Марина Марескина: «Все люди талантливы, нужно только найти своё предназначение»

Марина Марескина родилась в Улан-Удэ. В 1996 году окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (класс И.И. Юшманова).

В 1996 году дебютировала на сцене Мариинского театра в партии Маленькой разбойницы в опере Баневича «Кай и Герда».

С 2014 года является приглашенной солисткой оперной труппы Мариинского театра.

Марина Марескина гастролировала с труппой Мариинского театра в Испании, Германии, Италии, Англии, США, Японии, Бельгии, Франции, Израиле, Финляндии, Китае, Корее, Турции, Португалии, Аргентине и Швейцарии.

Певица активно выступает с камерными программами в Санкт-Петербурге и городах Германии.


— Большинство девочек в детстве мечтают о том, что будут певицами, а не оперными дивами. Во всяком случае, так считается. А вы о какой карьере грезили в детстве?

В детстве я мечтала быть балериной. В 1-3 классе мне часто снилось, что я танцую в  балетной пачке на пуантах. Жила я а то время в Калининградской области. Там очень сильны традиции хорового пения. При школе был хор и я пела там с 6 лет. О карьере мыслей не было. Петь казалось так же естественно как дышать.  И вот однажды, когда мне было 10 лет, я набралась храбрости для выступления на школьном празднике в честь 8 марта. Как сейчас помню, это была «Песенка про черного кота». Было страшно и приятно одновременно, а главное, всем понравилось. Думаю, это и было начало.


— 
Кто направил вас в стезю оперной певицы?

В старших классах школы я начала петь в вокально-инструментальном ансамбле. Стало понятно, что одного природного голоса недостаточно.

В то время я любила слушать наших выдающихся певиц  И. Архипову и Е. Образцову.

Я преклонялась перед их мастерством, пела вслед за ними. cApz5WWnMGcИ в какой-то момент поняла, что петь для меня необходимо. Пение стало жизненной потребностью.

Именно слушая И. Архипову, решила пойти учиться петь, сначала в самодеятельном кружке, а потом в Санкт-Петербургской консерватории по классу вокала.

Огромная благодарность моим педагогам Юшманову В.И, Разуменко С, Ханеданьян Г., Кузнецовой О.В., которые передавали мне свое мастерство и верили в меня.


— 
Как прошло ваше детство? Были ли вы в детских лагерях?

Мое детство прошло в Прибалтике. И сейчас помню волшебную природу этого края.

Замечательное было детство. Я ходила  в изостудию и в музыкальную школу, биологический кружок, спортивную гимнастику и хор. Когда успевала? Только детство дает такие возможности.

В детских лагерях бывала. Там замечательно! Считаю, что каждый должен хоть раз в жизни приобщиться к коллективной жизни.


— 
Совместимы ли карьера и семья у оперной певицы?

У нас в театре много счастливых семейных пар среди музыкантов. Всегда радостно видеть, как они друг другу помогают и поддерживают. Думаю, не в семье дело, а в характере людей. Разумеется, члены семьи должны с уважением относиться к друг другу и не мешать работе.


— 
А как у вас в семье?

TdiH82d_sl8Моя дочь выросла среди музыки. Еще малышкой она слушала по телевизору «Бориса Годунова» и не позволяла мне выключать трансляцию. Я тогда еще училась петь, а она, сидя у меня на руках, слушала.  Петь  «Цыганскую песню» Кармен я должна была, кружа ее и танцуя. Это называлось «мама давай ля-ля!».
Думаю, поэтому дочь изначально наблюдая за всем процессом и трудом с этим связанным, всегда меня поддерживала. Я и сейчас могу спросить ее мнение по поводу качества звучания какого-то фрагмента.


— 
Какая ваша героиня вам наиболее дорога?

Из партий, которые я пою в Мариинском театре, я очень люблю Мачеху из «Рождественской сказки» Р. Щедрина и Няню из «Бориса Годунова».
Из исполняемых в других театрах: «Любаша» из «Царская невеста», Н. Римский-Корсаков, «Амнерис» из «Аида» Верди.


— 
У вас всегда такие интересные образы, костюмы, а какие потрясающие декорации в театре! Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом. Как это все создаётся? Кто над этим работает? Принимаете ли вы участие в создании этих костюмов и декораций? И насколько вам это важно на сцене?

Над созданием спектакля работает режиссер, дирижер, главный концертмейстер, который отвечает за качество выучки музыкального  материала певцами, художник по костюмам и художник по свету. Они создают идею постановки. Далее начинается коллективная творческая работа. В процессе репетиций рождается спектакль со всеми тонкостями характеров и отношений. Каждый певец неповторим, у каждого своя трактовка  роли, свои особенности характера и звучания. На каркас мизансцен накладывается индивидуальное актерское решение.

Xy57ylxCh9s

Обычно перед началом постановки нам показывают эскизы декораций и костюмов. Исходя из предложенной ситуации и эпохи, актер продумывает свою роль. Ведь в разные времена по-разному двигались и чувствовали. Манера взаимоотношений между персонажами была разной. Все это учитывается. Всему этому нас учили. В консерватории певцов учат не только петь. Нас учили актерскому мастерству, танцу. Даже фехтовать на рапирах и шпагах учат.

Костюмы отшивают по эскизу художника, но с учетом особенностей фигуры и пожеланий каждого человека. Так что и одинакового костюма нет. Чем-то да отличаются, хотя персонаж один.

Как правило, готовят три актерских состава для одной постановки.

Поэтому никогда нет одинаковых спектаклей. Знатоки иногда ходят на одно и то же наименование десятки раз, чтобы оценить разные составы артистов  и  развитие роли.


— 
Вы все партии вы исполняете без микрофона? Это тяжело? Звук такой звонкий, иногда кажется, что у вас висит где-то парочка микрофонов 🙂

Всегда без микрофонов. Это принципиально.sDqDXwyq0CA

Оперным певцом не каждому дано быть. Это одна из самых сложных актерских профессий. Не скажу, что чем громче, тем лучше. Нет. Есть великолепные камерные певцы, певцы мюзикла и эстрады. Но это другая профессия. Оперный певец учится долго. Я могу сравнить это только с упорными тренировками спортсменов или балерин .Пять-десять лет, а потом всю жизнь совершенствуется. И изначально предусматривается, что голос должен быть. А обычно только через два-три года можно по-настоящему оценить громкий он или нет, годится ли для оперы. Ведь нужно озвучить зал на 800-2500 мест. Конечно, в оперном театре специальная акустика-звук выносится в зал. Если не научен, никакая акустика не спасет. Но если получилось — нет лучше профессии. Это каждый раз счастье выходить на сцену и творить образ звуком и словом.

 


— 
Для того чтобы голос звучал лучше, достаточно ли просто упорной работы над собой? Или необходимо соблюдать определенную диету, есть определенные продукты, влияющие на звучание голоса?

Ключевое слово: упорной работы над собой.  Профессионально и творчески развиваться в этой профессии необходимо. Любой застой ведет к деградации. Только вперед, нет предела совершенству.

Диеты конечно нет. Тут все индивидуально. Я знала певца, который «терял» голос, съев яблоко, и певцов, великолепно певших спектакль в больном состоянии, когда уже не могли говорить.


— 
Есть ли у вас любимая сцена помимо Мариинского театра?

У Мариинского театра 3 сцены. Есть выбор внутри театра. Мне очень нравится работать на новой сцене.


— 
Церемония подготовки к спектаклю для вас много значит?

parSnyzx_qwЭто уж как придется.  Конечно, в идеале перед спектаклем желательно  отдохнуть и настроиться на образ. В любом случае все бытовые дела я откладываю на другой день и стараюсь сосредоточиться на спектакле.


— 
Вы поете когда-нибудь для себя? Например, на отдыхе?

Теперь уже практически не пою, разве что напеваю про себя.


— 
Как вы обычно любите отдыхать и восстанавливаться после выступлений?

В тишине. С интересной книжкой.


— 
Кто для вас самый большой авторитет в вокале?

Всегда ровнялась на И.Богачеву и  И. Архипову. Сейчас мы имеем счастье работать одновременно с новой плеядой выдающихся певцов: В.Сулимский, А.Марков, Р.Бурденко, Т.Павловская, А.Нетребко, Ю.Маточкина. Я думаю, они являются современными образцами классического вокала.


— 
Режиссёры Мариинского театра любят хвалить артистов? Иркин Габитов, Алексей Степанюк.

Конечно хвалят! Процесс создания спектакля — это процесс взаимодействия актера и режиссера. С этими режиссерами экстра-класса работать всегда захватывающе интересно.


— 
Что посоветуете юным начинающим оперным eIKZQXBcDAgисполнителям, или просто певцам?

Советую слушать выдающихся исполнителей. Вырабатывать для себя эталон звучания. Слушать не природу исполнителя, а технику и стиль.


— 
Что вы пожелаете вашим зрителям, театру и нашим читателям?

Не бояться осуществлять свои стремления. Как бы призрачно далеко не казалась заветная цель – идите к ней. Нет ничего хуже желаний, которые вы даже не попробовали осуществить.

 

 


Несколько фактов о Марине Марескиной

SwMLVAzjV2EМеццо-сопрано

 

  • Лауреат II Международного конкурса-фестиваля «Современное искусство и образование им. А. Караманова» по двум номинациям: «вокал» (Москва, 2006, I премия) и «камерный ансамбль» (III премия)
  • Лауреат II Международного конкурса оперных певцов им. Н. Печковского (Санкт-Петербург, 1996, III премия)

Среди партий, исполняемых в Мариинском театре:

Наина («Руслан и Людмила»), Гувернантка («Пиковая дама»), Мамка, Баба («Борис Годунов»), Ненила, Маша («Чародейка»), Филиппьевна («Евгений Онегин»), Захарьевна («Опричник»), Няня («Князь Игорь»), Петровна («Царская невеста»), Хивря, Третья баба(«Семён Котко»), Сомнительная старушка («Игрок»), Дуняша, Адъютант Мюрата («Война и мир»), Марья Кондратьевна («Братья Карамазовы»), Маленькая разбойница («История Кая и Герды»), Мачеха, Ноябрь («Рождественская сказка»), Учительница музыки («Лолита», концертное исполнение), Нинетта («Сицилийская вечерня»), Служанка Амелии («Симон Бокканегра»), Второй Паж, Голос с неба («Парсифаль»), Приближенная Клитемнестры («Электра»), Мадемуазель Данжевиль («Адриана Лекуврер»)

Также в репертуаре певицы: Кончаковна («Князь Игорь»), Полина, Миловзор («Пиковая дама»), Любаша, Дуняша («Царская невеста»), Ольга («Евгений Онегин»), Марта («Иоланта»), Стеша, Перфильевна, Власьевна («Псковитянка»), Бобылиха («Снегурочка»), Шинкарка («Борис Годунов»), Отрок («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Ключница Амелфа («Золотой Петушок»), Старая цыганка («Алеко»), Настоятельница монастыря, Гадалка («Огненный ангел»), Старостиха Василиса, Мавра Кузьминична («Война и мир»), Старая барыня («Нос»), Снежная Королева («История Кая и Герды»), Девушка из рекламы («Лолита»), Инес («Трубадур»), Анна («Троянцы»), Амнерис («Аида»), Гримгерда («Валькирия»), Диаконисса («Король Родгер»), Мари («Летучий Голландец»), партии меццо-сопрано в кантате Прокофьева «Александр Невский» и оратории «Иван Грозный», Stabat Mater Перголези, Реквиеме Моцарта и «Свадебке» Стравинского.