Приходилось ли вам наказывать ребенка? Если вы работаете в детском лагере, то, скорее всего, да. Есть ли у вас заготовленный набор карательных мер? Или наказание подсказывает сама ситуация? Так или иначе, я бы хотел предложить вам иной взгляд на эту спорную тему.
Разделим типы наказаний на три группы по их функциям.
Устрашающие
Цель – напугать и показать силу.
Наказания, демонстрирующие силу и превосходство взрослого. Применяя подобные наказания, мы выступаем и в роли «судьи», и в роли «карателя». Оправдывая себя намерениями воспитывать, мы принуждаем ребенка выбрать тот тип поведения, который нам необходим.
Устрашающих наказаний великое множество: кросс вокруг корпуса, отжимания после отбоя, стояние в коридорах с подушкой на вытянутых руках. Объединяет их только одно – наказание не предполагает разбор и ликвидацию последствий проступка.
Работа над ошибками
Цель – минимизировать вероятность рецидива.
До объявления «приговора» разберите вместе с ребенком, к каким последствиям привело его поведение. Эта беседа поможет найти подходящее наказание, цель которого – устранить по мере возможностей негативные последствия неправильного поведения. Пусть ребенок извинится перед обиженным человеком, уберет раскиданный в корпусе мусор или отнесет на место грязную уличную обувь.
Рациональные
Цель – понять ребенка и ликвидировать причину проступка.
Они требуют более глубокой психологической работы. Вам нужно определить не только последствия, но и причины, побудившие ребенка пойти против правил. Наказание в данном случае – это совокупность действий, которые ликвидируют причину и, как следствие, снижают возможность повторения. Если переходить на медицинские метафоры, то работа над ошибками лечит симптомы, а рациональные наказания – очаг воспаления.
Пример: Подростки 12-13 лет сбрасывают водные бомбочки с третьего этажа жилого корпуса. На балконе первого этажа развешены белоснежные детские вещи младшего отряда, которые от брызг разрывающихся снарядов превратились в черные.
Устрашающие наказания: «Никакой дискотеки, отбой на 15 минут раньше, выговор перед всем отрядом».
Работа над ошибками: «Спустились и постирали вещи малышей, принесли извинения младшему отряду».
Рациональные: Разговор между подростками и опытным вожатым, подкованным знаниями о психовозрастных особенностях детей. Беседа могла выявить три различные причины поведения, которые спровоцируют три различных сценария поведения вожатого.
Причина №1 «Месть младшим отрядам». Действие: встреча двух отрядов на совместном сборе с бурным и эмоциональным разбором конфликта с последующим заключением перемирия.
Причина №2 «Любопытство». Действие: закупаем сто воздушных шаров, наполняем их водой, огораживаем зону боевых действий и всеми желающими поэкспериментировать запускаем бомбы, выявляем лучшего бомбометателя, зачищаем боевое поле. В итоге принимаем пакт с правилами, где и при каких обстоятельствах можно запускать бомбочки в целях научных и любопытствующих экспериментов.
Причина №3 «Протестное поведение». Действие: выявляем причину протеста – строгие правила, неласковые и нечуткие вожатые, личностные конфликты, проблемы в семье. Прибегаем к помощи психолога, либо собственными силами пытаемся разрешить противоречия, против которых бастуют дети.
Какой тип наказания применять к вашим детям, определит только ваши мировоззрения и жизненный опыт. Как автор статьи, я призываю наше педагогическое сообщество полностью отказаться от первого типа наказания, сконцентрироваться на втором и стремиться к рациональному поведению. Также необходимо помнить, что рациональное поведение возможно только при наличии достаточного количества знаний. Читайте книги, изучайте детей и их психологию, и, возможно, когда-то мы и вовсе откажемся от принципа кнута.
Автор текста: Валерий Астанчук
Биографическая справка:
Валерий Астанчук — основатель и руководитель детского лагеря «Хаглар». В индустрии детского отдыха Валерий работает с 2003 года. В разное время был вожатым, руководителем смены и лагеря. Всего провел более 100 выездов.
Сейчас основная сфера его профессиональных интересов — это подготовка и обучение персонала для работы в детских лагерях.
В 2015 году Школа вожатского мастерства «Хаглар» подготовила более 300 вожатых и воспитателей.
Забронировать путевку в лагерь «Хаглар», которым руководит Валерий, вы можете прямо сейчас: