Встреча с легендой. Андрей Комиссаров

Настоящий подарок приготовила для читателей блога #LIFE_INCAMP его главный редактор. Андрей Комиссаров – один из сильнейших игропрактиков нашей страны, эксперт в области игровых технологий, Руководитель проекта игрового образования «Мозаикум». Сегодня специально для наших читателей он расскажет о себе и других игропрактиках, а также разложит по полочкам множество понятий необъятного мира Игры!

— Скажите пожалуйста, если спросить вашего лучшего друга, в чём Комиссаров крут, в чём его сила, что он скажет?

— Это не вопрос для блица. Надо сразу думать, кто мой лучший друг, а это сложно, потому что я друзей не дифференцирую, и кто из них самый лучший — вообще никогда не возьмусь сказать. Если нужно ответить быстро… Очень надеюсь, что скажут, что я могу из разрозненных вещей сделать что-то прикольное, интересное, новое и полезное. У меня быстрый синтез.

Андрей, есть ли сообщества, где вы являетесь референтной фигурой, и можете ли рассказать про них?

— Да, есть одно большое сообщество, в котором я являюсь  чем-то вроде идеолога.  На сайте Агентства стратегических инициатив я значусь как руководитель проекта «Образование будущего», по сути это такое сообщество  увлечённых людей, которым не всё равно, что происходит в образовании, которые во многом применяют игропрактики или инновационные  образовательные методики. В проекте есть и молодые педагоги-новаторы, и аналитики, и практики, и гейм-дизайнеры, к нам приходят по-разному, но  развиваются все вместе в деятельности. Кроме этого, надеюсь я достаточно известен в различных  профессиональных сообществах. Уж чем-чем, а игропрактикой Россия на весь мир славится.  У нас очень классные комьюнити есть, с  древними традициями, которые возглавляют классики-игропрактики, такие фигуры как Михаил Кожаринов, например.

— Если бы вам предложили возглавить  Всероссийскую Академию Игры, кого бы вы пригласили туда преподавать из наших современников?

— Если бы мне предложили возглавить такую академию, я бы скорее всего отказался, потому что во-первых занят (как правило веду 5-6-7 проектов одновременно), во-вторых не люблю что-то возглавлять, а напротив люблю перекладывать ответственность на других, а сам заниматься творчеством. Но если вы спросите каких игропрактиков самых интересных я бы посоветовал, то с поправкой, что  я, конечно, не всех знаю, и на то  их в России очень много, получилась бы такая картина: 

Интересное образовательное  сообщество, применяющее игропрактику-  «Метаверситет», его возглавляет Михаил Кожаринов, в нем выросла целая плеяда практиков. 

Есть очень интересное гнездо игропрактиков в Казани, которые делают Казанский игропрактический семинар.

В агентстве стратегических инициатив работает сообщество методологов игропрактики, я в принципе тоже скорее методолог-игропрактик. 

При ВШЭ Уточкин Владислав собрал сообщество гейм — дизайнеров, они в основном на компьютерных играх специализируются. 

А ещё есть целая экосистема состоящая из ролевых сообществ. Там вообще только ролевики. 

Есть  игропрактики, которые занимаются только настолками, например сообщества вокруг «Правильных игр» или группа «Трёхгранник» и т.д. Крутых  игропрактиков в России огромное количество, и это я не беру ещё бизнес-игропрактиков, в котором  ещё целый ряд замечательных представителей. Есть большая конференция Work play create, где все  эти люди собираются, там правда настольщиков меньше, в основном она про игры живого действия и  ещё там методологи-игропрактики тусуются. 

И поэтому я бы во-первых, физически не возглавил, во-вторых, я бы не взялся выбирать кто из них круче, я бы позвал всех, пусть они сами самоорганизуются, а мне кажется, что когда люди учатся игровой практике это во многом их счастливая звезда ведёт. Нужно расти всем цветам, чем больше есть разных практик и разных носителей традиций, тем больше можно чему научиться.

— А есть игротехники, игропрактики, геймдизайнеры ( я уже запуталась)  кто очень круто работает с детьми? 

— Да, опять же «Метаверситет». Например Данила Кожаринов, сын Михаила Кожаринова, он очень крутой.  Есть  команда мощных игропрактиков , называется «Полдень», я хорошо знаю  Александра Минкина. Они тоже отлично справляются с задачей социализации детей из детских домов с помощью игр. Очень клевая Ирина Беляева из Санкт-Петербурга придумала «Дом гнома», как аналог пространства для дворовой игры, который исчез из жизни наших детей. Я занимаюсь тоже очень много с детьми, но я больше не столько геймдизайнер, я это делаю для души, а сколько я именно методолог-практик, т.е. я образовательные системы целиком дизайню, с данными, с IT-системами, построенных на играх, в частности как моя школа.

— Вы столько назвали уже разных слов, в которых я запуталась, геймдизайнер, игропрактик, игротехник, могли бы немножко в понятийном аппарате сориентировать наших читателей, кто есть кто, и кто чем занимается?

— Давайте расскажу. 

1. Игротехник — это человек, который игры хорошо проводит, он может их чуть-чуть адаптировать, но как правило это давно существующие, понятные и известные всем игры  живого действия. Иногда игротехники проводят турниры по настолкам. В игровой иерархии игротехник — это самая начальная ступень, с которой все начинают. Но пропускать её нельзя, так как, работая в полях, вы понимаете  суть игры и получаете живой отклик. 

2. Потом идут геймдизайнеры. Геймдизайнер, в отличие от игротехника, с людьми вообще может не общаться , он может быть человеконенавистником, сидеть у себя дома за компьютером в семейных трусах, но при этом у него очень мощный понятийный аппарат, он очень хорошо разбирается в игровых механиках, в их сочетаниях. Он  выстраивает игру как систему, он понимает способы выстраивания игровых взаимодействий, способы получения самых интересных и острых игровых переживаний и так далее. И  в этом смысле геймдизайнер — это такой игровой системотехник, это отдельная каста. Очень часто геймдизайнеры относятся ко всем остальным игрунам свысока, потому что  для того, чтобы геймдизайнером быть, нужно иметь прокаченный мозг. Очень многие геймдизайнеры, в частности айтишники, — это очень умные люди. 

3. Далее в моей иерархии идёт игропедагог – это человек, который с помощью игр занимается образованием. Он понимает, как в образовании применить игры, он может работать и как игротехник и немножечко как геймдизайнер, но в основном он сочетает большое количество разномастных игровых инструментов для достижения своих образовательных целей, он делает из них такую мозаику. Именно поэтому  наш с женой игровой бренд  называется «Мозаикум». 

4. И наконец, игропрактик – это человек, который решает любые  поставленные задачи с помощью игр. Игропрактики — это в основном проджект-менеджеры с системным мощным мышлением, они могут сами вести игры, но так скажем, они до этого снисходят. В основном игропрактики занимаются сложными  системами. Из игропрактиков самые «мозговитые» — это методологи-игропрактики, которые помимо игропрактики как таковой, выстраивают ещё вокруг игры  довольно сложную методологическую систему, работают на уровне онтологии, семантики, смысловой связанности, сложных инструментов, всем этим рулят и всё это описывают. Все эти люди  сочетают разные роли, только геймдизайнеры стоят особняком. Но начинают все , как правило как игротехники .

— Как вы пришли к игре? Когда вы поняли, что игра, это то, с чем вы будете идти по жизни, вам это нравится?

— Я это понял ещё в детском возрасте, когда стал активно прогуливать школу.  Однажды я осознал, что мне гораздо интереснее ездить на трамваях и книжки читать, чем сидеть на уроках.  В тот момент мне попалась  очень хорошая книжка Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» про то как дети придумали свою страну и в неё играли. Ну и я с одноклассниками начал такую же страну создавать с нуля, ничего ещё не зная, не понимая про геймдизайн. Вскоре вся школа  включилась в игру, мы создали целую планету, потом ещё  5 лет в это играли. Благодаря этой игре  многие предметы стали нам очень интересны, например экономическая география — такой скучный для всех предмет, а мы её обожали, потому что она для игры была нам нужна.  И тогда я понял, что это очень хороший способ сделать так, чтобы твоё образование было тебе прям полезно, чтобы ты был вовлечён, чтобы всё было классно. И тогда я уже понял, что у меня это хорошо получается и мне интересно этим заниматься. Но   профессионально пришёл к игре я только через 12 лет.  До этого  у меня был жизненный план: я до 36 лет должен был  всем своим детям заработать по двухкомнатной квартире  в Москве , а потом можно было бы перестать пахать и начать заниматься творчеством, для меня игра это творчество. Сейчас у меня четверо детей, задача эта решена, и я занимаюсь любимым делом. 

— Андрей , извините за мещанское любопытство, а на чём можно педагогу заработать на четыре квартиры в Москве? 

— Много на чём,  первое время я в госдуме работал синхронистом-переводчиком, потом в штаты возил чиновников по программе обмена.  Некоторое время у меня был свой собственный бизнес в сфере шоу-бизнеса, я на этом зарабатывал, потом работал в крупной транснациональной компании, возглавлял маркетинг в регионе  —  вся Европа, ближний восток России, Индия.  Разные были совершенно способы, мне просто нужно было задачу решить, чтобы потом заниматься творчеством, и я её решал по-разному. Я до 36 лет пахал на очень хороших должностях, но это была именно пахота, т.е. это не была работа ради удовольствия. Это была пахота ради денег, чтобы выполнить поставленную цель. Я её выполнил, всё. Сейчас мне 40 и я занимаюсь любимым делом. 

— Если бы вам представилась возможность  встретиться с любым человеком из  любого времени, любой эпохи и поговорить с ним ровно час, то с кем бы вам было интересно поговорить?

— Наверное, я бы  больше всего хотел с Львом Семеновичем Выготским пообщаться, он настолько мощный образовательный методолог, единственный в своём роде, я очень трепетно к нему отношусь. Но на самом деле огромное количество людей, у которых много чему можно было бы поучиться. Это примерно, как лучшего друга выбирать, такого же плана вопрос, долго будешь выбирать. Если предложат троих на выбор -там легче, а если так вообще абы кого — сложно…

— Сейчас директора лагерей часто обращаются ко мне с просьбой, ну вот скажи, у нас есть бюджет и нам нужно закупить какие-то игры в лагерь на лето, а что лучше выбрать? Вот мы заходим в магазин, и  написано «Лучшая игра 2016 года», «Лучшая игра 2017 года», а кто эти рейтинги составляет и  стоит ли ориентироваться на них при выборе игр?

— Нет. Сначала, когда вы выбираете игру, нужно задаться первым и главным вопросом, зачем она вам нужна, какую задачу с помощью этой игры вы хотите решить. Игры бывают в принципе 4-х категорий:  

1) мотивационные: было скучно-стало весело. 

2) навыковые, мы играем, и у нас развивается какой-то навык. Эти игры как правило высокореиграбельные, потому что навык нужно долго оттачивать. 

3) проектные , не в том смысле, что вы там проектной деятельностью занимаетесь, а в том смысле, что вы погружаетесь в принципиально новую деятельность, вы этим никогда раньше не занимались, а тут раз, и начали заниматься, и, эврика!, начинаете что-то понимать. К примеру, берём игру на бирже: взять просто и начать играть на бирже и потратить кучу денег и получить в общем много расстройств это затратно. А можно же в это поиграть, но поиграть  в такой среде, которая  максимально приближена к реальности и набить шишки, которые могут вам в жизни более серьёзно и болезненно аукнуться, а тут набить их в игре. Вот это типичная проектная игра. 

4) И, наконец, игры рефлексивно-аналитические, когда у вас предположим нужно по новому на что-то взглянуть, у вас замылился взгляд, и вы хотите по другому на что-то посмотреть. 

Так или иначе любую игру, какую не возьми, она будет либо одну, либо несколько вот этих задач решать, поэтому когда вы выбираете игру вам нужно понять какую игру и для чего вы выбираете. Если вам нужна чисто мотивационная игра, просто занять детей, чтобы им было прикольно, то таких игр очень много. Но, смотрите, если у вас детей больше 3-4 человек, то настольные игры покупать вообще странная затея, странная и практически бессмысленная. Во-первых вам придётся разорваться на несколько столов, чтобы определять, как с этим играть, а если дети будут въезжать сами, они половину времени убьют на разбор правил, как правило, в настольных играх в большинстве правил написано очень сложно для восприятия. Ну окей, время, конечно, вы убьёте, и может быть каким-то детям какие-то настолки зайдут, но нужный результат достигает не будет. Настолки хороши, когда у вас детей человек 5, и вы можете им быстро самостоятельно объяснить правила, тогда да. Но если у вас отряд, то гораздо более эффективно, чем настолки, настольно-ролевые-словесные игры, зайдут. Детям будет весело, они будут на вас как на небожителя смотреть, ну и пользы в этом будет в 100 раз больше. Какие это игры? Ну это когда у вас есть какой-то фэнтэзи мир и  мастер игры, который рассказывает историю,  в которую погружаются все игроки, у них есть много всяких-разных вариантов и выборов, они прям сражаются, исследуют, что-то делают, и мир раскрывается перед ними по мере того, как они играют. Вот у меня есть целый ряд таких игр. Эти игры очень популярны на Западе, но там они в основном делаются в формате пресетов. У нас игры такого рода  менее популярны, мы делаем гораздо более  креативные игры — настольно-ролевые с открытым миром. В этой игре мир не существует пока не начали в него играть, и он постепенно рисуется, исходя из вашего выбора, а делается это за счёт того, что у вас есть очень рамочно описанные пресеты сценариев.

То есть, грубо говоря, вы  такой-то герой и оказались в такой-то среде. Всё, больше ничего нет. И у вас есть большое-большое количество атласов, которые работают на рандомизацию, например – шестигранный кубик.  

Например, где-то у вас сундук, вы этот сундук, предположим, открыли, и в нём есть такой атлас. Кидаете кубик, в зависимости от того, что выпало — так история и идёт. Вдруг там оказалась свёрнутая воловья кожа, например, а вы хотели золота, а нет, воловья кожа! И надо дальше думать какая там история, какие там люди и  всё это возникает по мере того, как рандомизация генерирует принципиально новую историю, а игроки своими действиями её дополняют. И вот так она раскрывается, это очень интересная мощная система,  которая в сто раз лучше любой настолки. Потому что реиграбельность настолки остаётся  вопросом: вы одни раз поиграли, два раза поиграли, на третий и четвёртый уже всё — даже самая ядрёная настолка всех времён и народов, которая называется карты рано или поздно надоедает. Лучше всего в лагере конечно не настолки, а игры живого действия. Есть игры живого действия, которые широко известны  и понятны всем — например футбол, а бывают гораздо более разнообразные, которые специально разрабатываются для того, чтобы в них ещё был и образовательный элемент, проектная деятельность, а этим как раз игропрактики в основном занимаются.

— Родители детей, которые отправляют к нам в лагерь иногда слыша слово «ролевая игра», говорят : «Ой нет, не поедем , это же секта, у вас что, ролевики будут?» Могли бы нашим читателям рассказать про то, что же такое «ролевые игры» и «ролевики»?

— Мне кажется, что это как в анекдоте про кошек:

-Вы любите кошек?

-Нет

-Вы просто не умеете их готовить.

Давайте разбираться: ролевые игры  – это в основном  либо настольно-ролевые игры, либо игры живого действия, либо компьютерные. Ролевые игры живого действия делятся на кабинетные и  полевые (ещё их иногда называют LAP).  Я бы сказал, что кабинетные ролевые игры живого действия это пожалуй один из самых полезных образовательных инструментов, которые вообще в природе существуют. Полевые иногда бывают странные, особенно, когда собирается странное сообщество. Сообщество ролевиков в России очень большое, и всегда можно выбрать во-первых, определённых  мастеров игры, которых ты знаешь, которым ты доверяешь, а во вторых можно выбрать направление, которое тебе нравится. Не нравится тебе играть в «пост апокалиптическое чёрт знает что с гуслями», ну и не играй. Среди ролевиков есть очень глубокие интересные люди, которые занимаются средневековой поэзией, танцами или спортивным фехтованием, а есть и фрики. Но слушайте, фрики есть среди всех, поэтому взять и вот как вот всю отрасль очернить из-за того, что где-то завёлся один фрик, это странно, это такой однобокий взгляд. Скорее всего так говорят те родители, которые просто никогда не встречали нормального мастера ролевика. Я бы посоветовал родителям две команды, которые умеют это делать очень вкусно. Одна команда — это лагерь «Кентавр» в Костроме, а вторая, которая мне больше нравится, —  это Калужская область,  «Китеж». Это такой посёлок образовательный, где регулярно проводят ролевые игры. В этом году у них там была нефритовая империя — ролевая игра по китайскому средневековью, в прошлом году у них была игра по Ведьмаку, они очень хорошо сделаны, и там очень классные мастера. Я своих детей туда отправляю, там просто великолепно. «Кентавр» я лично не очень хорошо знаю, но я о них очень много слышал хорошего,  и на основе того, что близкие мне люди их рекомендуют, я бы их тоже рекомендовал.

— Если бы у вас было 3 месяца свободного времени, и вы вдруг решили бы написать книгу, то о чём бы она была?

— Я сейчас пишу две книги, одну  по игропедагогике, а другую по проектной деятельности в образовании и проектному обучению в школе. Пишу уже давно, так как слишком много другой работы

— Вы пытались как-то систематизировать игровые механики которые существуют, или может быть кто-то это делал?

— Нет, систематизацией игровых механик мало кто занимается,  дело в том, что  их очень много, и они друг в друга перетекают, т.е. в одной игровой механике можно увидеть другую. По большому счету есть отдельные фишки, которые можно вычленять из игры и себе запоминать, а потом  создавать новые игровые механики. Геймдизайнеры и игропрактики  в основном занимаются креативной компиляцией из разных элементов, разных идей. Я точно также занимаюсь этим, в этом нет ничего зазорного, просто профессия такая, такое поле. Поэтому механики можно по-разному миксовать, принципиально новых механик в последнее время никто не изобретает, потому что всё уже изобретено. Это можно сравнить с выходом на рынок какого-нибудь стартапа, который  говорит, что они такие крутые и что у них нет конкурентов. «Ребята, хочу вас расстроить! Это  значит, что вы дятлы и не изучили рынок»,- можно им на это ответить. Каталогизировать механику задача неблагодарная, но есть сообщество, где люди делятся разными игровыми механиками: в ВК есть интересная очень группа  «Гильдия разработчиков настольных игр», они там этим делятся. Среди ролевиков есть такие сообщества, среди бизнес-игропрактиков есть, и там люди просто собираются и общаются на эти темы, кто-то готов что-то раскрывать, кто-то нет. В бизнес-играх люди обычно очень скрытные, потому что они этим деньги зарабатывают. Я,  например, делюсь своими механиками совершенно запросто и раздаю их направо и налево, потому что я тут же нагенерирую новых. Я просто умею хорошо очень компилировать, а потом все будут говорить «О, это механика Комиссарова»! А я скажу: «О, я её ещё видел в 20 играх до Комиссарова».

— Ко мне часто обращаются вожатые, которые говорят: «О, слушайте, а правда, что это я не додумался, я же очень классный методист, у меня есть мозг, давайте я тоже буду делать настольные игры». Я говорю: «Ребят, у меня получилось сделать классные игры, но  денег не заработаешь на настолках.  А вы как считаете?» 

— У меня есть определенная ниша , я занимаюсь только играми в образовании. Я мало очень работаю с дошколкой, я её просто плохо знаю, я мало работаю с детками с ОВЗ. В  остальных игровых сферах я практически везде где-то что-то попробовал. Маленьких детей и ребятишек с ОВЗ  надо чувствовать,  потому что геймдизайнеры  работают головой, а с маленькими детьми голова не работает. Теперь о деньгах. Я  настолки все делаю в убыток, зарабатывать на этом бессмысленно. Создаю новые игры  с одной единственной целью: во-первых у меня очень много мест, где я с детьми общаюсь, я могу им там настолки дарить, а во-вторых, настолки очень хорошо заходят для того, чтобы родители с детьми общались и я вижу в этом полезность. Я делаю очень много интересных семейных настолок, которые влючают родителей и детей в равной мере.

А в-третьих, настолки это классное портфолию: ты приходишь и сразу понятно- ты крутой игропрактик. А ещё настолки я делаю просто потому что это люблю, но заработать на этом невозможно. Деньги начинаются при серьезной маркетинговой стратегии и очень больших тиражах- от 5 высоко реиграбельных тайтлов, и каждый тайтл (игра)  должен выйти тиражом не менее  3-х тысяч экземпляров, тогда хоть как-то вы начинаете зарабатывать, но это мало. Нормальные деньги начинаются от тиража  по 5-7 тысяч экземпляров,  и у вас там тайтлов 7-8, тогда да, при условии, что не догонит дебиторка . Дебиторка это же вообще в настолках самая страшная штука. Как вы только в ритэйл идете, у вас начинает копиться дебиторская задолженность. Вот, у меня есть 5 млн., а в чём они, они у меня в дебиторской задолженности, мне должна например, Мосигра, или  какие-нибудь другие замечательные люди. А когда все должны денег, ну, ребята, это не бизнес. Я с ритэйлом вообще стараюсь не связываться, потому что вы с каким там юр.лицом заключали договор, проходит полгода, игры продаются, и вам говорят: «Ой, мы банкроты, закрылись , до свидания». И ничего не сделаешь. Я в основном продаю игры только через сайты, по мероприятиям я не вожу своих игр (ленивый стал), хотите — вон заходите на сайт, покупайте! Мне  всё равно сколько игр купят, потому что это вообще не бизнес, я к этому как к бизнесу не отношусь. 

-Расскажите, от чего вас драйвит, от чего хочется просыпаться по утрам? 

— По утрам, как правило,  меня будят, потому что из 4х детей у меня трое школьников, они все встают в школу. Дети в школу очень любят ходить, у нас своя школа, и там очень много игропрактики, в ней проектное обучение и они учатся с удовольствием, и поэтому они с утра с удовольствием бегут в школу, и всегда меня будят сами.

— Школа — это ваш бизнес?

—  Нет , это моя работа, мои идеи, моя душа, мои технологии, место где я работаю бесплатно. Находится школа «Юна» в городе Дубна — это на севере Московской области, 125 км от Москвы и рассчитана она всего на 100 детей. Я  не хотел никогда быть директором или владельцем школы, соответственно этим занимаются другие люди. Мне очень интересно разрабатывать новые методики, методологии, игры, которые применяются в школе. Когда я это называю «моя школа», то имею в виду  мою методологию.  Директор там — замечательная Лариса Владимировна Смелянская, а я значусь кем-то типа зам. директора по науке, и преподаю сам два предмета. Мною уже разработаны «Профнавигация» и «Создатели миров», но я это делаю на общественных началах, потому что заплатить мне стоимость моего часа (обычная ставка около 25 тыс. в час ) они даже близко не могут.

— Представьте, что я волшебная фея и у меня есть волшебная палочка, которую я вам дарю, какие бы три желания вы себе загадали?

— Я бы хотел, чтобы мой папа был жив.  У меня очень талантливый папа, заслуженный изобретатель России, художник потрясающий, и вот он в прошлом году умер. Он много чего изобрёл,  у него более 50 патентов разных в разных областях, начиная от оборонки, кончая всякими надувными конструкциями, аниматронными роботами, летающими поездами, чего только нет. Он очень-очень талантливый, но вот его не стало и я в первую очередь о нём бы подумал. Второе, я бы хотел, чтобы все мои родственники были здоровы, а третье — я бы пожелал, чтобы, когда придёт время, все мои родственники тихо и спокойно отошли во сне. Вот такие три желания.

— Кроме отца кого-то можете назвать своими учителями?

— Ну отец учитель мой только в том смысле, что я на него смотрел. У меня были очень классные учителя в школе, я очень хорошо помню, например, как Галина Николаевна Романчикова преподавала нам английский язык, мы с ней проходили  Шелли, Роберта Бёрнса, английскую поэзию (я учился в Москве в школе с углубленным изучением английского языка, сейчас она 1285 называется). По второму образованию я переводчик-синхронист, но это как бы не заслуги мои, потому что я в школе был очень ленивый, а  Галины Николаевны. Именно она пробудила во мне интерес к английской литературе, как к музыке, показала музыкальность литературы. И это очень круто и полезно! В юности кадрил девчонок английской литературой, но и это в принципе мощно  обогащает.  Нинель Павловна, очень строгая и мудрая,  учитель по биологии, она в качестве награды разрешала зайти в лаборантскую и рассматривать  всякие коллекции, или давала почитать какие-нибудь книги, типа Акимушкина, Даррела,  и это было просто как какое-то волшебство. Помните «Сим-сим, откройся»? Потом очень классный был преподаватель в кружке юных натуралистов при зоологическом музее, Дунаев Евгений Анатольевич, он до сих пор там, но сейчас уже старенький, он очень много сделал, чтобы любовь к биологии, к окружающему миру во мне развить. В общем, много учителей, но это в основном всё из детства. А сейчас у меня главные учителя — это дети, я больше всего учусь у моих собственных детей и их друзей. Ну и у коллег по образовательному цеху, но это скорее как взаимное обогащение.

— Если к вам как к педагогу обратиться и сказать: Андрей, посоветуйте, что можно  почитать современным детям для ценностного становления ребёнка, для духовного роста, для воспитания его личности?

— Такие фильмы обычно тяжёлые, которые для ценностного становления. Есть очень интересная серия польских фильмов, называется «Волшебное дерево», там смысл в том, что где-то росло большое дерево, и оно было волшебное и об этом никто не знал, а потом его спилили и из досок наделали всяких штук, и эти штуки стали обладать волшебными свойствами: санки, стул, карандаш и каждый фильм — это рассказ об одном таком предмете. Это очень хорошо сделанное, качественное детское кино, современное, но при этом,  с приятными и понятными ценностными посылами. Это больше конечно для детей помладше. 12-летним  я бы посоветовал фильм «Куда приводят мечты» с Робином Уильямсом. Он правда страшный в том смысле, что, как «Страна багровых туч» братьев Стругацких — чересчур переживательный, но именно поэтому он и помогает в становлении личности.

Подросткам я бы посоветовал «Ведьмака» прочитать, всю серию. Во-первых, это очень качественное фэнтэзи с хорошим юмором, а во-вторых, там есть такие ценностные вещи очень прикольные. Из исторических романов могу посоветовать книги Бернарда Корнуэлла, у него просто можно брать всё, что угодно, очень много написал и очень круто, там почти везде про ценности так или иначе есть. Я  не очень люблю книги, где в лоб про ценности, вот сейчас тебе будут задвигать про ценности и сшито белыми нитками, а я люблю, когда случается момент инсайта. Ещё  у Дэна Симмонса, фантаста, есть серия, которая называется «Гиперион» — это, пожалуй, самая мощная фантастика, которую в жизни я вообще читал, она сложная для восприятия, но вполне в 14-15 лет её можно почитать.

— Скажите ваше пожелание для педагогов, работающих в детских лагерях, если бы  была возможность обратиться ко всем сразу?

— Я бы посоветовал больше прислушиваться и присматриваться к детям, потому что у лагерных педагогов есть большая проблема, которая называется распорядок, и она мешает быть педагогами.  Прислушиваться, присматриваться к детям, больше учиться у детей и гораздо больше погружать детей  в реальную деятельность, модельную, проектную, совместную  деятельность и учиться самому, глядя на детей.