Простой секрет взаимопонимания родителя и ребенка

Вспомните себя в детстве. Всегда ли вы хорошо понимали своих родителей? Всегда ли соглашались с ними, если они были абсолютно правы?

Давайте проведем небольшой эксперимент с вашими воспоминаниями:

Вы подросток, вам лет 14, за окном ноябрь, начинает сильно холодать (где-то около -5 градусов). Вы морально уже готовы встретиться лицом к лицу с морозным утром и отправиться в школу. Надеваете на себя куртку, берете свой тяжёлый портфель, собираетесь выходить,и тут:

«Сынок/дочь, надень шапку»

Вспомните свои реакции на подобные реплики со стороны родителей.  Какие эмоции и действия они в вас вызывали?

Скорее всего – раздражение.

Не нужно говорить, что тот час же надевали шапку, при этом говоря: «Большое спасибо за заботу, дорогие родители!» — не поверим.

Подобные сценарии пронизывают общение родителей и детей. Почему же так происходит? И как изменить привычный ход вещей?

Сейчас в этом разберемся. Разбираться будем следующей компанией: я, вы и известный американский психолог и психиатр Эрик Берн.

Немного теории

Эрик Берн – известный психолог и психиатр американского происхождения, автор идеи трансакционного анализа (да, знаю, звучит сложно, но, на самом деле,всё проще простого):

Трансакция – единица общения, состоящая из стимула и реакции.
Например: вопрос – ответ
«Как дела?» — стимул
«Спасибо, всё хорошо.» — реакция

Согласно трансакционному анализу Эрика Берна, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

  • Эго-состояние Родителя (Род) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим.
  • Эго-состояние Взрослого (В) проявляется, когда то, что мы говорим, опирается на факты, объективную информацию.
  • Эго-состояние Ребёнка (Реб) – все наши внутренние «хочу» и «не хочу», все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом.

Помощь ребенку в экстремальных ситуациях

В каждый момент коммуникации (набора стимулов и реакций) мы находимся в одном из этих трёх эго-состояний. И, что самое интересное – сильно влияем на это-состояния другого:

Например, реплика, сказанная из эго-состояния Родитель, будет провоцировать в другом человеке эго-состояние Ребенка.

Ниже приведены возможные варианты простых трансакций:

Родитель включает в другом человеке Ребенка (Род → Реб)
Ребенок в зависимости от ситуации может включать в другом человеке как Родителя, так и Ребенка (Реб → Род, Реб → Реб)
Взрослый включает в другом человеке Взрослого (В → В)

Здесь мы и вернёмся к нашей шапке:

Стимулом в данном случае является фраза одного из родителей (допустим мамы) – «Сынок/дочь, надень шапку»

Все ответы, например:

  • «Я и сам(-а) знаю, что мне делать»;
  • «Опять ты начинаешь!»;
  • «Ты всё время меня контролируешь!»;

И прочие прекрасные фразы будут являться возможными реакциями.

Давайте рассмотрим эту ситуацию в разрезе эго-состояний:

Стимул:  «Сынок/дочь, надень шапку» — эго-состояние Родитель, провоцирующее в другом человеке эго-состояние Ребенка.

И, тогда ответ (реакция): «Я и сам(-а) знаю, что мне делать» — эго-состояние Ребенок (желание быть самостоятельным, нежелание подчинятся), становится вполне ожидаем и предопределен.

родреб2

Из какого эго-состояния должна обратиться мама в данной ситуации, чтоб ребенок надел шапку?

Можно пойти 2-мя разными путями. Разберем оба.

В → В (срабатывает почти всегда)

Стимул: «Я смотрела прогноз погоды, там передавали, что сегодня очень холодно» — эго-состояние Взрослый (отражает факты, опирается на объективную информацию), включает в другом человеке Взрослого.

Реб → Род (рискованно, может не сработать)

Стимул: «Мне бы очень не хотелось, чтобы ты выходил без шапки, я буду сильно волноваться» — эго-состояние Ребенок (выражает внутреннее желание, внутреннее «хочу» человека), включает в другом человеке Родителя.

Родитель — тоже человек: обидные слова ребенка и как на них реагировать

Итак, секрет взаимопонимания родителя и ребенка состоит в том, что конфликтные ситуации наступают в те моменты, когда мы своими фразами включаем в другом человеке то эго-состояние, которое ему в себе в данной ситуации видеть совершенно не хочется. Так, любой подросток, желая, чтобы к нему относились как ко взрослому, при попытке включить в нём Ребенка, вызывает конфликт.

Если попробовать перестроить свои реплики и говорить их из эго-состояния Взрослого, обращаясь, соответственно, к Взрослому, то очень скоро вы будете поражены результатами.

Экспериментируйте, выходите из шаблонных фраз, вызывающих шаблонныереакции, и вы сможете найти свой способ общения со своим ребенком.

Успехов и взаимопонимания с родными и близкими!

Автор статьи:

Глория Юнаева, руководитель проектов Национального центра профессиональной ориентации, организатор профориентационного лагеря «Университет мечты»

Забронируйте путевку на Профориентационный проект «Университет Мечты»: