Правила вежливости или «Ваш ребенок меня достал!»

Можно ли вмешиваться в ситуативные, сиюминутные «разборки» детей? «Вопрос, конечно, интересный», — сказал бы один известный юморист. Как разрешить его и какую из зол выбрать – поможет разобраться экспертная группа команды incamp.ru.

Правила затронут вопрос воспитанности, вежливости и культуры каждой из сторон конфликтной ситуации.

С детьми должны разбираться их родители

Представьте: чужой ребенок достает вашего чрезмерным «вниманием», ваш тем временем желает поиграть один со своими любимыми игрушками и в этот момент абсолютно не планирует заводить друга на стороне. Навязчивый приятель не желает оставлять вашего малыша и уже силой готов одолеть его. Мама (папа, бабушка, дедушка) стоят в сторонке – в лучшем случае с гордостью наблюдают за маленькой победой своего отпрыска, чаще всего уткнулись в мобильный телефон, нервно листают ленту новостей и, конечно же, абсолютно не заняты своим ребенком. Что делать в подобной ситуации?

Психологи в этой ситуации советуют отвечать так:

  1. «Я не позволяю тебе толкать / обижать моего сына» или более мягко «Пожалуйста, не обижай мою дочь».
  2. «Это наши игрушки, я не могу тебе разрешить поиграть с ними» либо «Это велосипед Миши, если хочешь покататься на нем, спроси, пожалуйста, у него».
  3. «Давайте по очереди играть / кататься», «Сейчас мы, затем снова твоя очередь».

Запомните: воспитание чужих детей не в нашей компетенции, мы можем лишь обозначить границы возможного общения с ребенком и личное право на владение игрушкой, гаджетом или другими вещами. Все вопросы и претензии должны быть обращены к родителям маленького задиры.

А как же быть, если родителей маленького проказника нет поблизости ? И когда ситуация требует немедленного участия?

  • Родители – сторонники мнения, что до 5 лет ребенку все дозволено.
  • Родители «не видят» назревающего конфликта или уже полноценного скандала.
  • Если поведение ребенка может нанести вред здоровью вашего чада или других детей.
  • Если он может причинить материальные потери (к примеру, вы – продавец, и чужой ребенок бегает по магазину с дорогим товаром, пока взрослые выбирают товар и не видят его).

Не оцениваем поведение ребенка, а просим не нарушать ваше удобство и быть внимательнее к окружающим

И поймите, если ситуация вынуждает вас вмешаться, вы должны демонстрировать образец правильного общения. К примеру, ребенок на представлении раскачивает ноги и задевает при этом ваше кресло, обернитесь и мягко скажите: «Не надо, не пинай меня, пожалуйста» вместо обычного сухого «Хватит уже, сколько можно!!!».

Будьте вежливы

Нужно, чтобы ребенок почувствовал вашу доброжелательность, однако при этом слышал уверенные нотки в голосе. Вы ведь не ругаете чужого малыша, вы вежливо просите не мешать. Это также позволит не обострять отношение его родителей.

Дети всегда учатся у взрослых – родителей, знакомых, чужих людей. Проявите уважение, и оно вернется к вам в будущем.

Чего делать категорически нельзя?

Не нужно чего-то объяснять ребенку, учить его манерам, если он плачет. С этим уже точно разберутся его родители. Не советуем приставать к нему с глупым «А ты че это разревелся?», «Че кулаками машешь?» Фамильярность в данном случае неуместна.  Ребенок не сможет защитить свои границы от вашего слишком близкого натиска – обратите внимание на форму обращения к нему, вы все-таки нарушаете таким образом его личное пространство.

Не нужно обсуждать поведение ребенка (его родителей) при них же в форме «он сделал то-то». Базарная форма общения здесь ни к чему.

Вежливо и без обвинений подойдите к родителям ребенка

Не жалейте улыбки и слов типа «будьте добры», «пожалуйста», «извините» или, к примеру, «Я Вас очень прошу помочь организовать очередь на наш самокат?», «Кажется, наши детки конфликтуют, давайте решим это без лишних слез и потерь!»

И самое главное – если родители попросили прощения за своего малыша и вмешались в ситуацию, не стоит продолжать разговор в неприятном обвинительном русле. Переключите его на позитив.