: выделяется специальный нейромедиатр, вызывающий физический кайф. Впасть в зависимость от этого — значит пойти совсем по другой дорожке, нежели ты шел изначально. Тогда ты начинаешь делать все не ради чистого познания и фана, а ради одобрения другими. К сожалению, на этот путь очень легко вступить.

У нас в гостях Штырков Алексей Викторович — Директор квест-лагеря английского языка «РекаЛето»

— Какие научно-популярные программы и каналы вы сами смотрите?

— Мне очень нравится канал Vsauce Майкла Стивенса. Он ученый, нейрофизилог, который делает короткие ролики с крутыми динамичными сценариями, в которых похожим на нас образом дает научнообоснованные ответы на простые человеческие вопросы. Он не просто рассказывает, как работают синапсы, а показывает их работу на примере бытовых ситуаций и проблем. Например, выпуск про страхи: почему одна картинка нам кажется страшной, а другая нет. У него миллионы подписчиков и во многом он золотой стандарт научпопа. При этом он рассказывает вещи сложнее, чем мы. Мы пока не можем позволить столь глубокое погружение в предмет.

Бывают забавные TED Talks, в которых серьезные ученые выступают с короткими сообщениями о своих исследованиях. На западе проблема ученых, которые не могут говорить с народом, гораздо менее выражена. Там наука как раз легко выходит на площадь и весело рассказывает, чем она занимается. Это стало отдельным жанром развлечений, напоминающим stand up.

Из русскоязычного мне очень нравится ПостНаука, потому что она такая… бескомпромиссная. Они выпускают живых ученых, которые рассказывают о результатах исследований прямо, как они есть, и совсем не заботятся о том, чтобы это было увлекательно и интересно. За это я им безумно благодарна: мне бы не хотелось, чтобы меня при этом развлекали. У них не самая большая, но преданная аудитория: только те, кому нужна эта информация.

— Какой совет вы могли бы дать начинающим авторам и ведущим научно-популярных программ?

— Не бояться и делать! Единственный совет, который поможет понять, как это надо делать, — «Делайте!». В процессе все станет ясно.

— Не кажется ли вам, что появление большого количества авторских научно-популярных каналов приводит к профанации научного знания? Далеко не все подобные каналы дают ссылки на источники информации и рассматривают разные точки зрения.

— Да, это проблема. Процесс некой «балаганизации» науки. С одной стороны, это хорошо, поскольку делает ее популярной. Но с другой, плохо, так как позволяет безответственно относиться к тому, что ты говоришь. Я считаю, что это эволюционные баги. Всегда когда появляется что-то новое, оно недоделанное. Первые птицы выглядели нелепо и плохо летали. Точно так же у научно-популярных проектов сейчас очень много багов. Постепенно они будут подчищаться, улучшаться и приходить ко все более стройной системе. Еще один из эволюционных законов гласит, что сиюминутная выгода может смениться стратегическим поражением. Сейчас можно набрать толпы подписчиков, рассказывая сомнительные гипотезы, не указывая источники и т.д., но в итоге уступишь место тем, кто делает все строго, выверено и с созданием научной дискуссии.

Евгения Тимонова, "Все как у зверей"

— Что вы считаете главным открытием человечества?

— В моей сфере – это то, что в конечном итоге стало называться теорией Дарвина. Но астрофизик скажет вам другое.

— Вы говорили о кайфе познания и стремлении осознать мир. Как вам кажется, это врожденная характеристика или ее можно привить ребенку?

— И то, и другое. Какие-то дети от рождения более любопытные и созерцательные, и им проще привить научные интерес. Если они попадают в благодарную среду, их окружают соответствующие люди, то им будет проще достичь определенных высот. Некоторые дети от рождения приспособлены к чему-то другому, но любопытство и жажду исследования все равно можно прививать. Каждый ребенок требует внимания, заботы и развития.

Все дети в чем-то талантливы от природы – это совершенно точно. Другой вопрос в том, как это развивать. Легко развивать рано проявившийся и однозначный талант. Если ребенок уже с трех лет сидит и ковыряется в травках, ищет жучков и наблюдает за животными, то примерно понятно, куда его направить и как поддержать. Бывает же, что дети одарены совершенно неожиданными вещами, а родители продолжают выколачивать из них привычные способности: рисование, пение и т.д. Я сама как родитель через это прошла. Мне понадобилось некоторое время и мудрость, чтобы понять, что мой ребенок может и знает то, в чем я полный пень, и это круто. Прислушаться и понять, в чем ты талантлив, — одна из самых сложных задач в жизни.

— Как вам кажется, в результате чего совершаются великие научные открытия?

— Это результат врожденных способностей – на чуть-чуть, тяжелого труда — в большей степени, и удачное стечение обстоятельств. Дарвин был вторым, кто опубликовал работу про теорию эволюции. Идея витала в воздухе. Не сделал бы Дарвин – сделал бы кто-то другой. Он, кстати, и сделал. Я забыла фамилию этого прекрасного человека, и почти все забыли. Он написал маленькую статейку на эту же тему. А Дарвин уже несколько лет готовил большую книгу и все никак не мог собраться с духом. До сих пор теория эволюции у многих вызывает отторжение, а уж тогда… Но тут он увидел, что его теорию кто-то открывает, и быстренько все завершил. Да, должно немножечко повезти, но везет только тем, кто копает.

Евгения Тимонова, "Все как у зверей"

— То есть талант, трудолюбие и удача?

Да! Более банальные вещи назвать невозможно, но так это работает. 

— Несколько слов на прощание…

— Не бойтесь делать ошибки. Ошибок не существует.

Фото: из личного архива Евгении.

Автор текста: Ирина Замотина.