Тренер морских млекопитающих Ольга Волчан: «Я исполнила мечту детства!»

Ольга Волчан, тренер морских млекопитающих

Сегодня в рубрике «Профессионалы о профессиях» интервью с тренером морских млекопитающих Ольгой Волчан.  Ольга – выпускница биологического факультета РГУ, зоолог. Несколько лет она проработала в муниципальном зоопарке в Ростове-на-Дону, а сейчас тренирует морских млекопитающих в одном из сочинских дельфинариев. О пути к успеху, трудностях профессии тренера и повадках одних из самых милых животных на Земле читайте в нашем эксклюзивном интервью.

— Вы с детства мечтали стать тренером морских млекопитающих?

— Да, это была мечта с детства. Я очень люблю животных, всегда интересовалась их поведением. В Ростове-на-Дону есть крупный муниципальный зоопарк, который относится к Министерству культуры Российской федерации. В нем сохранился кружок юннатов. Он был основан еще в советские годы и функционирует по принципам, заложенным тогда же. Юннаты помогают ухаживать за животными, чистят вольеры, знакомятся с живой природой, учатся определять растения, различать птиц по голосам.

В школьные годы я стала юннаткой в этом зоопарке и поняла, что буду поступать на факультет биологии. Морских млекопитающих в зоопарке не было, но мне была интересна эта тема, я собирала и читала литературу о них. К сожалению, профессия окутана мифами, предрассудками, и очень хотелось узнать как все на самом деле.

На тот момент в Ростове был дельфинарий, но он работал не как демонстрационный, без  шоу-программ, туда отвозили беременных самок рожать и содержали молодых животных. Я решилась и однажды просто пришла к ним с улицы. Постучала, мне открыли двери, поверили в меня, присматривались какое-то время, потом разрешили приходить и наблюдать за дельфинами. Я предлагала любую помощь: мыть полы, резать рыбу, что угодно. Мне сказали: «Нет, ничего не надо, но можешь приходить».

Мне было невероятно интересно, я наблюдала, изучала животных. Тогда я поставила цель – во что бы то ни стало устроиться на работу в дельфинарий и работать тренером. Ко времени окончания моей учебы дельфинарий в Ростове был расформирован, и я отправилась на поиски вакансий: поехала по побережью, останавливалась во всех городах с дельфинариями, заходила, стучала, спрашивала, к кому обратиться, предлагала себя в качестве работника.

В какой-то момент достучалась, нашла дельфинарий, где требовался сотрудник. Меня взяли сначала на испытательный срок на место рабочего по уходу за животными, потом помощником тренера, а потом и тренером морских млекопитающих: дельфинов и ластоногих: моржей, морских котиков и морских львов.

Ольга Волчан, тренер морских млекопитающих

Вы сами сказали, что профессия тренера морских млекопитающих окутана мифами. Дельфинам приписывают чуть ли не магические свойства. Что вы думаете об этом?

— Мифы, иллюзии и заблуждения – это всегда вред. Чем больше мы в попытках защитить, спасти этих животных опираемся на выдуманные факты, тем меньше наши действия приносят пользы, зачастую приносят и вред.

Важно всегда опираться на науку и опыт профессионалов. Дельфинов очеловечивают, приписывают им несуществующие качества – их прелесть совершенно не в этом. Образ, созданный мультфильмами и фильмами, наверное, даже вредит дельфинам. Он отвлекает людей от того, что действительно важно для сохранения животных.  Прежде всего нужно беречь воды Черного моря, не мусорить, потому что весь мусор через стоки, реки попадает в море, не сливать промышленные отходы. Вместо этого активисты борются с дельфинариями.

Дельфины, конечно, уникальны и отличаются от других живых созданий. Они приспособлены к обитанию в кардинально враждебной млекопитающим среде – в воде. Им постоянно надо заботиться о поддержании жизненно важных процессов, они не могут расслабиться и просто заснуть. Их мозг не может погрузиться в глубокий сон, как у всех млекопитающих. У них поверхностный сон, быстроволновый и только однополушарный. Представьте себе существо, которое никогда полностью не спит, – это что-то из раздела фантастики!

Сенсорные системы дельфинов позволяют им совершенно по-другому воспринимать мир. Соответственно, и формы поведения у них совершенно другие. К примеру, они, чтобы дольше оставаться на глубине, сознательно уменьшают приток крови к периферическим органам и увеличивают к центральным – к мозгу, к сердцу. Они контролируют дыхание. Если у всех млекопитающих дыхательный центр находится в продолговатом мозге и управляется рефлекторно, то дельфины контролируют дыхание корой мозга.

В этом состоит необычность и уникальность дельфинов, а не в их инопланетном происхождении или псевдоцелительных свойствах.  Люди даже не понимают, о чем говорят: «Вот, ультразвук у дельфинов, он же лечит». Но, во-первых, он не распространяется на воздушную среду. Во-вторых, это просто средство ориентации в окружающем их пространстве. Вода зачастую мутная, зрение не помогает, поэтому дельфины используют эхолокацию. Сложно представить, как они видят мир, какое видение им обеспечивает эта система.

Такими же способностями обладают, например, летучие мыши, к которым, однако, никто не ходит лечиться ультразвуком. Лечебные свойства дельфинов связаны с позитивными эмоциями и ростом мотивации. Как правило, к нам приводят замкнутых необщительных деток. Им хочется поиграть с животными, это их мотивирует проявлять активность: помогать дельфину рукой, приносить ему мячик, улыбаться, смеяться. Именно на этом, а не на каких-то специфических физиологических воздействиях, основано лечение.

Ольга Волчан, тренер морских млекопитающих

— Ваш обычный рабочий день – какой он?

— Рабочий день тренера морских млекопитающих – наверное, такого понятия не существует. Есть рабочие сутки. Человек, который идет работать в дельфинарий, должен заранее быть готовым к тому, что с семьей он будет проводить мало времени. Рабочий день у нас ненормированный. Тренер должен постоянно заботиться о здоровье животных, контролировать их поведение, взаимоотношения в группе. Если в дельфинарии есть беременные самки или новорожденные малыши, то приходится дежурить, наблюдать за поведением, регистрировать особенности. Зачастую мы живем рядом с работой либо в жилых помещениях при дельфинариях – далеко от семьи. Это, конечно, огорчает, но если профессия выбрана осознанно, то постепенно свыкаешься.

Как правило, тренировок за день несколько. Общение с животными строится на основе положительного подкрепления. Мы ставим перед животными задачи, заменяющие или имитирующие проблемы, которые они решают в естественной среде. Когда они справляются, получают корм – так складывается их ежедневная пайка пищи, поэтому подходов за день должно быть несколько. Как человек не может за раз съесть завтрак, обед и ужин в одно время, так и они  не  могут съесть всю суточную порцию еды. Между подходами должны быть достаточные перерывы, чтобы пища усвоилась, переварилась, чтобы они отдохнули, поиграли, побыли сами с собой и снова захотели с нами общаться.

Мы начинаем рано утром, заканчиваем поздно вечером. Количество представлений варьируется в течение года: в сезон больше, в зимний период или в межсезонье меньше, но количество подходов от этого не меняется. Когда мало представлений, мы компенсируем их тренировками.

Еще специфика работы  в том, что все праздники, каникулы, Новый год мы работаем, так как в эти дни больше всего посетителей. Летом — максимум один выходной день в неделю, если нет никаких мероприятий, профилактики, еще чего-то. Отпроситься очень сложно, потому что за каждым человеком закреплены животные.

Ольга Волчан, тренер морских млекопитающих

— Что самое приятное в вашей работе?

— Взаимопонимание. Зачастую животных очеловечивают, приписывая им нашу логику, интеллект. В конечном итоге это приводит к разочарованию, к раздражению, злобе на животных, потому что их интеллект – это не интеллект в нашем понимании. Они обладают сообразительностью, которая помогает выживать в естественной среде и находить нестандартные варианты решения проблем.

Те задачи, которые мы ставим перед ними в дельфинарии, как бы заменяют им естественные. В природе им приходится искать еду, выстраивать взаимоотношения в группе, отстаивать свое положение в иерархической системе. У нас они работают с реквизитом, выполняют прыжки, трюки, слаженно работают в парах.

Наша задача – добиться понимания задания и цели. Например, они могут понять, что надо принести обруч, но они должны научиться его еще и вращать на роструме. Когда человек очеловечивает дельфина, приходит на эту работу и встречается с непониманием животного, он начинает раздражаться: «Что ж такое, ничего не понимает».

Если не очеловечивать их, а грамотно выбирать методики тренировок, тогда однажды увидишь в глазах животного понимание. Когда дельфин делает именно то, что ты предлагаешь, — вот это, наверное, самый приятный момент.

Еще мы радуемся, когда у нас рождаются животные в неволе, – это невероятно, конечно. Когда не было ничего, и вдруг стало на одного дельфина больше в бассейне – это просто непередаваемое чудо! У нас даже есть дельфиненок, рожденный во втором поколении в неволе. Сейчас отлов черноморских афалин запрещен, и в дельфинарии содержатся либо животные, купленные за рубежом, либо, в большинстве случаев, животные, рожденные в неволе.

Ольга Волчан, тренер морских млекопитающих

— А что самое сложное?

— Самое сложное, наверное, — не поддаваться унынию, когда что-то не получается. В этой работе никогда не бывает стабильного успеха. Животные – очень динамичная система. Они могут заболеть от непонятных нам причин, которые  надо обнаружить, вылечить. У животных бывают гормональные изменения, они влияют на поведение – у них меняется мотивация, поиск полового партнера становится важнее, чем взаимодействие с нами. Когда у ластоногих периоды миграции, у них снижается аппетит, они в эти периоды в природе, как правило, даже ничего не едят, плывут, плывут по зову внутреннего голоса.

Невозможно один раз прикормить зверя, научить всем трюкам и всю жизнь пожинать плоды проделанной работы. В такие моменты, конечно, не поддаваться унынию очень тяжело, потому что это живое существо. Здесь не получится как в офисе: работа не клеится — компьютер выключил, пошел, кофе попил, включил снова. На тебе лежит ответственность за живое существо, его здоровье, настроение, жизнь. То, насколько эта жизнь  насыщенная, интересная, несмотря на неволю, зависит от тренера.

Но есть и другие, конечно, тяжелые моменты: работа по ночам, если остаемся мыть вольеры, перетаскивание ведер рыбы и мешков с солью, отиты, сорванные спины, ушибы, растяжения, переломы, порой приходится работать с температурой. Но это уже рядовые трудности. Если человек выбрал эту профессию, то, как правило, они его уже не пугают.

Ольга Волчан, тренер морских млекопитающих

— Есть ли у вас профессиональная мечта?

— У меня была мечта – ощутить себя в этой профессии и понять, что я могу, что я не могу, свои пределы. Мне кажется, сейчас я уяснила свой уровень и планку. Но постоянно появляются новые цели – когда новые животные приходят, сработаться с ними, понять их. Иногда целью становится даже просто полюбить животное, потому что у них же разные характеры, и характер животного может не понравиться. Есть упрямые, общительные, замкнутые, активные или флегматичные.

Если задумываться о глобальном…  Мне бы хотелось, чтобы в нашей стране дельфинарии были научно-популярными центрами, а не только аттракционами. Люди идут в дельфинарий посмотреть шоу. Когда на шоу мы ведущему даем читать лекционный материал, больше рассказываем о биологии, народ скучает. Когда же ставим ведущим шоумена, который срывает овации, говорит веселые, но бессмысленные подводки, — зрители радуются, оставляют благодарности.

Меня, честно говоря, это немножко печалит. Это даже накладывает тень на профессию. Некоторые видят в представлениях эксплуатацию животных, не понимая, что скрывается за ними – какая работа, на основе чего мы проводим наши тренировки, на основе каких положений, теорий. Люди этого не видят, начинаются протесты. Если бы в дельфинариях больше освещали теоретическую часть, хуже бы от этого не стало. Может быть, другая публика бы к нам пошла, но тогда бы у нас была просветительская функция, а не только шоу-бизнес.

Ольга Волчан, тренер морских млекопитающих

— Как вам кажется, какие качества вам помогли добиться успеха и стать тем, кем вы являетесь?

— Я не знаю, что понимается под успехом. Если понимать самореализацию, то да, я добилась успеха, то есть я попробовала себя, раскрылась. Какие качества? Скорее то, что я не видела никаких других вариантов. Как только начинаешь искать другие варианты, рассеивается внимание. Это неплохо, это раскрывает новые горизонты, но ты уже не будешь прилагать настолько много усилий для достижения цели и, возможно, найдешь для себя другой путь, на котором быстрее раскроешься. Но когда альтернатив нет, то, независимо от наличия таланта, способностей, связей, ты все силы направляешь только в одно русло.

Несмотря на то, что я начинала с работы с широким кругом животных в зоопарке, в какой-то момент я поняла, что если я не поработаю с морскими животными, то я для себя – не я. Я готова была сколько угодно ждать, искать место, проходить через какие угодно трудности – непонимание в коллективе, профессиональные разочарования, нехватку информации, нехватку опыта, запредельную физическую усталость. В итоге я прошла все и исполнила мечту.

— Если бы по мановению волшебной палочки вы могли бы сменить профессию на какую угодно, сделали бы вы это?

— Я думаю, что я рано или поздно сделаю это. На какую? По профессии я зоолог, и, в общем-то, есть ряд рабочих мест для зоолога. Это работа в заповеднике, в зоопарке, наука, Институт океанологии. Либо что-то простое: аквариумистика, рыбки, что угодно. Пока я еще здесь, пока я с моими подопечными, но однажды это произойдет.

Ольга Волчан, тренер морских млекопитающих

— Если бы ваш ребенок пришел к вам однажды и сказал: «Мама, я хочу быть тренером морских млекопитающих», — как бы вы на это отреагировали?

— Максимально полно раскрыла бы ему картину того, что представляет собой работа тренера. Не рисовала бы в страшных, темных тонах никаких жутких картин, но и розовые очки тоже не надевала бы. Я думаю, что он будет в состоянии сам принять решение. Если он захочет пройти через эти трудности, то, пожалуйста, пусть идет по этому пути. Если же он решит, что оно того не стоит, это тоже будет его выбор.

— Если, к примеру, сейчас ребенок почитает ваше интервью и поймет, что хочет быть тренером, с чего ему начать?

— Сейчас специальное образование не требуется. Но надо быть сильным, выносливым, здоровым, молодым и способным учиться, усваивать новую информацию, способным четко мыслить, ставить перед собой цели и систематически, планово, тренировками идти к достижению этих целей. Физическое здоровье очень важно, потому что будут большие физические нагрузки, длительное нахождение в холодной воде.

Тем не менее я бы посоветовала прежде всего учиться, учиться и еще раз учиться. Выбрать ли профессию, связанную с поведением животных, психологией, – зависит от интересов. Лучше получить образование и искать работу уже с ним. Оно поможет принять взвешенное решение.

Также есть замечательные авторы, которые легким, доступным языком, с долей юмора рассказывают о тренировках и дрессировке животных. К примеру, Карен Прайор, «Несущие ветер» — прекрасная книга о дельфинах, «Не рычите на собаку» — о психологии воспитания. Огромный багаж опыта работы с морскими млекопитающими во всех дельфинариях, океанариумах мира объединен в книге автора Кена Рамиреза «Тренировка морских млекопитающих». В ней все азы нашей профессии, тонкости, интересные случаи. Это замечательные книги, которые будут интересны всем читающим людям.

— Как вам кажется, умение понимать животных – это врожденный талант?

— Если человек способен понимать и ладить, то он найдет общий язык с кем угодно. Если он склонен анализировать, то, используя наблюдательность и делая правильные выводы, он подружится с животным. Тем, кто идет по жизни напролом, будет сложнее. Наблюдательность и умение слышать – наверное, врожденные качества, но взаимодействовать с конкретным видом животных учатся на месте.

— Вы чему-то научились у ваших подопечных?

— Наблюдение за любыми живыми существами очень многому учит, потому что мы видим, как другие — люди или животные – решают ежедневные проблемы: голод, нехватку общения, поиск партнера.  Мы наблюдаем за ними, сравниваем, анализируем, делаем выводы. Это дает жизненный опыт.

Кроме того, наша работа требует огромного терпения. Благодаря животным я научилась быть терпеливой. Еще профессия дала мне веру в себя, веру в будущее, выносливости добавила. Что бы ни было в будущем, этот опыт мне поможет справиться с трудностями.

Ольга Волчан, тренер морских млекопитающих

— Что вы считаете своим главным профессиональным достижением?

— Я стараюсь вообще не гордиться никакими достижениями. Я просто рада, когда мои животные здоровы, когда они с радостью подбегают либо подплывают ко мне. Мне хорошо, когда я вижу качественное преставление здоровых веселых животных.

Я не оцениваю свою работу количеством и зрелищностью номеров. Хотя это есть, можно сказать без скромности. Но когда я прихожу на работу, утром делаю первый подход к животному, вижу, что оно в хорошем настроении, что оно смотрит на меня ясными глазами, оно готово взаимодействовать, у него хороший аппетит, — вот это для меня самое главное достижение.

— Несколько слов на прощание всем детям, которые любят животных.

— Больше читайте литературу и меньше смотрите ролики в интернете! Вспомните, что есть библиотеки, в них тоже можно интересно проводить время. После этого идите на шоу в дельфинарий уже с полученными знаниями. И меньше смотрите популистские, абсолютно безграмотные ролики в интернете и передачи, которые сделаны непонятно какими людьми.

Совет же все-таки такой: учиться и беречь здоровье. Будучи образованным, здоровым, молодым, можно добиться успеха в любой профессии, в том числе и в нашей.

С Ольгой беседовала Ирина Замотина.

Фото: из личного архива Ольги.