Российская королева блюза Виктория Пьер-Мари о трудолюбии, талантах и искусстве

Виктория Пьер-Мари — певица, актриса, постановщик шоу-программ, Российская королева блюза, лауреат международных премий и наград в области эстрадно-джазового искусства, обладательница Ордена кавалера искусств за вклад в развитие культуры в России, обладательница двух золотых медалей на Чемпионате мира по искусствам в Лос-Анджелесе, врученных лично Лайзой Миннели, и, конечно же, невероятная женщина, одаренная не только потрясающими вокальными данными, но и фантастическим обаянием, дала нам очень искреннее и откровенное интервью, в котором  рассказала о своей не всегда легкой, а порой даже трагической дороге к славе.

— Виктория, расскажите, пожалуйста, как и почему вы решили стать певицей? 

— Моя судьба началась в семье врачей. Отец, мама, бабушка, дедушка – все были медиками разных специальностей: хирург, гинеколог, травматолог. Я не планировала быть музыкантом. К 12 годам я уже умела делать внутривенные уколы, перевязки, знала, как принять роды в случае чего — все благодаря семье.

Но в мои 12 лет произошла трагедия: в автокатастрофе погибли мои родители, из-за чего я оказалась в учреждении для детей, оставшихся без опеки родителей. И это учреждение оказалось одним из немногих на тот момент в Москве с музыкальным уклоном. Внутри этого заведения был детский духовой оркестр «Серебряные трубы». В этом оркестре я впервые соприкоснулась с профессиональной музыкой. До этого в школе я тоже всегда была артистичным ребенком, но это было увлечение, как у многих детей.  Все мелодии, которые я слышала, я моментально  «схватывала» и повторяла вслух, участвовала в школьных капустниках, утренниках и праздничных массовках.

Разумеется, когда я попала в казенные стены, моя жизнь полностью изменилась. Детский дом в СССР, по крайней мере, тот, в который попала я, — это маленькая тюрьма со своими законами и правилами. Там некому пожаловаться, ты  можешь рассчитывать только на себя.  Драки,  ругань и другие ужасные вещи. Для меня, девочки с непривычной для большинства советских граждан внешностью, это был вопрос выживания. Отступать было некуда, и я выбрала путь победителя. Проиграть не позволил менталитет моего отца. Он был одним из тех, кто никогда не сдается. Ведь хирург – это человек, у которого в руках не просто скальпель, а жизнь другого человека, колоссальная ответственность. Ты просто не можешь проиграть. Вся наша семья придерживалась этого принципа. И с этим железным правилом я вступила во взрослую жизнь.

— Я не могла вынести хамства и оскорблений, поэтому мне пришлось драться за себя во всех смыслах этого слова. В моем детском доме  у меня был  друг Алик Гульханов. Сегодня это уже звезда мира каскадеров, президент ассоциации рукопашников России, постановщик трюков в кино. Это сейчас, а раньше мы были просто детьми… Он тоже считался одним из тех, кого не относили к русским. Но Алик с самого детства занимался борьбой, спортом. Мы с ним объединились на почве «расовых проблем». Алик все время заступался за меня, таскал на свои занятия. Вот таким образом через некоторое время я сама стала грозой района.

Но я всегда была борцом за правду. Культура моей семьи говорила о гуманности, о защите, потому что врач –  это спасатель. Образ жизни в детском доме был направлен на уничтожение, вокруг были дети из неблагополучных семей, дети с разбитым сердцем. Они никому не верили, маленькие серые волчата. Многие жили на улице, принадлежали сами себе. Их нужно было своим примером учить жить заново.

Мое сердце было наполнено любовью. Потому что я  знала, что такое семья, забота и опека. Я стала делиться этими чувствами со своими братьями по несчастью. Кого-то я подбадривала,  кого-то лелеяла, с кем-то и нянчилась. Детки  приходили ко мне за поддержкой и подпиткой энергией, чтобы не чувствовать одиночество.

И, конечно же, у меня был духовой оркестр. В нем я растворилась.  Если бы не творчество, я сошла бы с ума, потому что это был новый жестокий мир. Мой старый мир, где я была домашним любимым ребенком, рухнул, наступил полный крах. Но с помощью музыки и творчества я сумела выжить, не погибнуть в моральном смысле. Музыка стала для меня утешением и опорой.  Развиваясь духовно, я  обогащала  тем самым все свое окружение.  Мой выпуск в итоге получился очень хорошим, почти у всех на сегодняшний день есть свои достижения, определенный статус.

Я на плакат

— Я правильно понимаю, что ваш профессиональный путь — это путь победителя, который не только сам всегда остается сильным, но еще находит силы, чтобы поддержать окружающих?

— Конечно! Только так должен думать любой человек, не обязательно тот, у которого произошла трагедия в жизни.

— Но где находите силы и ресурсы для такого пути? На нем приходится брать ответственность не только за себя, но еще и за других.

— Энергия – это дорогой ресурс, который исчерпывается, и его нельзя просто так расходовать на пустое. На  агрессию,  на злобу. Все это уничтожает человека. Если сделать сравнительный анализ, то, когда человек улыбается, он задействует 12 мышц лица, а когда злится — 113. Представляете, какой расход энергии? Поэтому улыбка – единственное средство, которое обезоруживает. Это международный жест, который будет понятен во всем мире. Если у вас не получается улыбаться естественным образом, то нужно «делать» улыбку в качестве зарядки по утрам: сознательно «натянуть» себе ее на лицо и удерживать как можно дольше. Ходите так день, второй, третий. На 21 день улыбка станет для вас привычкой. Она непроизвольно будет появляться на лице и сопровождать вас в течение  дня.

— Ваша дорога от выпускницы детдома до российской королевы блюза была долгой?

— Я бы сразу посоветовала своим коллегам, нынешним и будущим, честно отнестись к своей профессии. Первое: нельзя витать в облаках, нужно четко оценить свои возможности и способности. Есть люди, у которых нет ни слуха, ни голоса, а они идут на сцену. Если уж вам дан дар производить музыку или чисто интонировать, то речь идет не о финальном результате, а о сегодняшнем умении и ежедневном вопросе: «Как я это могу сделать лучше?»

Только при постоянном обучении и развитии возможно сделать что-либо лучше. Невозможно называть себя певцом, не зная ни одной ноты, не прослушав большого списка композиций наших предшественников: классики, рока, джаза, не зная истории театра, эстрады.

Необразованность делает людей мещанами, которые протягивают руки к прекрасному, не имея к нему отношения ни внутренне, ни физически. Они занимают заведомо чужое место.  Я всю свою жизнь учусь. Даже сегодня, имея статус преподавателя высшей школы, защитив диссертацию в области эстрадно-джазового пения, я продолжаю путешествовать по миру, брать мастер-классы у современных мастеров и развиваться в самых разных областях.  Мои маршруты: музеи, театры, мюзиклы, книги — все для того, чтобы расширять свой кругозор.  Но главное: я постоянно наполняю себя мелодиями, музыкой и песнями. Я все собираю, коплю и потом передаю своим ученикам.  Лучший способ учиться — это преподавать. Готовишься к уроку — что-то забыл, надо повторить, почитать и т.д.

— Пришлось ли вам чем-то пожертвовать на вашем профессиональном пути?

— Артист — это состояние одиночества. С годами понимаешь, что чем выше твой статус, тем меньше у тебя остается близких людей и друзей. В каком-то смысле мы жертвы маркетинга, за которыми все гоняются. Все хотят прикоснуться к славе, надеть корону себе на голову. Сотни псевдодрузей, множество фарисеев вокруг, которые через фальшивую улыбку пытаются доказать, что ты им дорог. Когда же к успеху прибавляется еще какая-то материальная составляющая, и ты можешь позволить себе поездки по миру, иметь бытовой набор: машина, квартира, дом — в этот момент у тебя сразу появляются люди — «локомотивщики», которые хотят прицепиться к твоему вагончику и ехать, свесив ножки.

Каждый второй артист не может полноценно построить свою жизнь. Я вижу многих своих коллег. У них улыбки на лицах. Самые наши высокие примы. Они скрывают улыбкой эмблему печали и одиночества. Если человек сильный и самостоятельный, ему сложно найти ровню.

Я могу сказать, что счастлива здесь и сейчас, потому что могу быть полезной для миллионов людей. Трагедия  человека – быть бесполезным существом. Если ты важен, нужен хотя бы двум-трем людям, ты уже можешь считать, что прожил жизнь не напрасно, поэтому я счастлива. Я знаю, чего я хочу, потому что попутный ветер может быть только у того, кто знает в каком направлении он двигается.

— Считаете ли вы, что  полностью самореализовались и добились всего, что хотели? Или хочется чего-то еще?

— Безусловно, хочется. Но даже если моя жизнь оборвется прямо сейчас, я вполне могу считать этот отрезок времени не напрасно прожитым. Надеюсь, у небесной канцелярии на меня большие планы и я смогу принести обществу еще большую пользу.

Сегодня у меня есть своя ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ. Я очень предана своему жанру: блюзу, джазу. У нас почти нет школ, где  преподают этот жанр. Его много таких,  где его исполняют, но это редко звучит убедительно. По-настоящему учиться джазу надо у его корней. Мне этот жанр передался по генам вместе с отцовской кровью. Я вполне считаю себя его носителем. Поэтому у наших российских детей есть возможность поучиться у… источника (Смеется). Вся моя природа голоса на это настроена.

— Есть ли какая-то цель или миссия у вашего творчества?

— Каждый музыкант или артист, когда выходит на сцену, становится чем-то вроде пастора или проповедника. Он должен донести до людей все самые простые истины, по которым мы живем: не убей, не укради и т.д.  Так или иначе, мы поем об этом. Мы поем о чистой  любви, о мире, о братстве. В своих песнях мы высмеиваем человеческие грехи: жадность, трусость, глупость.

В эстетически-духовном смысле хотелось бы в своем творчестве призывать людей к этой чистоте, духовному росту, потому что только он дает гармонию.  Мы не должны жить расточительством, мы не должны «хапать», не должны быть алчными до быта. С собой мы  не заберем даже и ложки чайной. Моя бабушка всегда говорила: «Все, что у тебя есть, отдай при жизни друзьям, потому что когда тебя не станет, все достанется твоим врагам». И это правда.

Мой дом открыт для всех моих друзей и окружающих. Я очень щедро делюсь своим временем. В своей школе я  лично преподаю и даю мастер-классы.

— Есть ли у вас профессиональная мечта?

— В нашей школе совокупность разных жанров: вокал, актерское мастерство, хореография, цирковое и боевое искусство. Одна из моих мечт – создать большой театр эстрады мирового уровня, в котором будут представлены все жанры исполнительского искусства, где на одной площадке смогут выступать певцы, музыканты, композиторы, актеры, танцоры, циркачи, исполнители джаза и блюза, рока и классики и даже акробаты! Все это может быть объединено в один большой театр, который соберет в себе лучшие силы страны. И тогда мы докажем  всему миру, что Россия — по-прежнему великая держава! (Улыбается).

— Что самое приятное и самое сложное в вашей работе?

— Безусловно, самое приятное – это аплодисменты: чем они обильнее, тем приятнее (Улыбается).

Самое сложное – оставаться всегда любящим и глубоко чувствующим человеком. Потому что многие люди, доходя до вершины, не могут удержаться на ней – они начинают падать, причем в моральном смысле. Потому что звезды считают, что они могут себе позволить не работать, хамить всем вокруг, не вести диалог с миром, смотреть на кого-то сверху вниз, кем-то пренебрегать. Я приведу маленький пример: однажды приехала я в один пятизвездочный отель, и стоит там горничная, белье меняет. Я говорю: «Здравствуйте! Как поживаете?”  Горничная от неожиданности уронила все свои тряпки, расплескала воду в ведрах. Стала оглядываться и спрашивает: «Это вы мне?  Я отвечаю: «Ну, конечно!» Она практически расплакалась. Оказывается, с ней за несколько лет никто даже не поздоровался.

DSC_0145

— Можете рассказать о своем обычном дне — какой он?

— Он круглосуточный. Больше всего я не люблю халатность моих коллег. Это просто приводит меня в замешательство. Раньше двух я просто дозвониться ни до кого не могу, все спят.  Мой день выглядит  совсем по-другому.

Он включает концерт или подготовку к нему. И весь  процесс, который он подразумевает: репетиции,  упражнения для распевания, подбор музыкального материала, мейкап, подбор костюма, косметические процедуры — все это входит в повседневную работу артиста. И обязательная работа с психологом, потому что эмоционально мы очень нагружены. Нам без психолога просто не обойтись. Тем более, что я человек, который никогда не пьет  и никому не рекомендует, если он хочет остаться в здравом уме.

— Что вы посоветуете родителям талантливых детей? Как правильно развивать такого ребенка?

— Единственное, что я могу посоветовать родителям, – это не подрезать детям крылья. Ребенок должен заниматься тем, что ему действительно интересно. И главное: поддерживайте его своей любовью в любом начинании. Родитель не должен угнетать ребенка, особенно сравнивать с другими детьми. Такие родители не верят в своего собственного ребенка, начинают занижать его самооценку, не веря в его таланты, принудительно навязывать свои интересы.

Низкая самооценка у ребенка: кто виноват и что делать?

У каждого родителя его ребенок должен быть самым красивым и талантливым, даже если в реальности он не наделен талантами. В этом смысле надо учиться у так называемых «еврейских мам». Она всегда скажет: «А вот мой Абрашенька лучше всех играет на скрипочке. И вот посмотрите, как  он сногсшибательно выглядит и поет, как ангел»… Хотя в реальности это не совсем так… (Смеется).  Сам факт того, что мать прописывает ребенку  сценарий «ты самый лучший», «ты самый талантливый», «самый замечательный», «ты будущий министр культуры», сделает его большим человеком. Такой ребенок уже получает необходимую энергетическую подпитку и по-другому просто не может. Он звезда не потом, а сейчас. Это мой единственный совет родителям. Любите в ребенке все, что он выбирает сам.

Также для тех, кто не живет в Москве, обязательное правило: нужно приезжать в Москву или Питер, потому что в провинциальных городах у вас меньше шансов пробиться. Если ребенок действительно талантлив, то ищите какие-то пути переезда. Обязательно ходите по всем кастингам и мероприятиям. Их огромное количество. Сегодня много, куда можно попасть. Даже если не получится в данный момент пробиться,  то это сделает вас крепче и сильнее. Конкурсы, творческие соревнования закаляют ребенка.

Относитесь лояльно к выбору вашего чада. То, что  он сам хочет – это его судьба. Все, что вы навязываете ему — это ваша несбыточная родительская мечта. Так бывает, когда родитель не реализовался сам, не получил нужного результата, и теперь пытается чужими руками самореализоваться.  Даже если вы дали ему жизнь, это не дает вам право на нее. Вы можете быть только рядом в качестве помощника, в качестве того, кто любит. Вам же потом пожинать плоды этой любви.  Ребенок должен чувствовать вашу любовь к нему, а не вашу любовь к себе, проходящую через него.

Дети и творчество: как развить способности?

— Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным в вашей профессии?

— Самые легендарные артисты мира – это люди с очень заурядными способностями.  К примеру, Леонид Утесов, Мадонна или Френк Синатра — все эти звезды имели скромные полторы октавы диапазона голоса, но какие они  масштабные личности  в мире искусства!  Всех их объединяет  трудолюбие. Без повседневной упорной работы ничего не добиться. Плюс абсолютная вера в то, что ты делаешь. Я знаю своих коллег, потрясающе талантливых от природы вокалистов, но они поют на кухне из-за собственной лени…

Надо каждый день делать по маленькому неуверенному, но  шажку вперед. Выходить из дома, записывать свою первую песню, идти к первому продюсеру, на первое прослушивание…

Не получилось? Прийти и бесплатно спеть на вечеринке, на любом капустнике. Сегодня огромное количество мест, где работают звезды и певцы. К примеру, моя бывшая гитаристка сначала устроилась ко мне костюмером. Она поняла, что музыканты нам не нужны, и занялась костюмами. Однажды у нас заболел гитарист и она вышла с нами на сцену. Долгое время проработала с нами гитаристкой, параллельно писала что-то сольно, развивалась и уже ушла в свободное плавание. Очень важно не останавливаться, верить в себя. И постоянно трудиться.

— Если бы могли поменять профессию, то какую бы вы выбрали?

— Я от природы руководитель, а это не профессия, а образ мышления. (Улыбается) Поэтому, наверное, я бы добавила профессию и стала бы поющим президентом (Смеется).

— Несколько слов на прощание всем нашим читателям

— Дайте своим детям большую человеческую любовь. Без любви человек теряет любые маршруты и ориентиры, потому что, чтобы дать что-то миру, человек должен наполняться этим сам. Если человек получил много любви, это уже счастливый человек. Счастливые люди способны двигаться сами и двигать этот мир вперед. Не лишайте своих детей такой возможности. И будьте счастливы!

Автор текста: Ирина Замотина