Трагедия в семье — советы психолога

Трагедия

Трагедия

Трагедия может случиться в любой семье, к сожалению, никто от этого не застрахован. Взрослые и дети по-разному справляются с переживаниями. Что говорить ребенку, как объяснить случившееся и помочь пережить ситуацию нам рассказала психолог центра «Архитектура будущего» Александра Чернышева.

Как вести себя родителям в случае трагедии в семье?

Если ситуация действительно трагичная, не пытайтесь изображать, что все в порядке. Взрослому стоит вести себя естественно и контролировать эмоции. Это нормально испытывать переживания в тяжелой ситуации, но будет лучше, если ребенок не увидит ваших истерик. Ребенку становится тяжелее, когда родитель теряет контроль над собой.

Различается ли в восприятии ребенка потеря близкого человека и домашнего питомца?

Ребенок ощущает это равнозначно, потому что питомец входит в ближний круг общения наряду с другими членами семьи. Часто родители забывают об этом, потому что для них потери кажутся различными.

Что стоит сделать, когда пришло печальное известие?

Дети умеют чувствовать эмоциональный фон, поэтому подберите правильные слова и расскажите правду. Неверным шагом будет придумывать про уехавшую бабушку и прочее. Это не облегчит ситуацию, а лишь выведет ложь на новый уровень. Рано или поздно ребенок поинтересуется, когда бабушка вернется. Мало кто может себя контролировать настолько, чтобы поддерживать легенду. В итоге, ребенок заподозрит неладное, и правда выяснится.

Какая реакция характерна для детей в подобных случаях?

Полюс реакций бывает совершенно разным: полное принятие факта, слезы, отрицание. Важно увидеть реакцию ребенка и в зависимости от нее выстраивать дальнейшее взаимодействие с ним.

Как отличается восприятие трагичной ситуации у детей разного возраста?

Чем ребенок младше, тем он меньше понимает конечность жизни. Узнав о смерти, маленький ребенок не всегда осознает, что это навсегда. Наоборот, чем ребенок старше, тем больше формируется представление о смерти. Так, рискованное поведение у подростков связано с тем, что они пробуют себя на прочность.

Возрастные кризисы у ребенка: как не сойти с ума родителю?

Каковы общие рекомендации по психологической помощи ребенку?

Реакции со стороны ребенка индивидуальны, но он всегда ждет поддержки со стороны родителя. Если ребенок ведет себя плохо, становится асоциальным – это сигнал, что родитель упустил ситуацию из-под контроля. Ругань и нравоучения только усугубят положение. Гораздо полезнее будет искреннее желание помочь, забота о самочувствии ребенка и внимание к его психологическому здоровью.

Часто родители боятся помочь ребенку пережить негативные эмоции: сильные слезы, крик, боль. Сглаживая эмоции словами «не плачь, не переживай, не расстраивайся», мы загоняем ребенка в ловушку непережитых эмоций. Невозможно не плакать и не расстраиваться, когда ушел близкий. Поэтому разделите отрицательные эмоции вместе с ребенком.

Через какое время можно вновь разговаривать об этом человеке или питомце?

Если все участники трагедии психологически готовы, можно сразу вспоминать все хорошее, что было. Однако не делайте это через силу. Кроме того, у каждого есть свое представление о том, что дальше: для одного это загробная жизнь, для другого – конец существования. Выстраивайте разговор, принимая это во внимание.

Стоит ли брать ребенка на прощальные церемонии?

В сознательном возрасте дети иногда чувствуют потребность проститься и обижаются, если их не взяли. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что находится под защитой родителя. Если же родитель чувствует, что контролировать эмоции ему не под силу, некоторое время спустя можно съездить на кладбище вместе с ребенком.

Несколько слов на прощание.

Любое переживание и утрата – тяжелый процесс. Ребенку в этот момент ничуть не легче, даже если он маленький. Не лишайте детей права на чувства и будьте рядом в этот нелегкий момент.

Биографическая справка:

Александра Чернышева

Александра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.

С 2007 Александра ведет индивидуальные, групповые консультации и тренинги с детьми и подростками, а также координирует работу лагеря «Архитектура будущего». К сфере ее научных и практических интересов относятся следующие темы:

«Уверенность в себе»,

«Интеллектуальная успешность»,

«Эффективность в общении».

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Архитектура будущего», в котором работает Александра: