Прежде чем мы поговорим о том нужно ли давать деньги ребёнку в лагерь, я расскажу, как я пресёк воровство работая в одном из детских здравниц, работая там психологом.
Кражи в лагере. Эпизод первый.
Дверь открылась, на пороге стоял хранитель первого дома (вожатый старшего отряда).
— Здравствуйте, у девочки деньги украли. 2000 рублей
Н-да, вот и пришёл случай показать, на что ещё ты способен… психолог, практикующий психотерапевт
Я невозмутимо ответил: «Когда сбор дома?»
— В 19:00 – ответил хранитель.
— Я приду в 19:10.
У меня было полтора часа придумать что делать. Кражи в лагере – совсем гнилое дело — полиция бессильна, ни обыска, ни дознания провести не могут. Я не профайлер, но курс кинезиологии прошёл и мануальным мышечным тестом владею. Попробую решить это миром.
В 19:10 я зашёл в холл первого дома. Церемониально поклонился, как при входе в до-дзё. И сел в положение сэйдза (по-японски на колени). Смотрел в пространство перед собой, ни на кого не обращая внимания.
Через несколько минут первый дом дорешал свои организационные вопросы, и хранитель предоставил мне слово. По игровой легенде смены для детей в лагере я был известен как «Шаман». Стараясь не выходить из этой роли, я заговорил низким, раскатистым, горловым басом, взятым из техники горлового пения.
— Шаман является в дом, когда в дом приходит беда. В ваш дом пришла беда. Один из вас оступился. Он взял чужое. Я умею читать в душах, и я могу найти вора. Но того, кого я найду, мне придётся передать полиции. Это плохой вариант — начать жизнь с уголовного дела. Мы поступим так – хранитель поставит коробку в холле, если к утру, денег в ней не окажется, я проведу тест и выясню, кто лжёт. Дальше дело полиции. Надеюсь на благоразумие и возможность мирно урегулировать этот инцидент.
Я обвёл тяжёлым взглядом притихших детей и хранителей. Встал, при выходе опять церемониально поклонился и пошёл в кабинет, на ходу уже обдумывая варианты вопросов теста.
После ужина ко мне подошёл хранитель.
— Шаман, деньги нашлись. Они были в наволочке…
Я выдохнул. Подкинули, нашлись – какая разница! Не нужно никого тестировать.
Но дети меня так просто не отпустили, и как льва Бонифация меня упросили показать «Страшную Технику». Я устроил аттракцион с мануальным мышечным тестом и прочими техниками из телесно-ориентированной психотерапии, йоги и восточных единоборств. Маленький триумф и знакомство детей с арсеналом психолога.
На следующий день ко мне в кабинет пришли две девушки из первого дома.
— Шаман, мы хотим у тебя учиться…
А вот к этому я был не готов.
Кражи в лагере. Эпизод второй.
Я почивал на лаврах. По лагерю ползла слава о Шамане, знающем ложь и повелителе духов. Мне был брошен новый вызов.
У мальчика пропали 600 рублей. А теперь внимание! На глазах всей комнаты он положил деньги в мыльницу, а мыльницу на тумбочку. К вечеру деньги исчезли. Такая несуразица насторожила меня, но о столь «кривой логике» я тогда не догадывался. Я опять провёл ритуал с просьбой образумиться. К утру деньги не появились.
Я начал мануальный мышечный тест. Первым шёл «потерпевший».
Меня зовут … — тест положительный.
Я девочка – тест отрицательный.
У меня украли деньги – тест отрицательный… — Так, я не понял, что это, начинаем на другой руке.
Мне 11 лет – тест положительный.
Я собака – тест отрицательный.
Я сейчас в лагере – тест положительный.
У меня пропали деньги – тест отрицательный.
???? Делаю пронзительный взгляд, стальной голос, раздуваю свою тень.
— Где деньги? – спрашиваю.
В ответ хныканье.
– У меня украли деньги!
— Я тебе не верю, ты мне лжёшь.
Срываясь на визг – У меня украли деньги!!!
— Успокойся, сейчас проверим других, а пока проверь ещё раз свои вещи, вспоминая о нашедшихся в наволочке деньгах, сказал я.
Герой драмы ушёл в комнату, я начал тестировать его соседей.
— Я знаю, кто взял деньги – тест отрицательный.
— Я не брал деньги – тест положительный.
— Я видел, как деньги исчезли — тест отрицательный.
Тесты были чёткими, дети говорили правду.
И тут в комнату вошёл «обворованный» — Я нашёл деньги, они были за тумбочкой!
Ага, вылезли из мыльницы и пустились в бега… — подумал я, но ничего не сказал, не понимая, что толкнуло мальчика на такой шаг? Желание славы? Желание побыть жертвой, когда весь отряд носится вокруг тебя?
До конца смены ничего не крали, все «заблудившиеся» спиннеры вернулись.
А теперь важное: деньги — это социальная валюта. То есть без общества они бесполезны. Помните у Робинзона Крузо были несколько сундуков с золотом, но толку от них не было, поскольку ни козы, ни каннибалы не принимали золото к оплате. Так вот, валют несколько: популярность, богатство, власть. И деньги — это синоним богатства. Хотя богатство – более широкое понятие, это обладание неким ценностным имуществом: скотом, землёй, водой, патронами, едой, силой (богатырь). Так в лагере наличие купюр – бесполезно, а мешок конфет делает обладателя – богачом. Владение одной из валют, позволяет свободно конвертировать одну валюту в другую.
Есть у меня друг, который любит уехать в другой город с билетом в один конец с 500 рублями в кармане. За сутки ему нужно найти ночлег, работу. И ему удаётся выжить.
Не думали ли вы, что лагерь можно использовать для подобной перезагрузки? Попробовать другую роль, назваться чужим именем? Что ребёнок может предложить этому социуму, какой валютой отплатит ему лагерь.
Можно конечно по умолчанию дать ему денег, что бы он устроился. Но это — не его ресурс. Это ваш ресурс, который вы ему передаёте. И если за ребёнком нет «правды» и он пытается купить родительскими деньгами себе место, которое надлежит занять своим талантом: трудом, коммуникацией, харизмой и ответственностью, найдётся Брат-3 который восстановит справедливость.
У того, кто кичится деньгами (телефоном, игрушками, конфетами) их украдут или отнимут. И бороться с этим очень сложно – и педагоги и полиция в большинстве случаев бессильны – никто не брал, никто не сознаётся и какие-либо репрессии не применимы – презумпция невиновности. А зачастую весь отряд покрывает и молча поддерживает Робина Гуда, восстановившего справедливость.
И ещё раз, сколько денег давать? – Зачем? Купить майку с символикой лагеря? Вы приедете и купите. В зоопарке купить мороженное и сходить на аттракцион? 500 рублей достаточно. А можно и ничего не давать. Пусть из лагерной среды получит всё что необходимо. В обмен на свой талант — то что навсегда останется с ним по жизни.
Психолог, учитель, мастер оздоровительных методик. Исследователь и практик духовного и мистического наследия, восточных единоборств.