Ручная игротека

На своих семинарах по игротехнике я показываю множество приёмов того, как делать игры буквально из ничего. Даже если у вас нет ничего под руками, вы сможете провести десятки игр, используя в качестве игрового атрибута… руки. Этот игровой инвентарь у подавляющего числа людей всегда с собой.

Качества руки (кисти, ладони, пальцев) как игрового атрибута очень многообразны, что является мощным и неиссякаемым источником для разработки различных игровых форм:

— руки две, одна из которых правая, другая – левая;

— на каждой руке – по пять пальцев, каждый из которых имеет своё название (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец);

— руки у людей различаются по многим показателям: длина и толщина пальцев, форма ногтей, цвет, наличие или отсутствие шрамов и царапин, температура, степень влажности или сухости и пр.;

— отпечатки ладоней и пальцев у разных людей неповторимы;

— на них можно рисовать или что-либо надевать;

— пальцы и кисти рук определенным образом сгибаются;

— люди могут легко управлять своими руками, кистями и пальцами;

— из них можно складывать разнообразные фигуры, всячески размещая их в пространстве.

Опираясь на эти качества, можно придумать и провести множество «ручных» игр. Приведу примеры некоторых из них:

Ручной алфавит.

Игроки складывают пальцы и ладони таким образом, чтобы получались буквы. Каждую букву может делать как один человек, так и двое, трое одновременно. Буквы делаются в алфавитном порядке. Оценивается оригинальность и соответствие получившихся фигур показываемым буквам.

Ручной язык.

Вариант предыдущей игры, но здесь необходимо показывать фигуры отдельных слов. Например, слово «любовь» можно показать, сложив из ладоней сердце.

Угадай по ладони.

Игроки оставляют на бумаге отпечаток ладони и знак, по которому они потом узнают свой лист. Затем листы перемешиваются и раздаются всем игрокам. Их задача — в том, чтобы найти хозяев этих отпечатков. Оценивается правильность и быстрота.

Пальчиковая борьба

Игра проводится в парах. Два игрока садятся или становятся напротив друг друга и, повернув ладони перпендикулярно полу пальцами вперед, сцепляются пальцами (всеми пальцами, кроме большого). Большие пальцы при этом смотрят наверх.

По команде ведущего или по общей команде игроки начинают «бороться» большими пальцами. «Борьба» заключается в том, чтобы попытаться прижать своим большим пальцем большой палец соперника. Если одному из игроков это удаётся, то он считается победителем.

Игра может проводиться несколько раз подряд. Также можно устраивать самые настоящие соревнования по «пальчиковой борьбе»: победители соревнуются друг с другом до тех пор, пока не определится один победитель.

Использование данной игры особенно целесообразно в ситуациях, когда необходимо нейтрализовать возможные выплески агрессии или «лишней» энергии, а также в ситуациях, когда необходима короткая, но динамичная разминка пальцев рук (во время лекции или другого вида деятельности, требующей длительного и однообразного напряжения пальцев и рук).

 Ладушки

Участникам предлагается играть в самые обыкновенные … «ладушки», но с определёнными вариациями, например:

— Играя в «ладушки», участники должны одновременно разговаривать на определённую тематику, задавать друг другу вопросы и отвечать на них и т.п.

— Играя в «ладушки», участники должны одновременно танцевать, приседать, передвигаться по игровой площадке и т.п.

— Играют сразу трое или больше человек (они стоят в кругу).

 На что похоже?

Игроки должны назвать как можно больше образов, которые можно показать с помощью руки (кисти, ладони, пальцев). Например, по-разному поворачивая ладонь и пальцы, они могут называть такие образы, как слоник, звезда, куст, цветок, зонтик, салют, динозавр, ванна, лодка, раковина, краб и др. Игра может проходить между отдельными участниками или группами.

Кнопка

Игра проводится в парах. Один из игроков поворачивает ладони с раскрытой пятернёй ко второму игроку. Затем он даёт определённую команду, например, «левая, большой» или «первая, пятый» (в обоих случаях речь идёт о большом пальце левой руки этого игрока). Второй игрок должен быстро сориентироваться и дотронуться своим указательным пальцем до названного пальца первого игрока – «нажать на кнопку».

Возможен и усложненный вариант игры: первый игрок (у которого «кнопка») говорит «вторая, третий, первая, четвертый». Здесь он называет не только свой палец (на котором расположена «кнопка»), но и палец второго игрока (которым он может нажать на «кнопку»).

Игра развивает быстроту и точность мышления.

 Стыковка

Два игрока встают друг напротив друга (на расстоянии примерно метра) и закрывают глаза. Затем они сгибают в локтях руки и выставляют вперёд указательные пальцы. Эти два участника играют роль «космических спутников», которые должны осуществить «стыковку» в космосе. «Стыковка» засчитывается, если концы указательных пальцев одного игрока соединятся с концами указательных пальцев другого игрока.

Движением «спутников» управляют «операторы». Это игроки, которые наблюдают за «спутниками» со стороны и управляют «стыковкой» с помощью команд. «Операторы» могут помогать «спутникам» только словами (например, нельзя направлять руку своей рукой). «Спутники» могут совершать только те действия, которые определены «операторами» («правая рука вниз», «левая рука вперед» и т.п.) и только в той мере, в какой это определено «операторами» («правую руку вправо примерно на 10 сантиметров» и пр.). Ведущий игры следит, чтобы «спутники» точно выполняли команды.

Если игра проводится с малышами, то можно упростить задание и сделать его более безопасным – «спутники» «стыковаться» не пальцами, а открытыми ладонями.

Конкурс хиромантов

Игрокам предлагается гадать друг другу по ладони. Как правило, никто из них по ладони гадать не умеет. Но здесь суть заключается как раз в том, что участники играют в хиромантов — они всего лишь моделируют образ гадающего по руке. На самом же деле каждый игрок будет предсказывать своему напарнику то «будущее», которое он сам придумал, опираясь на своё отношение к этому человеку и имеющиеся знания о нём, его мечтах, интересах и т.п. Поэтому можно говорить о том, что игра развивает не только воображение и фантазию, но и внимательное отношение участников друг к другу.

Если игра проводится как конкурс (выявляются самые лучшие хироманты), то оцениваются оригинальность «хиромантических» текстов, чуткость и тактичность (ведь даже шуточным, но некорректным гаданием можно серьёзно обидеть человека) и артистизм (то, насколько и как отыгрывают «хироманты» свои игровые роли).

 Рукопожатия

Главная игровая единица здесь – это рукопожатия, которые можно многообразно разыгрывать.

Варианты:

— Необходимо угадать человека по рукопожатию (глаза «угадывателя» должны быть закрыты).

— Необходимо передать через рукопожатие какую-либо эмоцию или простую информацию (эту эмоцию или информацию необходимо предварительно написать на листочке).

 Ручное Гиннес-шоу

Игроки через обмен рукопожатиями выбирают тех людей из группы, у кого руки подходят под характеристику «самые-самые»: самые холодные, теплые, маленькие, большие, мягкие, влажные, сухие, необычные, гладкие и т.п.

Спрячь листок

Несколько игроков держат указательным и большим пальцем газетный лист (у всех игроков должны быть одинаковые листы). По команде игроки начинают сминать лист одной рукой до тех пор, пока он полностью не будет спрятан в ладони (в кулаке, чтобы его не было видно). Игрок, первым сделавший это — победитель.

Это далеко не все игры из комплекса «Ручная игротека». Другие игры вы можете посмотреть в книге «Игровое конструирование и моделирование» — https://www.litres.ru/grigoriy-nikolaevich-kudashov/igrovoe-konstruirovanie-i-modelirovanie/