В жизни каждого ребенка рано или поздно встает вопрос: кем я хочу быть и куда я хочу пойти учиться? В детстве этот вопрос больше напоминает игру в профессии, когда ребенок по очереди «перебирает» все специальности, с которыми он сталкивался в жизни: продавца, водителя автобуса, парикмахера и т.д. Но в 7-9 классе проблема выбора профессиональной деятельности становится как никогда актуальной: детям приходится определяться с курсами для поступления в ВУЗ.
Легко выбирать тем, кто от природы одарен «специальными» талантами: музыкальным слухом, умением рисовать, скоростью бега или потрясающей растяжкой. Если в свое время родители проявили должную долю внимания, распознали эти способности, нашли им применение и смогли не отбить у ребенка желание их развивать, то вопрос самоопределения отпадает сам собой. Такие дети, как правило, все свое детство проводят в соответствующих секциях, любят дело своей жизни и точно знают, какой уровень образования им для этого нужен.
Отдельную группу составляют дети, которые по собственному желанию или, что, к сожалению, чаще, по отсутствию выбора становятся продолжателями семейных традиций. История знает много династий врачей, адвокатов, военных и актеров. В этом случае, родители лучше любого профориентационного консультанта знают, куда ребенка стоит отдать и чему научить
Сложнее приходится тем, кто не успел определиться или до сих пор сомневается. Такие дети либо совсем не понимают, кем они хотят быть, когда вырастут, либо видят весьма размытый образ, который зачастую сводится к двум определениям: «я типичный гуманитарий, пойду куда угодно, где нет физики» и «ненавижу писать сочинения, пойду в технари».
Именно в этой ситуации легко попасть под влияние большинства и отправиться получать модное или широко разрекламированное образование экономиста, юриста, специалиста по международным отношениям и т.д. Эти специальности ничем не хуже всех остальных, а в чем-то, может быть, даже лучше. Но количество выпускников ВУЗов по ним значительно превышает количество требуемых сотрудников. Сомнительно, что все абитуриенты факультетов экономики по-настоящему любят экономику и действительно мечтают ей заниматься. Многие из них идут на эту специальность по принципу: «а куда еще?», «все идут», «экономистов много не бывает».
Результатом этой образовательной моды становится большое количество выпускников ВУЗов «престижных» специальностей, которые не могут найти работу и вынуждены идти туда, куда берут. Стране же по-прежнему не хватает инженеров и токарей.
Как мне кажется, выход из этого тупика только один – дипломатичная экспертная позиция родителей и их помощь ребенку в анализе рынка вакансий. Дело в том, что ребенок в силу возраста может просто не понимать, как устроен рынок труда и что такое работа. Конечно же, он никогда вам в этом не признается и будет сам считать, что он прекрасно во всем разбирается, особенно если он в свое время поработал промоутером или помогал вам в вашем бизнесе. Но на самом деле он пока, скорее всего, никогда не составлял резюме, не проходил собеседования и даже не искал вакансии на сайтах или в тематических газетах. Он может не понимать, что большинство работодателей берут не тех, кого готовят ВУЗы, а тех, в ком они сами нуждаются, и два множества этих людей могут никогда не пересечься.
Выбор профессии глазами старшеклассника. Часть 2 — Чужие ожидания
На мой взгляд недавнего выпускника ВУЗа, каждому родителю еще в школе стоит если не отправиться с ребенком на профориентацию, то уж точно постараться сформировать у него представление о том, что такое каждодневная работа. Я уверена на 100%, что если ваш ребенок думает стать переводчиком, то в голове он рисует картины деловых переговоров топовых компаний или почти ежедневных оплачиваемых командировок по всему миру. Есть, конечно, и такие везунчики, но работа переводчика во многом и в большинстве своем складывается из многочасового сидения с русско-английским и толковым словарями, словарем синонимов и огромным количеством справочной литературы. То же самое происходит с ожиданиями и реальностью от работы программиста, дипломата и т.д. Даже если ваш ребенок очень талантлив и у него сразу все получится, то все равно придется постараться, чтобы стать настоящим экспертом и профессионалом в выбранной области.
Как помочь ребенку понять, что его ждет? У вас, наверняка, есть знакомые, работающие в близкой или похожей области. Вы можете попросить их взять ребенка на стажировку на пару недель. Да, конечно же, вряд ли кто-то захочет тратить свое рабочее время на обучение ребенка, но даже если он просто посидит в офисе или походит хвостиком за представителем выбранной профессии, это уже сформирует у него какое-то представление о будущей карьере. В крайнем случае можно попросить подробно во всех красках и ужасах рассказать ребенку о рядовом дне из профессиональной жизни маркетолога/аналитика/актрисы и т.д. Люди любят жаловаться на работу, начальство и коллег и будут только рады раскрыть подрастающему поколению глаза. Возможно, что после всего часа разговора ваш ребенок передумает поступать в выбранный вуз.
Выбор профессии глазами старшеклассника. Часть 3 — Что делать?
Кроме того, стоит сесть с ребенком, открыть, например, Headhunter и посмотреть, кто и за какие деньги требуется в интересующей его области. Четыре года бакалавриата – достаточно маленький срок, вряд ли сфера успеет принципиально измениться к моменту окончания института, поэтому эта информация поможет оценить перспективы.
Данное упражнение, во-первых, покажет ребенку, что без опыта работы работодателей он почти не интересует, и, возможно, он задумается о стажировке на 2-3 курсе обучения, а во-вторых, покажет, что большинства красивых специальностей, разрекламированных в ВУЗах, на рынке труда просто нет. Чаще всего в вакансиях указана должность, требуемый опыт работы, и нужное направление образования: гуманитарное, техническое, экономическое — поэтому возможно не стоит гнаться за инновационными, чаще всего очень дорогими, программами, а сфокусироваться на конкретной работе. Путем перебора вы можете найти ту вакансию, которая бы устроила вашего ребенка, и сразу же понять уровень образования, который необходим для этой вакансии.
Если и после этого ребенок не сможет определиться, то нет ничего страшного в том, чтобы отложить это решение на один-два года. Пусть ребенок закончит школу, поработает продавцом или официантом, сходит в армию, поживет самостоятельной взрослой жизнью, что значительно расширит его кругозор, и уже после этого сделает окончательный выбор. Может быть, пока он просто не готов. Вопрос профессионального самоопределения — один из самых сложных в жизни человека, и в нем никогда не стоит торопиться. Постарайтесь не давить ребенка и стать для него компетентным взрослым товарищем, который готов ответить на все вопросы и оказать любую помощь, но не будет насиловать его и без того измученную голову нотациями и открытым давлением.
Автор текста: Ирина Замотина