Марк Валерьевич Ромм, д.ф.н., профессор, декан факультета гуманитарного образования, заведующий кафедрой философии НГТУ

Я был вожатым в период с 1998 года по 2004 год, практически каждое лето. Первым лагерем, в котором я работал, был лагерь «имени Вали Котика» в 1982 году на практике.  И это был удивительный сюжет, связанный с тем, как ты впервые видишь детей в новой позиции,  как ты общаешься с коллегами, которые становятся твоими партнерами по отряду.  Это было очень интересно и свежо.  Далее 1983 год —  работа в пионерском лагере имени ЦК ВЛКСМ  «Орленок»,  мне посчастливилось работать там на протяжении полугода с мая 1983 года по сентябрь, дружина «Звездная». И это была, конечно, суровая школа молодого бойца.  Далее был пионерский лагерь «Солнечный»  (Новосибирская область) и практика 1984 года. Вот мой круг лагерей, с которыми я поработал.

Первый навык, который я приобрёл в лагере —  это осознание своей новой педагогической роли и позиции, поскольку одно дело, когда ты являешься объектом педагогического воздействия, другое дело, когда ты сам являешься субъектом педагогической деятельности.  

Из навыков которых, я приобрёл —  это навык работать очень много, а спать очень мало,  потому что во всех детских пионерских лагерях, которых я работал, после отбоя наших замечательных ребят начиналось самое интересное. Нужно было обсудить деятельность, завтрашний день, провести педагогическую рефлексию, подготовиться к новым делам, погладить форму, привести себя в в порядок. Поэтому спали очень мало.

Особый опыт – это, конечно, пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орленок», в котором элементы муштры, трепетного отношения  к различного рода организационный моментам были доведены до апогея.  Всё это в общем показало мне, насколько я тупой и насколько я не готов к этой сложной деятельности. Оказалось что провести зарядку с отрядом — это нужно уметь, сделать так, чтобы ребята не выглядели как замухрышки —  это требует определенных усилий, что чтобы быть интересным для ребят — нужно из себя что-то представлять. А также уметь петь песни, танцевать, быть весёлым, задорным, нужно обладать определенными игровыми навыками, творческими навыками, нужно уметь рисовать, оформлять, уметь общаться, понимать социометрию, строить коллектив, разбираться в возрастной психологии, и при этом ещё нужно строить отношения с администрацией, с начальником лагеря, с кухней, медиками и  хозблоком.  При этом ещё уметь менять белье, форму, опять же очень мало спать и всё это одновременно.  То есть для молодого человека (а я был достаточно молодым человеком, мне было всего 20 лет и в армии я не служил), это была такая своеобразная армия, которая показала, что мне, сколь многому мне предстоит научиться для того, чтобы хотя бы немного соответствовать гордому званию вожатого.

Подводя итог, можно сказать, что самое главное, что я понял в лагере, это то, что вожатым может быть только тот человек, который постоянно над собой работает и который никогда ни в чём не успокаивается!

На сегодняшний момент я являюсь карьерным преподавателем, в том смысле, в котором иногда говорят о карьерном дипломате или  карьерном военном – человеке, который всю жизнь занимается этим видом деятельности и строит свою карьеру в рамках этой деятельности. Моя  профессиональная карьера связана с воспитанием, образованием и обучением. На протяжении всего периода времени с момента получения трудовой книжки в (в  1985 году) и по настоящий момент времени я занимаюсь именно этим. Я прошёл разные этапы своего педагогического становления: был вожатым,  учителем истории и обществознания в школе, заместителем директора по воспитательной работе. Придя в 1991 году в ВУЗ, я прошёл все карьерные ступени вузовского преподавателя от ассистента до профессора и декана факультета. Мне не покорились только 2 вершины: я, к счастью, не был проектором, и к ещё большему счастью, не стал ректором, потому что это совсем тяжелая работа.  Если перевести это на военную тематику, то можно сказать, что я стал генералом. Маршалом не стал —  я не ректор и не министр образования, но вот  генералом стал, потому что и заведующий кафедрой философии, и декан гуманитарного факультета — всё это элементы карьерной лестницы.

Пригодилась ли мне работа вожатого в моей современной работе? Вне всякого сомнения!  Конечно, видение педагогической позиции, ролевых отношений и  коммуникативных проблем во многом углубилось, перешло на качественно новый уровень, но истоки всего этого коренятся в моей вожатской юности.  Поэтому я могу сказать о том, что, вне всякого сомнения, вожатской работа — это достаточно серьёзный элемент погружение в педагогическую реальность и в позицию. Без этого погружения, стать тем, кто я есть сейчас мне было гораздо сложнее.


Я работал вожатым! Теперь твоя очередь!