Дети –аллергики в детском лагере: что должен знать руководитель об аллергии

Меня, как директора детского лагеря очень обеспокоил этим летом такой вопрос. Главный врач, перебирая справки 079-У  всплеснула к руками : «Да что же это такое? Из года в год их все больше и больше! Поздравьте – в этом году у нас 76 процентов детей аллергики!». « А сколько раньше было?»-интересуюсь я. «Тридцать лет назад, когда я приехала в лагерь работать 7-10 процентов страдали от аллергии, а сейчас каждый первый почти!» сокрушается Нина Алексеевна.

За разъяснением я отправилась к психологу, директору «Института современного НЛП» Валерию Габову, который помог не одной семье в нашем городе справиться с этим недугом. Излагаю его взгляд на то, почему детей аллергиков становится все больше, и что нам взрослым нужно знать об этом неприятном недуге.

«Сыпь, зуд, покраснение, отечность – хорошо знакомые многим симптомы аллергии.

Люди столкнулись с этим феноменом давно, и считалось что это болезнь, которая поражает только детей из обеспеченных семей. Гиппократ был уверен, что в основе недуга лежит бесконтрольное потребление несовместимых продуктов.

У бедняков этот недуг не встречался совсем. Да и продукты, на которые так реагировали дети богачей, в их рационе не встречались или появлялись на столе только по праздникам, эпизодически. В последствии на этот же феномен «заболевания детей обеспеченных родителей» натыкались многократно. Лечение назначалось простое – перевод на диету исключающую аллерген.

Поскольку пища большинства людей долгое время была достаточно однообразна, а занятость более чем полная, аллергиями страдали в основном обеспеченные бездельники – знать, придворные, торговцы, духовенство. Простому человеку на это просто не хватало ни времени, ни денег.

Следующим интересным этапом при изучении аллергии стал момент, когда открытие прививок и активная разработка прививочных материалов стала массовой. Исследователи еще не поняли разницы между бактериальной и вирусной природой заболеваний, но воодушевленные первыми успехами массово организовывали лаборатории и проводили опыты на мышах, морских свинках, собаках, свиньях, лошадях — и во многом очень преуспели. Один из примеров – оспа, исчезнувшая с лица земли благодаря прививкам (раньше смертность от нее составляла от 20% до 90%, а выжившие страдали многочисленными осложнениями).

В это время интересные результаты получил Александр Михайлович Безредка- работавший ассистентом в Институте Пастера в Париже, исследовавший анафилактический шок, наступавший при введении вакцин.

Александр Михайлович разработал методику, при которой можно получить аллергию и анафилактический шок в 100% случаев, или избежать такого развития событий абсолютно. И именно на его работах основаны методики предотвращения аллергических реакций.

В наше время все аллергии по механизму запуска разделены на две большие группы – истинные аллергии и ложные. Истинные аллергии имеют в основе иммунологическую реакцию на антиген, которая сопровождается выбросом локально большого количества гистамина, их регистрируется по статистике не более 10-20% случаев. Ложные аллергии в основе имеют более сложный, механизм запуска, связанный с определенными эмоциями и в группе пищевых и лекарственных составляют до 90% всех аллергий.

Эмоциональное состояние человека определенным образом сенсибилизирует процессы иммунной системы для реакции, и вот уже тогда попадающий антиген, к которому есть гиперчувствительность вызывает гистаминовую реакцию. Со временем реакция может закрепляться или ослабевать. Закрепляясь, становясь привычкой – превращается в аллергию, ослабевая – проходит полностью. (Подробно вопрос возникновения эмоаллергии исследовал Владимир Николаевич Янчиков, и в настоящее время активно внедряет технологию излечения от этого недуга).

Кратко говоря – вы можете сформировать аллергию на любой раздражитель или вещество, присутствие которого вы можете определить.

Какие эмоциональные состояния сенсибилизируют иммунную систему к ложным срабатываниям даже на безвредные антигены – пыльцу деревьев, пыль, продукты питания, лекарства?

В основе их лежат состояния 3 «Б» – беспомощность, бессильность, безысходность. Такие состояния возникают в ситуациях «вынужден, но не хочу», «очень хочу, но не могу».

Выученная беспомощность + гиперчувствительность к веществу= аллергическая реакция.

Для детей, особенно младшего школьного возраста, на который часто и приходится значительная психическая нагрузка – эти состояния (беспомощность, бессильность, безысходность) скорее норма, чем исключения. Ранние подъёмы в школу, перегруженность секциями и кружками, домашние задания, фрустрирующие обстоятельства в школе, и если в эти моменты еще добавляется напряженная обстановка дома, в семье – ребенок может неожиданно среагировать даже на самые привычные вещества.

Эмоаллергии сами возникают, и сами проходить должны? Да так часто и бывает, вы иногда даже и вспомнить не можете, на что именно среагировали покраснением или зудом – сменилась обстановка, эмоция, и следующая встреча с потенциальным аллергеном проходит совсем иначе.

Хуже если всё это происходит на фоне общей высокой тревожности и убежденности в том, что именно это вещество и вызывает аллергию – даже если вы забыли – вам напомнит тревожная и ответственная бабушка.

Сделав круглые глаза она скажет «Ты что что, забыла, что было в прошлый раз? Хочешь снова??» чем мгновенно возвращает эмоциональную составляющую эмоалергии, а вид, запах, продукта подкрепляет связь и вероятность реакции (формируется и закрепляется своеобразный якорь «продукт – эмоция — состояние»). (У многих детей, синдром «укачивания» в машине формируется по такому же типу)

Напоминания, формирование ожидания аллергической реакции будут способствовать закреплению приобретенной аллергии, и часто распространением ее и на другие категории потенциальных аллергенов: мандарины – апельсины – цитрусовые вообще, клубника – ягоды, пыльца березы – другие виды пыльцы…

Лечением и консультированием по поводу эмоциональных аллергий сейчас занимаются почти во всех психологических центрах и государственных и частных. Используются техники быстрого лечения аллергий, методики прогрессивной релаксации, гипноз, и конечно методика Владимира Николаевича Янчикова. На работу с точечной, недавно приобретенной аллергией уйдет несколько встреч, в других случаях работа может затянуться до полугода и затрагивать самые разные аспекты.

Что же делать для профилактики?

— Формировать обстановку сотрудничества в общении – избегать насилия в психологическом и физическом плане.

— Снижать общий уровень тревожности и стресса для семьи – для родителей и для детей. Вводить предсказуемость и правила.

— Обучаться техникам расслабления – самогипноз, медитация, занятия с узким фокусом внутреннего внимания – дыхательные упражнения.

— Физическая культура – активность тела помогает сформировать баланс между процессами возбуждения и торможения нервной системы, переключиться, расслабиться.

— При проведении прививок, введении инъекций лекарственных препаратов – создавать обстановку доброжелательности, юмора, хорошего настроения, предвкушения результатов. Ни в каком случае не ставить насильно.

Будьте здоровы!»