Волонтер инклюзивного лагеря «Подсолнух» Евгения Щербакова дала incamp.ru интервью, в котором рассказала о ежедневных трудностях и маленьких подвигах волонтеров, работающих с особыми детьми. Первая специальность Евгении – тележурналистика, но после близкого знакомства с подопечными лагеря она решила получить второе образование – дефектологическое, чтобы профессионально помогать детям с нарушениями развития.
– Как вы стали волонтером в центре, а затем и в лагере?
– Волонтером я стала, можно сказать, по семейным причинам: моя мама – педагог, и я волей-неволей с самого детства была связана с особыми детьми. Когда у центра появилась идея организовать первый инклюзивный лагерь, я сразу же захотела принять в нем участие. Но должна пояснить: в нашем лагере волонтер – это человек, который несет ответственность за конкретного ребенка и помогает ему с решением бытовых трудностей. Я же занимаюсь составлением программ и развлечений для детей, так что я не педагог-волонтер, а автор программ-волонтер.
– Кто становится волонтером в лагере «Подсолнух»?
– Это чаще всего студенты или выпускники педагогических, психологических вузов, еще не имеющие опыта работы. Они едут к нам, проходят потрясающую практику и продолжают работать в центре «Подсолнух» или в других центрах.
– Многие ли остаются с вами работать после первого опыта?
– Вы знаете, многие остаются. За одну смену мы становимся семьей, у нас одних историй и шуток хватает на весь год. Часто многие говорят: «Нет, я точно больше не поеду, потому что это очень тяжело», — но когда подходит время, снова начинают спрашивать, что, как, когда.
– Есть ли у вас опыт работы с обычными детьми?
– Да, конечно. Я часто организовываю праздники, дни рождения для обычных детей вне лагеря. Когда делаю мероприятия в лагере, для меня важно, чтобы они были интересными и для нормально развивающихся детей. Это одна из главных задач. Сделать это непросто, но у нас, я надеюсь, получается. Мы стремимся найти баланс между детьми и сделать смены увлекательными для всех.
У нас, например, есть день изобретателя — на первый взгляд, не самые разумный выбор мероприятия для особых детей. Но ребята распределяются так, чтобы в команде с двумя нормально развивающимся детьми есть один особый ребенок. Задача команды — следить за особым ребенком во время подготовки проекта и при этом попробовать его «включить» в выступление. Он может держать листок с чертежом или сказать только одно слово, но такое участие для него бесценно.
–Как вам кажется, в чем принципиальная разница в работе с обычными детьми и особыми?
– Честно говоря, разница огромная. Как человек, который организовывает мероприятия, опишу на конкретном примере. Нормально развивающиеся дети очень быстро включаются, они все понимают, им не нужно ничего разжевывать: один раз объяснил – они уже загорелись идеей.
Особых детей надо завлечь, заполучить их внимание — это совсем другая история. Программа должна быть ярче, с неожиданными поворотами, сюрпризами. Им не получится дать карту и отправить искать клад. Необходимо пошагово продумывать праздник. Работа с особыми и обычными детьми совершенно разная.
Но эта разница проявляется и в отдаче: когда удается достучаться до особого ребенка, от этого получаешь огромное удовольствие. Это маленькое счастье – что получилось, что они поняли, сообразили, что все вместе это сделали, что улыбались или просто посмотрели на тебя.
– В чем специфика работы волонтера, непосредственно работающего с детьми? К примеру, человек хотел бы поехать к вам в лагерь помогать детям, но пока не понимает, что это такое.
– Волонтеру-педагогу в инклюзивном лагере приходится выполнять много социальной работы. Сначала одевать ребенка, потом учить его одеваться. В обычном лагере вожатый заходит и говорит: «Одеваемся, выходим, я вас жду на крылечке». Здесь так не получится — гораздо больше индивидуальной работы с ребенком. Детей иногда надо учить есть, держать ложку. Иногда они могут описаться или что-то такое.
Нужно отдавать себе отчет, что это сложная, кропотливая, особенно в бытовых вопросах работа. К примеру, на некоторые экскурсии мы ходим с горшком. Волонтеры находятся с детьми с утра до ночи, помогают им во всем – это самоотверженный труд.
– Как вам кажется, какими качествами надо обладать, чтобы поехать работать в инклюзивный лагерь и чтобы все получилось?
– Я, наверное, сейчас скажу слишком общие слова. Нужно хотеть помогать и нужно уметь помогать – это все-таки разные вещи. Одного желания, к сожалению, недостаточно. Уметь помогать – это работа, потому что хотят многие, но когда сталкиваются с ежедневной реальностью, понимают, что не готовы. Нужно быть добрым, нужно любить детей – это ключевые моменты. Нужно быть стойким и терпеливым. И вообще нужно, честно говоря, быть супергероем, уметь делать практически все.
– Если у человека нет педагогического или психологического образования, но он хочет стать волонтером, вы готовы ему помочь и обучить?
– Конечно, да. Если у волонтера нет педагогического образования, мы найдем другое применение его талантам. Если он умеет рисовать, петь, лепить, то мы придумаем программу, в которой он будет проводить соответствующие мастер-классы или занятия с детьми. Любой талант или способность пригодятся.
– Правильно ли я понимаю, что вы не платите волонтерам в лагере?
– В общем, да. Но чаще всего это происходит только один год. В первый раз человек едет бесплатно, но если он остается на второй, третий год, действительно нам помогает, мы стараемся искать средства. Чаще всего такие люди становятся уже педагогами центра и лагеря и получают зарплату.
– Что дает эта работа волонтерам?
– Если можно, такую историю: три года подряд с нами ездит наш повар, взрослая женщина, у которой огромный жизненный опыт, но до поездки она никогда не общалась с особыми детьми. Когда она приехала первый раз, она два дня просто плакала, потому что для нее это был совсем другой мир. Мы умеем ходить, умеем говорить, умеем слышать – кажется, что это все просто так, а для некоторых это большая работа. Мы надумываем себе проблемы. Работа волонтера расширяет границы сознания.
– Есть ли люди, которые с вами уже много лет работают?
– Люди такие есть, например, это я. (Улыбается) . Есть, конечно, и педагоги, и волонтеры, которые ездят 6-7 лет. В основном люди, которые побывали в лагере один раз, обязательно возвращаются. Кто-то не может позволить себе приехать на целую смену, но на выходные приезжает, на недельку.
– Есть ли какие-то минимальные требования для волонтеров?
– Честно говоря требования для волонтера лагеря «Подсолнух» велики. На данный момент стать волонтером непросто, необходимо прослушать общие лекции, познакомиться со своим подопечным, узнать его особенности, познакомился с его родителями. Для родителей часто отдать ребенка в лагерь на 2 недели – это событие. Важно, чтобы родителям было спокойно, чтобы они знали волонтера лично, чтобы доверяли ему.
– Если по мановению волшебной палочки у вас появилась бы возможность поменять то, чем вы занимаетесь сейчас, на любую другую профессию – стали бы вы это делать?
– Нет, конечно. Знаете, это как образ жизни. Сложно себе представить лето без поездки в лагерь. Это событие, которого ждешь, к которому готовишься, надеясь, что это будет продолжаться много лет.
– Что самое приятное в работе волонтера в вашем лагере?
– Чувствовать себя полезным, с пользой проводить время. Отдыхом это, конечно, назвать сложно, но это приятно – понимать, что ты делаешь хорошее важное дело.
– Что самое сложное?
– Режим, в котором находишься. Нужно вставать раньше детей, ложиться позже детей, круглосуточно находиться с детьми. В лагере практически не бывает минуты, когда ты находишься в одиночестве.
– Есть ли у вас какая-то профессиональная мечта относительно вашей работы волонтера?
– Да! Я мечтаю, создать условия для людей, которые хотели бы попробовать себя в качестве волонтера. Ведь многие хотят помогать детям, но не знают как. Ведь не каждый может потратить две недели лета, предварительно ходить на лекции и так далее. Хотелось бы, чтобы в рамках нашего лагеря была площадка, место, где могли остановиться желающие и, предположим, вечером около костра поиграть детям на гитаре, или устроить кулинарный матер-класс, поболтать с детьми, устроить чаепитие или просто подарить подарки. Потом, возможно, они захотят приехать и на целую смену.
Чтобы наш лагерь становился больше, чтобы наши смены были более длительными, не две недели в году, а круглогодичный лагерь, где всегда отдыхают дети и всегда есть волонтеры — инклюзивная площадка. Территория детства для каждого. Вот такая мечта.
– Что вы считаете своим главным профессиональным достижением и чем больше всего гордитесь?
– Часто дети с нарушениями развития лишены даже полноценного отдыха, не говоря уже о том, чтобы побывать в самом настоящем лагере. Создавая программы я надеюсь, что у меня получается дать возможность детям преодолеть изоляцию, расширить круг общения, поверить в себя. В лагере не делят детей по нарушениям, мы просто вместе отдыхаем, веселимся и учимся важному.
Горжусь тем, что спустя время я начинаю больше понимать особых детей, чувствую, что для них лучше. Приятно видеть успехи конкретных детей, хотя в основном это заслуга волонтеров-педагогов. Приятно быть причастной к этой команде.
Если вам понравился инклюзивный лагерь «Подсолнух», в котором работает Евгения, забронируйте путевку прямо сейчас: