Выбор профессии глазами старшеклассника. Часть 3 — Что делать?

Вопрос самоопределения подростка волнует родителей, учителей, друзей и самих старшеклассников. Но количество тех, кто к 10-11 классу так и не определился с выбором специальности и университета не уменьшается. При этом, возможностей заняться профориентацией в Москве и не только сейчас множество: профориентационные тесты, тематические лагеря, профильное школьное обучение, различные проекты и мероприятия в университетах.

Давайте разберемся с тем, как сделать так, чтобы профессиональный выбор перестал быть таким болезненным и стал, наконец, осознанным. Какие инструменты для этого есть и чего делать точно не стоит.

Предыдущие части:

Выбор профессии глазами старшеклассника. Часть 1 — Страх

Выбор профессии глазами старшеклассника. Часть 2 — Чужие ожидания

Что делать:

1. Показать, что из себя представляет высшее образование

Вспомните себя в старших классах и ответьте на вопросы. Понимали ли вы, что именно вас ждет в университете? Какие дополнительные возможности в нем есть? Знали, что существуют программы двойных дипломов, международные стажировки, спорт, творчество и организация мероприятий? Скорее всего, нет. Ваш ребенок тоже не знает, а это еще не все, что дает современный университет своему студенту. Для того, чтобы заинтересоваться получением высшего образования, необходимо раскрыть, из каких аспектов оно состоит, что это не только учеба по специальности, но и множество возможностей для самореализации. Существуют разные варианты посещения университета (профориентационные проекты, дни открыты дверей, университетские субботы и прочие мероприятия) с целью понять, какой вуз вам подходит.

2. Анализировать деятельность

Необходимо начать совместно с ребенком анализировать все, чем он занимается, но не с точки зрения «Он много сидит за компьютером — значит ему нужна работа, связанная с техникой», несколько по-другому.

Приведем пример, в большинстве случаев ваш ребенок выбирает формат групповой деятельности, редко делает что-то индивидуально. Это проявляется во всем, чем он занимается, начиная от уроков и заканчивая уборкой дома, к которой он стремится привлечь всех. При этом, выполняя что-то индивидуально, его эффективность сильно снижается и он перестает получать удовольствие от деятельности. Велика вероятность, что то же самое будет и с работой. Любой человек стремится заниматься тем, что ему нравится, в чем он эффективен и, где есть видимый результат.

Проанализируйте деятельность, которой любит и не любит занимается ваш ребенок с точки зрения ее форм и видов (групповая/индивидуальная, умственная/физическая, разъездная/стационарная и т.д.), а также его эффективность в разных ее сочетаниях. Вы совместно сможете сократить список предполагаемых профессий по причине того, что ваш ребенок просто не будет получать удовольствие от выполнения конкретной деятельности.

3. Найти «Университет Мечты» как можно раньше

У обучения должна быть цель (то, к чему подросток действительно стремится и осознанно делает поступательные шаги). В глазах старшеклассника ЕГЭ — это финальная точка обучения. Ведь начиная со средней школы, учителя ежедневно напоминают о том, насколько сложен и страшен этот экзамен. К выпускным классам у большинства учащихся формируется цель, в которой они стремятся не к поступлению в университет и переходу на новый жизненный этап, а благополучно сдать ЕГЭ. Страх перед данным экзаменом настолько силен, что часть 9-классников уходит учиться в колледж по той причине, что боятся проходить этот этап. Целью для старшеклассника должно стать поступление в университет и выход на желаемую работу, именно поэтому так важно найти его как можно раньше, тогда и подготовка к ЕГЭ будет проходить с большей мотивацией, ведь школьник начнет понимать, зачем он сдает этот экзамен.

4. Знакомить с профессиями (чем раньше, тем лучше)

Мир стремительно развивается, появляются новые профессии, часть существующих исчезает с рынка труда. Для осознанного выбора необходимо знать весь спектр специальностей, которые существуют. Не просто разделять их на гуманитарные, технические, естественно-научные и творческие, но и понимать, что они из себя представляют и куда развиваются. Существует множество вариантов погружения в какую-либо деятельность: тематические лагеря, проекты с погружением в конкретные специальности, общение с представителями профессии. Через это погружение достигается понимание, что инженер в энергетике и инженер в строительстве — это не одна и та же профессия. А маркетолог и менеджер — хоть и начинаются на одну и ту же букву, но это два абсолютно разных специалиста. Тяжело понять, кем ты хочешь стать, если ты вообще не имеешь представление о том, кем в этом мире стать можно.

Чего делать не стоит:

1. Задавать один и тот же вопрос, вы будете получать один и тот же ответ

Любого подростка, который еще не сделал профессиональный выбор, вгоняет в страх бесконечный вопрос «На кого ты пойдешь учиться?» и в большинстве случаев вы будете слышать ответ «У меня еще есть время определиться». За этой фразой кроется страх перед ответственностью за осознанный выбор.

2. Настаивать

Желая помочь своему ребенку определиться, не стоит давить на него своими пожеланиями относительно какой-либо профессии. Это может вызвать либо критическое отрицание вашего варианта, либо желание соответствовать ожиданию родителя. Но это, как правило, тупиковый вариант. И, если ваш ребенок внешне согласился с вашим предложением, а внутренне нет, то велика вероятность того, что путь этот будет брошен в процессе получения образования или ваш ребенок просто не будет работать по специальности.

3. Тесты в интернете — сомнительная помощь

Многие ждут чуда от очередного заполненного теста в интернете, но в большинстве случаев мы заранее знаем, какой ответ он покажет. Если ребенок проводит большое количество своего времени за компьютером, мало общается и гуляет, а из творческих занятий в жизни посещал только ИЗО в рамках школьной программы, то ждите результата, что ему подойдут профессии типа «Человек-техника» (Типология профессий Е.А. Климова). Этот ответ был известен вам заранее, не так ли? Поверхностное изучение профориентационных вопросов просто поставит еще один штамп на вашем ребенке, на который он безуспешно будет опираться при выборе.

На каждую смену профориентационного проекта «Университет Мечты» приходят старшеклассники, которые говорят «Я-технарь, так показал тест» — это своего рода уход от ответственности, за которым не стоит ничего. Если начать задавать уточняющие вопросы, то за фразой «Я-технарь» кроется пара технических специальностей, о существовании которых знает подросток, при этом совершенно не понимает, чем представитель той или иной профессии занимается. Тесты в интернете — это не про возникшую мотивацию после получения результата, не про осознанный выбор дальнейшей профессии и не про грамотную профориентацию.

Любой старшеклассник переживает за свое поступление, он испытывает страх и ответственность за будущий выбор. Любой родитель может дать своему ребенку необходимые, представленные выше инструменты для осознанного выбора. Ведь взрослый точно понимает, что выбор профессии и университета — это выбор образа жизни на долгое время и знает, как важно найти для себя подходящий путь вовремя.

Автор статьи:

Мария Косинец, руководитель проектов Национального центра профессиональной ориентации, организатор профориентационного лагеря «Университет мечты» и курса личностного роста «Архитектура человека»

Забронируйте путевку на Профориентационный проект «Университет Мечты»: