Любовь нечаянно нагрянет: о любви в детском лагере

Лето, лагерь, новые знакомства. Приезжая на смену, дети успевают прожить целую “маленькую жизнь” со своими взлётами, падениями, новыми друзьями, ссорами и, конечно, влюблённостями.

На смене ребята приобретают множество новых знакомств в лице своих товарищей по отряду, вожатых и персонала лагеря. Жизнь начинает кипеть. Большая часть времени проходит за совместной работой. Ребята готовят творческие выступления и посещают концерты, ходят в различные секции, кружки, мастерские, спортивные площадки или просто гуляют и общаются. Возникают дружеские связи, симпатии, привязанности.

 И если с дружбой всё более-менее понятно, и она никого не пугает, (скорее, может насторожить ее отсутствие), то к историям с любовным характером в таком тесном лагерном коллективе внимание оказывается очень пристальным.

 Детей такие вещи начинают интересовать с довольно раннего возраста: это этап взросления, и он заложен самой природой.

Многие родители помнят, как их дети признавались им в любви и грозились жениться/ выйти замуж за одного из своих родителей.  С возрастом внимание переключается с мамы и папы на кого-то другого. Это может быть друг, одноклассник, ребенок из старших классов, медийная личность или просто значимый для ребенка взрослый. В любом случае, это этап сильных переживаний, и родители хотят в такие моменты быть ближе к своему ребенку, чтобы поддержать его, помочь советом или просто выслушать. Да и самому ребенку в такие моменты нужна поддержка и помощь.

 А что если влюбленность случилась в лагере? Что происходит, и как действовать в таких ситуациях? Давайте попробуем ответить на часто  возникающие вопросы.

Что делать, если подросток влюбился в лагере?

Если ваш ребенок сообщил вам, что в лагере у него появилась пара, не пугайтесь. Проявите искреннюю заинтересованность. Поддержите его, расспросите, что это за человек, чем он увлекается. Можно рассказать о своей первой любви. Подскажите, какие романтические поступки можно совершать, ведь ребенку будет важно услышать от вас слова поддержки.

А что же делать вожатому, если у него в отряде появилась влюбленная пара?

Отслеживать и контролировать такие вещи необходимо. Это входит в основные задачи вожатого при работе с отрядом. Влюбленную пару необходимо время от времени мягко разделять: давать им разные задания при работе над коллективными творческими делами,  определять в разные команды на спортивной площадке, ставить ответственными за разные задачи и тд. Можно увеличить спортивную нагрузку. Это поможет сбросить напряжение. Например, можно организовать утренние пробежки для отряда.

Есть практики, когда ребятам помогают романтизировать их отношения. Вожатые рассказывают и показывают, как можно романтично ухаживать: милые подарки утром на тумбочке, плакаты с пожеланиями, цвета, сюрпризы и т.д. Все это, как правило, настолько увлекает ребят, что продолжается всю смену, но дальше смены отношения редко продолжаются. Кроме того, подобные отношения становятся ярким и очень теплым воспоминанием на всю жизнь.

Ещё одним важным шагом в этом вопросе должен стать разговор отрядного вожатого со старшим вожатым смены. Старший вожатый должен быть в курсе всего происходящего.

Во-первых, старший вожатый должен обладать информацией по состоянию вещей в отряде, в том числе и по влюбленности ребят.

Во-вторых, сейчас есть возможность пригласить в лагерь для проведения беседы со старшим отрядом представителя центра планирования семьи. Или, если эта беседа необходима, а возможности приехать у такого специалиста нет, то  его роль может сыграть кто-то из педагогического состава лагеря.

А если мой ребенок влюбится в вожатого?

Если ваш ребенок влюбился в вожатого, то, скорее всего, это означает, что вожатый хорошо работает с отрядом и много общается с детьми. Старшие ребята часто влюбляются в своих вожатых. Это нормальный этап взросления и ребенку его надо просто пережить. Скорее всего, эта влюбленность пойдет уже через месяц после возвращения домой.

А вожатый справится с подобной ситуацией?

В настоящее время существует много школ и курсов вожатского мастерства. Все хорошие лагеря проводят подготовки перед сменой. Зачастую потенциальные вожатые сдают экзамены для того, чтобы попасть на работу в лагерь. Все эти меры призваны подготовить педагогический коллектив к разным ситуациям, в том числе и к подобным. Выбирая детский лагерь своему ребенку, уточните какое проходили обучение вожатые и какие темы они изучали.

Как действовать вожатому в такой ситуации?

Необходимо попытаться переключить внимание влюбленного ребенка на сверстников или занять интересным делом. Можно, например, дать ему ответственную роль в общелагерном мероприятии или назначить руководителем спортивного сектора в отряде. Не стоит при общении как-то выделять этого ребенка среди других детей отряда. Отношения с ним должны быть ровными, такими же, как и с остальными ребятами. Если же подросток сам проявляет знаки внимания, то нужно с ним поговорить, мягко объяснить, что такие чувства испытывать нормально, но, к сожалению, вожатый не может ответить взаимностью, поскольку относится к нему, как к младшему брату или сестре.

Вожатые тоже люди! Вдруг у напарников возникнут чувства друг к другу?

В течение всей смены вожатые, стоящие на одном отряде, работают на одну общую задачу – “Смена для детей должна пройти хорошо!”, и ничто не должно помешать этой задаче реализоваться.

 Напарникам на смене необходимо заботиться друг о друге, поддерживать и  страховать. Очень важно, чтобы между ними были теплые дружеские чувства. Бывает и так, что эти чувства перерастают в нечто больше и становятся влюбленностью. И эта ситуация может негативно отразиться на динамике отряда. Внимание вожатых может плавно сместиться с отряда друг на друга. И в этой ситуации появляется опасность проглядеть проблемы в детской среде, упустить задачи, которые ставились в начале смены.

Что же делать в такой ситуации вожатым?

Хорошо бы  отложить чувства на период после смены. Это не самый простой вариант, но точно самый действенный.

А что если не получается отложить? Если чувства сильнее? В этом случае необходимо не допускать демонстрации чувств  при детях. Даже держаться за руки не стоит. Подобное поведение недопустимо с точки зрения педагогической этики. К тому же дети очень быстро чувствуют такие вещи, может запуститься цепная реакция и в отряде появятся влюбленные парочки. А они, в свою очередь, будут заняты друг другом, а не общей работой.

Такие ситуации также должен отслеживать старший вожатый смены. В его обязанности входит побеседовать с напарниками, попросить их не проявлять романтических чувств при детях. И договориться, что в любом случае благополучное течение жизни отряда должно быть основной задачей для вожатых. Старший вожатый должен контролировать соблюдение этих договоренностей до конца смены.

Если же эта пара приедет на следующую смену, то на один отряд стравить их уже не следует. История знает много примеров того, как влюбленные пары не выдерживают проверку работой на одном отряде, и от этого страдают и они сами и, что хуже, дети.

А вот по завершению смены, вожатые вполне могут продолжить свои отношения. На памяти каждого руководителя смены есть не одна такая пара, которая в итоге официально зарегистрировала свои отношения.

Оказавшись в лагере, дети попадают в настоящую сказочную страну. Тут их каждый день ждут приключения, они познают свои возможности и учатся новому. А вожатые являются проводниками в этой стране. Они творят настоящие чудеса. Помогают детям поверить в себя и в сказку. Дж.Роулинг как-то сказала: “В сказках не нужен секс.”  Я полностью её в этом поддерживаю. Мы делаем сказку для детей, и она должна оставаться сказкой.