Прежде чем перейти к техникам, нам нужно немного разобраться в тех понятиях, о которых идёт речь.
Креативность – это способность решать задачи нестандартным способом, видеть несколько путей выхода из ситуаций.
Техники и упражнения на развитие креативности – это методы, способствующие творческому процессу генерации оригинальных идей, нахождению новых подходов к решению известных проблем и задач.
3 из представленных ниже техник можно выполнять индивидуально, где угодно и когда угодно, не имея при этом никаких подручных средств. Другие люди даже не будут догадываться, что вы в данный момент выполняете какое-то упражнение. Остальные две подходят больше для парного (коллективного) пользования.
Техника №1. Предмет и его предназначение
Для данного упражнения подойдет любой небольшой предмет: ручка, кружка, линейка или даже простой лист белой бумаги. Вам даже не обязательно держать предмет в руках, достаточно просто его представить.
Задача: вам нужно придумать как можно больше способов использования выбранного вами предмета.
Пример:
Предмет: Лист белой бумаги
Способы использования: сделать игрушку-оригами, начертить равные отрезки и использовать как измерительный прибор, собрать конверт для хранения чего-либо, использовать лист как коврик для компьютерной мышки и т.д.
Техника №2. Слово за словом
Данная техника помогает не только для развития креативности. Её также часто используют для актуализации работы мозга. Например, перед решением важной задачи или же просто, чтобы проснуться по утрам.
Задача: вам нужно выбрать любую букву и постараться назвать наибольшее количество слов, начинающихся на нее. Для любителей иностранных языков – можно усложнить задачу и попробовать выполнить упражнение, например, на английском языке.
Техника №3. Два случайных слова
Для начала вам нужно найти два случайных слова. Их можно взять из любой книги, ткнув наугад в любую часть страницы или же подобрать их из окружающих вас объектов.
Задача: найти нечто общее между этими двумя словами. Попробуйте их проанализировать и отыскать взаимосвязи.
Пример:
Мел и ботинок (оба могут оставить черту);
Чай и одеяло (помогают согреться).
Техника №4. Мастер диалога (парная техника)
Данное упражнение больше подходит для выполнения в паре.
Задача: вам с напарником нужно как можно дольше вести диалог. Сложность диалога состоит в том, что отвечать друг другу вы можете только вопросами.
Пример:
— Как Ваши дела?
— А может лучше поговорим о Вас?
— А почему Вам не хочется отвечать на мой вопрос?
— Зачем люди вообще задают вопросы?
— и т.д.
Важно, чтобы во фразах не содержались скрытые ответы, например:
— Как Ваши дела?
— Мои хорошо, а Ваши? (в данном примере реплика «мои хорошо» является скрытым ответом).
Техника №5. Озвучка (парная техника)
Данное упражнение также больше подходит для выполнения в паре или даже в группе, но и для индивидуальной тренировки может быть вполне успешно.
Задача: попробуйте посмотреть фильм без звука, придумывая свою версию озвучки происходящего. Если в упражнении участвует сразу несколько человек, то у вас есть возможность распределить роли и закрепить за каждым отдельного персонажа.
Бонус: если перед вами есть задача, которую необходимо решить. Не ограничивайтесь одним вариантом действий, попытайтесь продумать как можно больше позитивных выходов из ситуации. А еще можете придумывать свои способы развития креативности, развивая креативность.
Успехов и творческих побед!
Автор статьи:
Глория Юнаева, руководитель проектов Национального центра профессиональной ориентации, организатор профориентационного лагеря «Университет мечты» и курса по саморазвитию «Архитектура человека»
Забронируйте путевку на Профориентационный проект «Университет Мечты»: