В чёрном-чёрном городе был чёрный-чёрный пионер… или стоит ли бояться страшилок в лагере?

С наступлением первых дней лета прекрасные принцессы и отважные рыцари начнут покидать уже привычные городские джунгли — в детских лагерях начинаются летние сезоны. Вот уже совсем скоро юные путешественники расселятся, перезнакомятся и с головой погрузятся в новый для себя мир, насыщенный выступлениями, играми, викторинами,  квестами и другими развлечениями.
Но, как ни странно, самым запоминающимся мероприятием в лагере могут стать не веселые игры, а… страшные Истории.

Страшилки про черные утюги, гробики на колёсиках и вызывание Пиковой Дамы появились ещё в середине 60-х годов XX века, получив своё признание как во дворах, детских садах и школах, так и в пионерских лагерях, где передавались  друг другу под  пугающим покровом ночи. В лагерях ребята впервые пробовали вызывать различных духов, выискивали призраков, выглядывая по ночам в окно и многое другое.  А уже в 90-х, вдохновлённый «леденящими» историями о «зелёной пятке», «красных ботинках и «белом мальчике» писатель Эдуард Успенский опубликовывает повесть «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы», чем способствует ещё большему развитию и успеху «страшилок». Так, любая история сопровождалась замогильным голосом, длинными паузами и затем резким переходом на шёпот или резкий крик. Особо смышленые проказники решают пугать товарищей историями собственного сочинения про пьющее кровь пианино, волосатые пальцы, вылезающие из-под парты, и автобусы-призраки, где обязательно кто-то пропадал.

По сути страшилки – это такое же устное народное творчество, своеобразный детский фольклор, который, как и всё, имеет свой смысл и своё значение для развития детской личности.
Вспомнить хотя бы детские сказки – большинство из них, если разобраться, носят в себе  элементы страшилки, да ещё какие! Баба яга, которая через одного садит людей в печь, гуси-лебеди – киднэпперы, драконам отрубают головы а при воспоминании про одноглазку  и трёхглазку у меня до сих пор волосы дыбом встают. При этом в психологии одним из эффективных методов работы с детьми является сказкотерапия, который позволяет спроецировать и преодолеть ребёнку собственные страхи, найти решение из сложной ситуации и пофантазировать на тему своей жизни. Это могут быть вещи, о которых ребенок стесняется говорить вслух, но, найдя похожие чувства у персонажа истории, он понимает, что они свойственны кому-то еще, и испытывает от этого облегчение.

Страх – одна из базовых эмоций человека, это сигнал, который привлекает внимание к потенциально опасной ситуации и заставляет избегать ее или мобилизовать все ресурсы организма на ее разрешение. 

Страх сам по себе является полезной эмоцией, подразумевающей под собой эмоциональную разрядку и помогающей раскрыть свой внутренний потенциал для разрешения возникшей ситуации.

В процессе развития ребёнка, ему необходимо пережить, прочувствовать и понять каждую из эмоций. И «учебным пособием по страху» для детей младшего школьного и младшего подростового возрастов, являются как раз страшилки. Подростков ими уже не напугать, поэтому они прибегают к  помощи фильмов ужасов или хоррор-квестов. И если последних два способа для лагеря неприемлемы, то страшилки – это в том числе инструмент для вожатого, чтобы ярко и эмоционально донести до ребят некоторые правила или устроить эмоциональную разгрузку.

Ведь испуганный организм (не запуганный!) дарит своему хозяину целый коктейль из гормонов и нейромедиаторов: норадреналин – для силы и выносливости, эндорфины – для обезболивания, дофамин – для куража.

И если испуг не перерастает в настоящий страх перед опасностью, когда нужно действовать, то он сам собой проходит, а вот эндорфины задерживаются на некоторое время, вызывая то самое приятное чувство.

Кроме того, все страшилки после самого напряжённого момента заканчиваются дружным смехом ребят, которые, пережив физическое напряжение, тут же получают разрядку, ведь страшные истории являются контролируемым элементом опасности, который при определенных условиях создает приятный контраст, обостряющий ощущения от приятных вещей. Этот контраст ощущений (персонаж истории в опасном лесу, а я с друзьями в тёплом корпусе с добрыми вожатыми) дарит чувство безмятежности и успокоения, утверждает надежность собственного мира.

Чем же могут быть полезными страшные истории?

Во-первых, страшилки являются своего рода репетицией для страхов в реальной жизни и учат ребенка понимать данную эмоцию и справляться с ней. «Учебные» страхи готовят детскую психику к достойной встрече с настоящими.

Во-вторых, как ни странно, но правильно прожитый пугающий опыт, может благоприятно сказываться на развитии уверенности в себе. Отождествляя себя с героем, проходящим опасный путь, ребенок бессознательно ощущает свою причастность к действию. И, завершив его благополучно, испытывает чувство победы над страхом, которое может стать реальным импульсом для повышения самооценки.

В-третьих, это «хэппи энд». Ребенку очень важен этот момент – победа добра над злом, восстановление справедливости, окончание тревожного эпизода благополучной развязкой. 

Ну и конечно, общий страх рождает чувство единства. А это главная причина того, почему страшилки так любят рассказывать именно в лагере, когда число «пугающихся» чем больше – тем лучше!

Общий страх, разделенный на всю компанию, объединяет, вызывая сильное чувство единства. Переживая напряжение вместе, дети испытывают эмоциональную разрядку, понимают, что их чувство не одиноко, а значит, нормально.

Не смотря на все перечисленные плюсы, этот вид детского фольклора постепенно уходит из детских лагерей. Связано это в первую очередь с тем, что контингент детей всё более неравномерный в плане темперамента и чувствительности детей. Вожатый должен очень чётко отслеживать «несанкционированное» появление страшных историй в отряде, понимая, насколько та или иная страшилка может задеть каждого из детей. Если это упустить, в отряде случаются целые истерики по поводу вызванной Пиковой дамы или Белой бабы. Здесь у вожатого в качестве приёмов тоже припасены разные ритуалы и «контрзаклинания», которые позволяют быстро успокоить ребят и перевести ситуацию в шутку.

Поэтому если в отряде и устраиваются вечера страшных историй, то они носят скорее юмористический характер и заканчиваются обязательно тем, что добро побеждает зло. А это в общем и целом и есть основная задача вожатого, как педагога, дать увидеть ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо» и сделать свой, правильный,  выбор. А сташилки – это фольклор и лишь один из многих инструментов, которые при правильном и грамотном использовании и контроле оставят яркие и полезные впечатления ребёнку!