Екатерина Суворова генеральный директор детского лагеря «Касталия» |
Для начала давайте разберёмся, что под ролевой игрой понимают педагоги лагеря «Касталия».
Ролевая игра — это соревнование между участниками игры или противостояние участников игры вымышленной третьей силе, в результате которого раскрываются мыслительные способности, развиваются навыки коммуникации, анализа, умение устанавливать причинно-следственные связи, тренируется память, внимание.
Ролевая игра имеет сюжет, развивающийся посредством игровых целей, заложенных в роли участников игры, действующих на игровых локациях в рамках правил ролевой игры. Педагоги «Касталии» строят игру, начиная работу с постановки педагогической цели.
Игры на знакомство в Edutainment лагере
Например, мы хотим, чтобы дети научились прилагать усилия для достижения результата, а не надеялись на чудо. Ролевая игра по миру Нарнии была построена вокруг яблони с волшебными яблоками, которые исполняли желания в сложных ситуациях. Чем меньше яблок оставалось на яблоне, тем холоднее становилось в Нарнии.
Волшебную Яблоню в Нарнии посадила злая Белая колдунья и хотела обвести вокруг пальца маленьких героев. Но вскоре дети заметили зависимость погоды от количества яблок и таким образом были мотивированы решать трудные задачи своими силами.
Иногда у яблони разворачивались настоящие драмы, ведь гипотеза о яблоках и погоде требовала доказательств, а персонаж, которому требовалась помощь, был ограничен во времени. Желая быть хорошими и поступать правильно, ребята пытались уберечь яблоню, разрушить чары Белой Королевы и своими силами помочь всем, кто нуждался.
Это была одна из первых смен в «Касталии» с самым простым, но при этом хорошо сработавшим механизмом. Ролевой игрой не считаются тематические, стилизованные и ярмарочные мероприятия. Главным отличием наших ролевых игр от повсеместных является такая особенность: вымышленный мир меняется в результате поступков детских персонажей.
Ролевая игра — это развлечение для взрослых. Философская мысль в основе, возможность перевоплощения, которая таит в себе психологическую разгрузку, сложные правила, которые отлично разминают огрубевший от монотонной работы мозг.
Наша ролевая игра — это не развлечение. Здесь и начинается подвох. Феномен нашей игры состоит в том, что не все дети осознают происходящее как игру.
Вспомните своё детство, новогоднюю ночь и долгожданный стук в дверь. Совсем маленький ребёнок радостно получает подарки. Ребёнок постарше внимательно всматривается в Деда Мороза в попытке снискать его расположение и получить желанный подарок, несмотря на огрехи в течение года. Повзрослевший ребёнок встречает Деда с искорками в глазах, он готов раскрыть волшебное преступление и узнать на ногах Мороза папины носки. У каждого человека момент развенчания сказки приходит в разное время.
К нам приезжают дети, которые верят в Деда Мороза. Точно так же они верят в орков из Мордора, в драконов Стоика, в световой меч джедая. Каждый год в Хогвартсе сразу несколько человек разочаровываются от того, что волшебная палочка не волшебная и нехотя идут учить заклинания.
Да, они быстро осваивают правила и начинают играть осознанно, но как только в небо улетает чёрная метка, выпущенная игротехником, у ребёнка на глазах появляются слезы, он сжимает руку педагога и просит защиты.
Анастасия Франковская, руководитель Школы вожатых StudyCamp: «Будьте ребенку другом!»
Страшно, что тот, кого нельзя называть по имени, возродится и нападет ночью, когда вожатые будут спать. Я смотрю в эти бездонные и полные слез глаза, не зная, как реагировать. Дать ребёнку возможность пожить в Хогвартсе и живых эмоциях или же посадить к себе на колени, показать, как работает охотничий сигнал из которого запускали метку и, возможно, даже предложить ребёнку запустить его самому.
Сказки больше нет, все превратилось в ролевую игру. Зато ребёнок эмоционально спокоен и будет спать крепко.
Теперь, когда вы понимаете, в чем сила ролевой игры, давайте подведём итог:
- ролевая игра может оказать неоднозначное воздействие на гиперактивного ребёнка и ребёнка с повышенной нервной
- возбудимостью, так как создаёт эмоциональную привязку участника игры к происходящему
- ролевая игра может напугать маленького ребёнка, неспособного отличить вымысел от реальности, так как оформление ролевой игры максимально приближено к оригинальному замыслу автора фэнтези
- ролевая игра может сформировать привлекательный образ негативного персонажа, так как зачастую зло могущественнее добра — ролевая игра полезна для тихого, скромного, зажатого ребёнка, так как раскроет его потенциал (от лица персонажа действовать проще, чем от себя лично)
- ролевая игра полезна для повзрослевшего ребёнка, умеющего отличать вымысел от реальности, так как даёт возможность освоить богатый жизненный опыт безопасно и в короткие сроки ролевая игра полезна для активного, динамичного, суетливого ребёнка, так как содержит в себе многоплановую деятельность и способна увлечь, утомить и привить навык организованности
- Будучи опытными мастерами ролевой игры и сведущими в возрастной психологии, мы защищаем младших ребят перед страшными игровыми событиями. Имели место случаи, когда накануне нападения орков вожатые дарили младшим детям талисманы неприкосновенности или артефакты невидимости.
Мы располагаем психологом, который занимается исключительно психологическим сопровождением детей на смене и не отыгрывает роли наравне с мастерской группой.
Мы оставляем за собой право отказать в участии в смене ребёнку с некрепкой нервной системой, во избежание негативного влияния на его развитие.
Ролевая игра безусловно очень интересна ребенку, развивающемуся согласно возрасту. Ролевая игра — это интересная стратегия, погружение в мир, причастность к героическим поступкам.
Ролевая игра — это очень сильный инструмент. В руках неопытного мастера или педагога-дилетанта ролевая игра превращается в лучшем случае в безделушку. В руках творца в путеводную нить.
Касталия.
#играем_со_смыслами
При этом всегда
#в_ответе_за_каждого