Если звезды в лагере зажигаются, кому это нужно?

Когда-то давно, (а по моим ощущениям совсем недавно) я был молодым и горячим. Мне до всего было дело. Волновало всё! За всё хотелось браться, быть везде, ловить всех пролетающих жар-птиц за их горячие хвосты. А ещё любая несправедливость буквально физически мешала жить. Несправедливость сжимала нервы в тугой комок, грозя бесчисленными карами всем виноватым. А когда живёшь и работаешь 24 часа 7 дней в неделю в одном коллективе, все чувства необычайно обостряются. В каждом из лагерей и детских центров, где мне довелось трудиться, я встречал «человека-звезду». Иногда даже не одного.

Они являются своеобразным лицом лагеря. Они всегда готовы представить ДОЛ на конкурсе или фестивале любого уровня. Они обращаются с микрофоном, как Д`Артаньян со шпагой, поют, танцуют, ставят спектакли и «вытягивают» харизмой любое мероприятие. Их боготворят дети и администрация, и в то же время недолюбливает коллектив. Зачастую именно «звёзды» побеждают в конкурсах профессионального мастерства вожатых, хотя далеки от педагогики и детей в принципе. Для них лагерь – это способ самореализации, ведь не найти публики благодарнее детской. А публика «звезде» жизненно необходима.

Почему одним позволено то, что у остальных под запретом?! Почему один всегда в фаворе и на виду, а работу другого не замечают?! Сколько нужно выпить чая с руководством, чтобы тебя обнимали при встрече, а зарплата росла каждые три месяца?! Будь у меня в тот момент возможность написать о «звёздах» в педагогическом коллективе, я бы развернулся во всю ширь своего словарного запаса. Я бы выжигал проблему Пушкинскими эпиграммами, выбивал её молотом Маяковского, ну или опускал с небес на землю панчами Оксимирона (существуй его творчество десяток лет назад). Сегодня же мне чуть сложнее. Что-то стирается из памяти. Былые эмоции не захлёстывают. Поэтому попробуем максимально объективно без персоналий поднять проблему «звёздных» кадров. Разрешить её вряд ли получится, но  увидеть и осознать – значит сделать половину дела.

Случай первый: «Звезда» работает на постоянной основе.

Мы не сходим с газетных полос!
Знаем все наяву, а не в грезах!
Внимайте! Слушайте наш медногорлый голос!
Сегодня мы вам расскажем о звездах.

Эту агитку я писал для очередного важного мероприятия. Всё по отработанной схеме: слова учим, интонации тренируем, ставим движения на сцене, оттачиваем и шлифуем вместе с музыкой. Только вот время репетиций на агитку выделялось по остаточному принципу. Вот сейчас перерыв – можно раздать слова и объяснить суть, а дальше как пойдёт. Почему не разделить время равномерно?! Потому что талант «звезды» не уложить в какие-то там временные рамки. Звезде, чтобы не переставать сиять, нужно занимать как можно больше времени и пространства. Также ей необходимо признание со стороны, а потому любой свой успех нужно вынести на всеобщее обозрение. Если «звезда» не получает желаемого, то можно увидеть истерики, хлопанье дверьми, бесконечные обещания уволиться. Работать рядом с такими людьми – это как катить пороховую бочку…по горящей лестнице…с курящим капитаном, раздающим указания.

Случай второй: «Звезда» приезжает на время.

Говорят, что давно когда-то
Звезд вовсе не было на небесном своде.
Но мы говорим вам: это не правда!
Такого не может быть в природе!

Наверняка у каждого, так или иначе связанного с лагерной жизнью человека, есть на примете знакомые, которые едут туда с целью «позвездить». Они вряд ли даже для себя формулируют эту цель именно так, но тяга к признанию и всеобщей любви перевешивает все остальные мотивы. И тогда отряд такого персонажа (если он вожатый) бесконечно любит свою «звезду», но видит её чаще на сцене, чем рядом с собой. Второй вожатый вынужден тянуть за двоих, но особой любви не получает, потому что предъявляет педагогические требования и находится постоянно «под боком», а следовательно, приедается. Репетиции, встречи творческих групп, выбор костюмов – для «человека-звезды» всё что угодно, но не со своими детьми. Со «звёздами» настолько же тяжело в работе, насколько может быть весело и интересно в обыденной жизни. Позже такие люди часто становятся актёрами, диджеями, ведущими и знаменитыми квнщиками. Оно и правильно. Всё-таки для работы с детьми нужен несколько иной набор компетенций.

Из жизни «звёзд» на основе собственной практики.

Звезду можно с неба достать руками,
Желанье загадать, пока она падает.
Звезда может идти по жизни с вами,
Или в небе быть и оттуда радовать!

Взаимоотношения «звёзд» и «остальных» рано или поздно рождают напряжённость в коллективе. На ум приходит сравнение с современными компьютерными играми. Разработчики таких игр оказываются в ситуации, когда есть «игроки-донатеры» (те, кто покупает игровые предметы, премиум-аккаунты или платную версию игры). Их холят и лелеют, они получают преимущества, бонусы, всевозможные игровые «плюшки». За них держатся, их подкупают. Но всегда есть рядовые игроки, которых большинство! Они составляют главную аудиторию любой игры и её «население». И здесь очень важно не сломать баланс, ведь обычные игроки могут начать всячески противиться избранным, устраивать им бойкоты и прочие «радости». А могут просто уйти из игры и уже не вернуться. Думаю, что такое сравнение подойдёт не только для педагогического коллектива.

Администрация лагеря может оказаться в таком же положении. Я встречал в своей практике различные модели поведения. В одном случае «Звезду», когда она начала окончательно терять связь с реальностью, жёстко осадили. Во втором случае при очередной истерике и бросании заявлений на стол, это заявление просто приняли и уволили человека, несмотря на былые заслуги и почести. В третьем случае дошло до открытого противостояния с частью коллектива. И тут администрация встала на сторону «звезды», повторив небезызвестную мантру: «незаменимых людей не бывает, двери для всех открыты». Кстати, тогда всё закончилось миром, но выводы для себя все сделали. Это, как говорится, крайности. Сложнее всего было работать с администрацией, которая проблем предпочитала не замечать. «Звезда» становилась всё ярче, капризнее и требовательнее. Отношения в коллективе всё хуже, а обстановка напряжённее. Продолжалось всё это больше года, и в итоге состав педагогов естественным образом обновился, хотя и был до этого вполне сбалансированным и готовым решать любые задачи.

«По другую сторону баррикад»

Сейчас, глядя с высоты прожитых, и будучи по «другую сторону баррикад», находясь в позиции руководителя смен, я понимаю, что «звездная болезнь» настигает практически всех талантливых сотрудников. У HR менеджеров крупных компаний есть даже специальный термин «overqualified» или «переквалифицированный». В лагерной практике распознать «звезд» достаточно просто: они не адекватно оценивают свою ценность для лагеря, свысока смотрят на других сотрудников, самоуверенны, претендуют на неформальные отношения с руководителями, требуют особого отношения к своей персоне. И при всем при этом талантливы, имеют огромный опыт работы и зачастую действительно незаменимы в вожатском отряде. Фактически у директора лагеря есть два выхода: спустить звезду на землю или отправить осчастливливать другой небосклон. Я бы посоветовал для начала разобраться , насколько такой сотрудник эффективен и не является ли он токсичным для коллектива, потому что увольнять высокопродуктивного сотрудника было бы как минимум странно. Увольнение возможно как крайняя мера, когда управление таким нарциссом отнимает все ваше время и силы, а вновь приходящие «звездочки» начинают  моделировать такое поведение и, подхватив звездный  вирус, разлагают работу всего коллектива.

Лучшим и эффективным методом лечения — становится включение такого человека в проектную группу по подготовке новых смен, по обучению персонала, постановка сложных  задач. Когда «звезда» получает задачу, более сложную, чем остальные, ей просто некогда звездить. Ну и, конечно, не нужно забывать о профилактике! Нужно четко отслеживать первые симптомы, капризы и попытки нарушить корпоративную культуру лагеря. Потому что молодых «Звездочек» лечить гораздо проще, чем ждать когда они взорвуться и увлекут весь коллектив в Черную дыру энтропии. Вовремя напоминая сотрудникам лагеря, что мы здесь в первую очередь для детей, и только во вторую для самореализации  и удовлетворения своих амбициозных планов.

Не «звёздами» едиными…

Звезды горят, звезды сверкают,
Звезды могут рождаться и меркнуть!
Их люди теплом своим согревают.
Душою своей не давая им блекнуть!

Когда-то давно, (а по моим ощущениям совсем недавно) я был молодым и горячим. И мне как-то сказали, что у меня нет никаких талантов, а есть лишь одни способности. Поначалу было обидно услышать такое от собственного учителя, но сейчас я ей очень благодарен! Талант накладывает некоторые обязательства, с которыми не все способны справиться. Способности же достаточно развивать. И я старался делать это, в том числе и в своей «лагерной» жизни. А «звездить» у меня порой получалось и так.

Вполне возможно, что далеко не всех касалась проблема «звёздных» кадров. А для кого-то она и в данный момент актуальна. И тем, и другим нужно не забывать, что лагерь держится на любви и уважении ко всем его субъектам без исключения. Берегите своих «звёзд»! Они украшают свод неба и любую смену своим присутствием. Любите своих вожатых, методистов и педагогов! Без них смена попросту не состоится. Заботьтесь о здоровых взаимоотношениях в коллективе. Мы ведь не заводим любимчиков в отряде детей. Не стоит этого допускать и в отношении со взрослыми.

И тогда, несмотря на бури и гром,
Мы все будем делать вместе!
Мы новые звезды на небе зажжем!
И новые выстроим в небе созвездия!