В современном обществе все чаще стали поднимать и освещать проблемы, с которыми сталкиваются в своей жизни подростки. Все больше взрослых людей стараются понять мир, в котором живет подросток, чтобы, с одной стороны, смочь в нужный момент поддержать и помочь, а с другой, — установить доверительные отношения, связь, благодаря которой сосуществовать, работать, дружить, общаться вместе с подростком станет гораздо комфортнее и спокойнее.
В этой статье вы сможете узнать 10 простых правил от нашего специалиста Творческого Объединения #Шашники, координатора программы «Школа Аниматора: Young», которые могут помочь взрослому (педагогу, вожатому, аниматору и тд.) найти общий язык и установить хороший контакт с подростком.
1. Внутренняя готовность к установлению доверительных отношений
Первое, о чем нужно подумать, когда вы находитесь в начале установления доверительных отношений с подростком – действительно ли вы на это готовы и вам это необходимо. Проанализируйте, способны ли вы сейчас быть тем взрослым, который сможет поддерживать хорошие отношения с подростком. Настроены ли вы в каких-то моментах отпускать контроль, находить компромисс, выстраивать коммуникацию, понимать и принимать, даже когда знаете, что правда на вашей стороне? Путь к доверию и хорошим взаимоотношениям может быть достаточно длинным и непростым, он требует сил и терпения, как с вашей стороны, так и со стороны подростка. Начинайте предпринимать действия тогда, когда будете уверены, что это именно то, чего вы хотите и не бойтесь, в случае вашей внутренней неготовности, просить помощи и поддержки у специалистов и более опытных людей.
2. Искренний и постоянный интерес
Практически у каждого подростка есть хобби, дело, которое его увлекает. И если это так, то он будет заниматься им все свое свободное, а иногда даже несвободное время. Увлечения подростка – это то, чем он живет. Люди склонны рассказывать абсолютно все о том, что им нравится, с большим удовольствием, если понимают, что собеседнику это интересно. Чтобы установить хороший контакт с подростком – нужно знать, о чем с ним можно поговорить. Поэтому узнать у него, чем он увлекается и чем занимается в свободное время – очень хорошее решение для начала общения.
Только нужно помнить о двух моментах: об искренности и постоянстве. Люди всегда чувствуют, когда к ним и к тому, что им нравится относятся с недоверием или снисхождением, поэтому если интересоваться и спрашивать подростка, то делать это искренне, вникая в детали. И, разумеется, спросить всего раз – недостаточно. Важно спрашивать, уточнять, замечать какие-то новые детали, узнавать что-то самому и быть в постоянном диалоге. Тогда это общение станет интересным для вас, а подросток почувствует, что вы с ним на одной волне и с вами можно пообщаться.
3. Переживания здесь и сейчас
В связи с физической, гормональной перестройкой и взрослением подростки могут воспринимать события, происходящие в их жизни очень тяжело и эмоционально. Учитывая возрастные особенности, специалистам, работающим с подростками, важно придерживаться правила «переживания здесь и сейчас». Даже если вы понимаете, что проблема, мучающая подростка, на самом деле, совсем не катастрофическая, а, может, даже это и не проблема вовсе – не стоит обесценивать его чувства. В данный момент, в данную секунду подросток чувствует, что с ним случилось ужасное, и лучшее, что можно сделать – это поддержать его. Подростку важно, чтобы ко всему, что он чувствует, относились с вниманием и уважением.
4. Личные границы, правила и контроль
Подростку полезно иметь свою собственную территорию, свое пространство, заходить на которое без разрешения нельзя, это же касается и его личных вещей. Будь это комната в лагере или же ручка, лежащая на парте в классе – прежде, чем войти или взять, необходимо спросить разрешения. Физическое личное пространство также нуждается в уважении. И речь идет не только о каком-то негативном действии, но и о ложно позитивном. Например, не стоит трогать или обнимать подростка, если он этого не хочет. Он вправе отказаться от физического контакта без страха обиды с вашей стороны.
Что касается правил, то, разумеется, они должны быть, чтобы регулировать допустимое поведение. И именно в этом вопросе необходим баланс: слишком много или же слишком мало контроля – может повлечь за собой неприятные последствия. В лагере или в школе – уже есть определенные правила, которые являются общими для всех. Если же вам необходимо установить собственные, то помните, что запрещать все или разрешать все – не стоит. Важность и сущность каждого правила должна быть понятна, запрещать и разрешать что-то без основания — бесполезное действие.
5. Помнить о себе
Помните, что вы тоже человек со своими личными границами и потребностями. Не бойтесь их озвучивать подростку. Вы можете устать, или не хотеть говорить, или быть рассерженным на что-то. Скажите подростку об этом, не нужно прятать свои эмоции или же рассказывать о них с помощью крика. Чем четче вы будете доносить подростку свои чувства и потребности – тем больше у вас будет понимания друг с другом. У вас тоже есть личное физическое пространство. Вы тоже можете не хотеть обниматься или же не выходить из своей комнаты пару часов – это совершенно нормально. Забывать о себе, о своей жизни и желаниях, в угоду подростку – навряд ли приведет к чему-то хорошему. Обязательно помните о себе.
6. Личный пример
В детском возрасте человек подчиняется тому, что скажет взрослый, так как взрослый – это безусловный авторитет. «Потому что я так сказал или сказала» — такой аргумент больше не влияет на подростка. Хочешь чего-то – объясни, почему. Авторитет теперь складывается из слов и поступков. Если вы чего-то требуете от подростка: не кричать, убираться в комнате, не курить и тд. – необходимо самому соответствовать этому требованию. Положительный личный пример – залог доверительного общения с подростком.
7. Общение на равных
Подростки, являясь уже достаточно взрослыми личностями, желают отношения к ним, как ко взрослым. Поэтому, разговаривая с подростком, постарайтесь напоминать себе, что перед вами уже не ребенок, а взрослая личность 13-17-ти лет. Фраза «я тебя услышал или услышала» не работает, если не подкрепляется реальными словами, действиями, советами и компромиссами. Подросток не всегда захочет разговаривать с вами или делиться чем-то. В этом случае – не стоит давить и настойчиво предлагать свою помощь, даже если вы делаете это из самых чистых и добрых побуждений. Лучше быть открытым к диалогу, чем настаивать на нем.
8. А чего ТЫ хочешь
«А чего ты хочешь?» — тот вопрос, который необходимо задавать подростку. Даже если вы считаете, что для него лучше бокс, а не танцы – решение все же стоит принимать ему самому. Советуйте, только если он об этом попросит. Это убережет вас от лишних обид и претензий, а подростку поможет понять, что же ему правда нужно и научит его ответственности за свой выбор. Каждый подросток хочет быть услышанным.
9. Без спешки
В установлении каких-либо отношений не стоит торопиться. Не стоит ожидать и требовать мгновенной отдачи. Особенно, если это касается окружения подростка. Например, не стоит говорить на в начале установления контакта — с кем подростку стоит общаться из его знакомых и друзей, а с кем нет. Общение и реализация себя в какой-то социальной группе – одна из ведущих потребностей этого возраста. Давать советы из сферы «с кем лучше дружить» можно только уже после установления хорошей доверительной связи, когда он уже прислушивается к вам и вашим советам.
10. Не стоит перевоспитывать
И отдельное правило для вожатых и аниматоров – не пытайтесь перевоспитать детей и подростков. Вы можете это сделать подспудно, на своем личном примере, но не ставьте себе именно такую цель. Это будет сложно и для вас, и для ребенка, а также опасно с точки зрения взглядов его семьи.
Придерживаясь эти 10 правил легче установить доверительные отношения с подростком. Правила могут пригодиться на смене, когда необходимо найти контакт со старшими отрядами, а также в простом общении с родственниками и друзьями. Главное не забывать о своем комфорте, о комфорте «взрослой личности 13-17 лет» и о том, какого результата в итоге вы хотите добиться. Все получится!
Больше информации о концепции Edutainment, программах лагерей, практических советов и полезных рекомендаций вы можете найти на сайте, станицах «Вконтакте» и Facebook и на youtube-канале Творческого Объединения #Шашники
Другие материалы от Творческого Объединения #Шашники
- Новые требования к работе лагерей в условиях пандемии
- Что делать старшему вожатому с эмоциональным выгоранием команды
- Чек-лист для вожатых и аниматоров по тому, что стоит взять в лагерь
Психолог; специалист Творческого Объединения #Шашники; координатор программы для подростков «Школа Аниматора: Young».