Руководитель Школы Вожатского мастерства «Хаглар» Елена Лагова: «Вам интересно вожатство? Пробуйте!»

Елена Лагова, руководитель Школы Вожатского мастерства

Елена Лагова, заместитель директора лагеря «Хаглар», руководитель Школы Вожатского Мастерства «Хаглар», психолог, арт-терапевт и вожатая с многолетним опытом работы, ответила на наши вопросы и рассказала о профессии вожатого.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем вожатском опыте. Сколько лет вы этим занимаетесь?

— Мой опыт работы в детских лагерях составляет уже двенадцать лет. Изначально я пришла работать в детский лагерь «Хаглар» вожатой и постепенно выросла до заместителя директора. У меня уже более тридцати вожатских и руководительских смен.  Также я работала преподавателем образовательной программы, ведущей различных клубов в «Хагларе», занималась организацией развлекательной программы в частной школе, была художественным руководителем ДК. В настоящее время также руковожу Школой Вожатского Мастерства.

— Что вас привлекает, что вам нравится в этой профессии?

— В этой профессии мне нравится близость к детству и детям. Я считаю, что она позволяет взрослому оставаться «очень живым» и открытым к миру, все время развиваться и успевать за постоянно меняющейся жизнью. Ребенок – это такой индикатор взрослого мира. По детям сразу же видно, что на самом деле важно, а что – нет, что меняется, а что вечно. Мне нравится в нашей работе, что мы остаемся совсем не типичными взрослыми, которые близки детям и хорошо их понимают.

— Что самое сложное в работе вожатого?

— Самое сложное – это, наверное, сочетание противоположных личностных качеств, которыми должен обладать вожатый. С одной стороны, надо быть «легким», открытым к миру, к детям. С другой стороны, каждую минуту ты несешь ответственность за жизнь и здоровье подопечных. Приходиться совмещать в себе такие разные черты личности, как ответственность и креативность, организованность и чувство юмора. В то же время ты должен быть близок к каждому ребенку, чтобы он чувствовал, что ты рядом и готов помочь. Этим вожатый и отличается  от педагога — вожатый не должен быть выше своего подопечного, у него нет статуса учителя.

Школы Вожатского мастерства

— Что самое приятное в этой профессии?

— Самое приятное – это то, что мы получаем обратную связь от детей. Когда общаешься с ребенком, отдаешь ему силы, эмоции, энергию, то ты сразу можешь почувствовать его любовь, уважение, внимание. Только ребенок может так открыто выражать свои эмоции и чувства, признаться, что ты самый лучший вожатый в его жизни, что он очень благодарен тебе.

— Любой человек может стать хорошим вожатым?

— Я считаю, что любой может стать хорошим вожатым или преподавателем, если он готов отдавать время, любовь, внимание, свои таланты другому человеку.

— Если, к примеру, сейчас студент почитает ваше интервью и поймет для себя, что он хочет стать вожатым, какие шаги ему стоит предпринять?

— Как организатор Школы Вожатского Мастерства «Хаглар» могу сказать, что нужно пойти учиться в школу вожатых. (Улыбается) Она не только дает знания, но и помогает оценить, на какой ступени развития ты находишься.

Если у тебя пока есть только желание и никаких знаний, то она даст необходимую базу по общению с детьми. Если у тебя есть только практический опыт, она восполнит теоретические пробелы. Также школа вожатых позволяет проявить способности и в безопасной ситуации понять, насколько ты готов к работе.

Я начинала свой вожатский опыт без подготовки. Имея мои нынешние навыки, я некоторые вещи организовала бы намного быстрее, качественнее, спокойнее для себя самой. Мы стараемся максимально передать наш опыт будущим вожатым, чтобы их первая смена была не «пробной», а успешной.

— Правильно ли я понимаю, что при отборе кандидатов на должность вожатого сертификат ШВМ дает преференцию?

— Лагеря есть разные, и они по-разному относятся к сертификатам. В одном месте уже наличие сертификата достаточно, чтобы кандидата приняли на работу. В нашем лагере сертификат – только часть конкурсного отбора. Мы ведем Школу, смотрим на учеников и отбираем лучших. Для нас важен набор определенных способностей, навыков и мотивации кандидата, именно они приоритетны при отборе.

Школы Вожатского мастерства

— Отработав большое количество смен вожатой и имея управленческий опыт, выработали ли вы для себя какие-то правила или принципы работы с детьми?

— Как бы их кратко сформулировать? Первый: если вы боитесь, что что-то не получится,  – это неплохо, потому что в любом случае первый раз что-то не получается. Для этого мы и разбираем ошибки, чтобы в следующий раз быть лучше.

Второй момент: надо подготовить себя к этой работе и получить максимум информации о детях, о вожатстве, Информации будет действительно много: основы психологии и педагогики, принципы вожатского мастерства, игровые технологии. Когда человек обладает большим запасом знаний, то многие проблемы или сложные ситуации решаются значительно проще.

И третий момент – это всегда быть открытым по отношению к детям, прислушиваться к их желаниям и потребностям. Вожатый должен меняться, исходя из потребностей детей, давать им то, что им важно и нужно именно сейчас. За этим дети и приезжают в лагерь.

— Многие молодые люди хотели бы поехать вожатым в лагерь, но пока не решаются. Как можно справиться с опасениями?

— Если ты боишься настолько сильно, что не едешь, тогда, наверное,  пока не стоит ехать. Страхи бывают разные, если молодой человек боится ответственности, то тогда точно не стоит. Зачем? Поехать и пытаться переложить ответственность на кого-то другого? Из этого ничего хорошего не выйдет. Человек должен быть готов брать на себя обязанности и их честно выполнять.

Если же страхи другого характера: а получится ли у меня? А полюбят ли меня дети? Тогда могу дать самый простой совет: боишься действовать – начни. Может быть, пойдет совсем не так, как хотелось бы, но постепенно все наладится.  Не попробуешь – не получишь то, что получат многие другие – люди, которые перебороли страх, попробовали и остались в этой профессии на долгие годы. Я знаю тех, кто открыл для себя педагогику через вожатство. Мои вожатые-девушки учились на технических специальностях, но, приехав в лагерь, поняли, что мечтают  работать с детьми, и сменили профессию. Вероятно, что, не решившись однажды попробовать, они бы так и не узнали о своем предназначении.

 Школы Вожатского мастерства

— Насколько прибыльна профессия вожатого?

— Исходя только из количества лагерей в России, уже понятно, что вожатсво предоставляет безграничное поле для деятельности. Если ты хороший профессионал, ты можешь путешествовать по России, ездить  в разные страны, в том числе на курорты.

Сейчас есть много коммерческих лагерей, где вожатый действительно зарабатывает деньги. К примеру, в «Хагларе» вожатый получает до 25 тысяч рублей за смену в 21 день, при этом он живет и питается за счет лагеря.

Что касается карьерного роста, я самый хороший пример, поскольку прошла путь от вожатой до руководителя. Всем, кто рассматривает эту профессию только как временную, я всегда привожу примеры многих директоров и владельцев современных лагерей – большинство из них тоже когда-то начинали вожатыми.

— Может ли вожатский опыт в дальнейшем помочь при воспитании собственных детей?

— Да, конечно. Но это должна быть не единичная поездка, а опыт работы со всеми возрастами, видение картины в целом. Он позволяет сформировать глубокое понимание детей, их особенностей и принципов общения, а также вообще осознать, кто такой ребенок.

Ведь не все будущие родители получают педагогическое образование, читают практические пособия по психологии, и для них ребенок – это нечто особенное, не всегда понятное и таинственное. Но поработав вожатым, понимаешь, что многие проблемы и конфликты у детей повторяются, проявляются сходным образом. Это осознание в дальнейшем очень помогает в воспитании собственных детей – у тебя в запасе есть целый набор оптимальных решений и выходов.

Один молодой человек, вожатый на моей смене, как-то сказал: «Наверное, я уже готов заводить своих детей. Правда страшно, конечно, но очень хочется». На это я ответила: «Не бойся, ведь сначала у тебя будет один, а не двадцать!».

— С какого отряда вы бы посоветовали начать свой вожатский опыт?

— Всех вожатых я обязательно спрашиваю, с каким возрастом они хотят работать и почему. Все предпочитают разные отряды. Кому-то проще с маленькими, так как есть опыт общения с братьями и сестрами, а с подростками нет. Кому-то, наоборот, легче со взрослыми. Я бы посоветовала вначале выбирать тот возраст, который лучше знаешь и понимаешь, а потом поработать со всеми. Переходя с отряда на отряд, ты профессионально развиваешься и растешь – это очень важно.

 Школы Вожатского мастерства

— Несколько слов на прощание тем, кому интересна эта сфера, кто хотел бы себя попробовать и, возможно, сейчас решается.

— Приходите в Школу Вожатского Мастерства. Если вам интересно — надо обязательно пробовать. К примеру, наша программа построена так, что любой может попробовать себя в практике еще на этапе обучения. Мы организуем выезды на смены и детские праздники. Многие выпускники говорили, что практика стала переломным моментом. Человек проучился длительное время, знал, во что играть, что делать, но когда впервые увидел двадцать детей, все воспринималось совсем по-другому.

Практика позволяет попробовать и понять, подходит ли вам эта профессия. Если получится, то первый успех придаст сил и смелости. Не получится – сделаете выводы и пойдете дальше. В любом случае надо попробовать заранее, чтобы первая смена стала началом нового и незабываемого этапа вашей жизни. Удачи!

Список Школ Вожатского Мастерства по всей России вы можете найти по этой ссылке. Список дополняется. Если у вас есть информация о ШВМ, которой в нем нет — мы с радостью ее добавим. 

Если вам понравился лагерь «Хаглар», в котором работает Елена, забронируйте путевку прямо сейчас:

«Хаглар» в Ленинградской области:

«Хаглар» в Крыму: