Люди любят стабильность: ходить в магазин за углом, носить протертые до дыр джинсы и пересматривать фильмы. Перемены вызывают нервозность, страх, часто ярость. Мы готовы часами доказывать второй половинке, что ремонт – слишком дорогое удовольствие, хотя просто не хотим его делать, или рассуждать о бесперспективности открытия своего бизнеса из-за страха все потерять.
Неудивительно, что дети, которым так свойственно подражать взрослым, и в этом похожи на нас. Если сообщить ребенку о грядущем переезде, смене места жительства или школы, вряд ли он обрадуется. Даже для вас подобная перемена – стресс, а для него – крах его маленького мира… Пока в его жизненном опыте даже нет представления о том, что в природе может существовать какой-то другой «наш» дом или другая «моя» школа. В этот момент мир ребенка рушится.
Мой мир рухнул в 12 лет, когда родители неожиданно сообщили, что из маленького городка в Ярославской области мы переезжаем в Санкт-Петербург. Меня ждал большой и холодный город. В Питере я до этого была неоднократно. Мне очень нравился цирк и новогодние огоньки, а еще там был Макдональдс – это счастье детей 90х. Город был для меня Нарнией с вкусным мороженым, снующими людьми и темной страшной подземкой.
Теперь же он надвинулся на меня всей гранитной мощью и стальным небом. Сказать, что я была против, — не сказать ничего. У меня забирали не только школу, любимую художку с запахом масляных красок, у меня забирали друзей. Я плакала, кричала и дулась на родителей. Когда надоело, я приступила к манипуляциям: просила на день рождения и Новый год не переезжать. Дошло до того, что я спрятала свидетельство о рождении, надеясь, что это кого-то остановит. Но вещи легли в коробки, мебель в моей комнате превратилась в набор досок, а сама я оказалась в поезде «Иваново-Санкт-Петербург».
Мы въехали в новую квартиру, сделали ремонт, мне даже понравилось, что теперь недалеко от моего дома есть река, у которой можно сидеть и часами смотреть на воду. Жизнь начала налаживаться… Но начался учебный год, и я осознала весь ужас своего положения.
Я отправилась в престижную школу с английским уклоном. В ней были исключительно воспитанные дети из благополучных семей. Почти все – девочки. Но я была пухлой двенадцатилетней провинциальной девчонкой с двумя рыжими косичками, легкой шепелявостью и слабым английским — в этом прекрасном наборе не хватало разве что астмы и брекетов. И до меня в класс не приходило ни одного новичка. По понятным причинам, этот период моей жизни нельзя назвать слишком удачным.
Не было издевок, преследований, оскорблений. Но… со мной год никто не разговаривал. Совсем. Я была одна. Совершенно одна. Всегда. Вне зависимости от того, что делала: ходила по школе, сидела на уроках, отдыхала на переменах, возвращалась домой. Я могла подойти к любому однокласснику и спросить о домашнем задании или расписании, мне быстро предоставляли исчерпывающую информацию, но после мне следовало отойти. Весь класс состоял из маленьких групп со своими лидерами, и ни в одну из групп я не вписывалась. Навязываться же не хотелось.
Год не был трагичным или страшным. Скорее, он был другим, не таким, как моя прошлая жизнь. Я экстраверт, который обожает общаться, а тут впервые в жизни мне пришлось остаться наедине с собой и наконец-то задуматься. Такого уровня самопознания я не достигала больше никогда.
Меня спасали книги — лучший спутник одиноких и непринятых. Уверена: помогло бы и хобби, увлечение, спортивная секция, где были бы сверстники со схожими интересами. К сожалению, я не могла ее себе позволить: нужно было спешно зубрить английский и нагонять одноклассников.
В этом возрасте очень легко потерять контакт с родителями. Наступает пресловутый подростковый период, а у многих родителей — кризис среднего возраста. Они разбираются со своими проблемами: работой, бытовухой, финансовыми вопросами и т.д., а подросток пока толком не понимает, что с ним происходит, но уже четко ощущает, что авторитет родителей пошатнулся. Открытых доверительных разговоров становится все меньше, а взаимных обид – больше. Иногда проще даже не разговаривать.
Вместо слов я начала рисовать. Я завела огромную тетрадь формата А4 и безостановочно рисовала. Скука, грусть, радость – все оказывалось в тетради. Часто это были полноценные рисунки, иногда — абстракции или — сплошные каракули. Но это был мой способ самовыражения и мой диалог. За год у меня накопилась целая пачка изрисованных тетрадей.
Забавно, но в итоге именно они помогли наладить контакт с одноклассниками. Сначала одному стало интересно, что я все время рисую, потом второму, третьему. За год я научилась очень неплохо рисовать, и одноклассникам нравилось то, как это у меня получается. Постепенно мы начали разговаривать. Еще через год у меня было полно друзей, со многими из которых я общаюсь до сих пор.
Уверена, что вместо рисования, я могла бы петь, танцевать, играть на гитаре или бегать – не важно. Подростковый период тесно связан с формированием самооценки и вопросами: «какой я?», «какой я по сравнению с другими?» и «каким хочу быть?». Подростки, с одной стороны, сконцентрированы на себе, а с другой – постоянно сравнивают себя с другими, выясняя, кто лучше и кто на что имеет право. Это достаточно жесткий и при этом необходимый процесс, и специальные способности (рисование, пение, бег и т.д.) или необычные увлечения помогают выделиться, доказать, что ты имеешь право голоса.
Без разницы, что конкретно: рок-музыка, скейтборд, морские свинки или гербарий, но увлечение отражает твою суть, показывает, что ты не пустышка, а человек со своими предпочтениями и вкусами, а значит: со своим «я», и с тобой надо считаться.
Всем детям и подросткам, которые оказались в положении новичка, я желаю не отчаиваться. Если окружающий мир вас не принимает, постарайтесь найти новый мир у себя в душе, и тогда люди к вам обязательно потянутся. Найдите интерес, увлечение, хобби. Именно это во многом определит вас как личность и окажет влияние на всю оставшуюся жизнь. Сейчас может быть очень тяжело, но через некоторое время ситуация обязательно изменится. Вы такой не один. Увы, на свете много людей, которым кажется, что они никому не интересны и не нужны. Порой самые успешные люди переживают из-за равнодушия окружающих. Потерпите немного, вскоре вы будете вспоминать об этом, как о полезном опыте.
Кстати, ровно через три года, в возрасте пятнадцати лет я еще раз сменила школу уже по собственной инициативе. Новая школа больше подходила мне для поступления в ВУЗ, и там я завела друзей в первый же день.
Родителей, в свою очередь, очень хочется попросить быть терпеливее и нежнее по отношению к ребенку. Поверьте: трудно не только вам. По вашему указанию ребенку приходится менять свою жизнь и взрослые аргументы: «это для твоей пользы», «это откроет новые возможности», «у меня повышение на работе» – пока звучат неубедительно. Будьте ближе к ребенку и обязательно помогите ему найти увлечение по душе, которое поможет обрести покой, раскрыться и найти друзей.
Автор текста: Ирина Замотина