Теория поколений или чему учить миллениалов, чтобы мы гордились поколением Z

Про теорию поколений сейчас не говорит только ленивый. Для тех читателей у кого исследования «Validata»  сделанное для Сбербанка лежит в закладках всех соцсетей, смело пролистывайте на два абзаца вперед. Для тех, кто подзабыл о чем идет речь, я вам вкратце напомню.

Само название принадлежит  Уильяму Штраусу и Нейлу Хоуву, американцам, которые  в 1990-е годы популяризировали идею о том, что людей одной возрастной группы объединяет идентичный  набор убеждений, отношений, ценностей и моделей поведения, только потому, что они росли в одинаковых исторических условиях, их окружала схожая среда и события. Авторы предположили, что у каждого поколения есть общий набор стратегий поведений и ценностей, приобретаемый в первые 12 лет жизни, и именно это делает поведение людей примерно  одного возраста примерно похожим.

Поколение определяется как «совокупность людей, рожденных в течение примерно 20 лет, при этом его представители сталкиваются с одинаковыми ключевыми историческими событиями и социальными веяниями, т.е. переживают одинаковое «превращение», разделяют общие убеждения и модели поведения (архетипы) и испытывают чувство принадлежности к данному поколению» .  Теория очень быстро нашла своих поклонников в первую очередь среди маркетологов, политиков, управленцев, короче всех тех, кто желает найти заветный ключик к сердцам потребителей/электората/сотрудников и и понять мотивы их поведения.

Что нам, педагогам и руководителям детских лагерей можно и нужно взять на вооружение из этой  популярной теории.

Давайте разберемся : в современном детском лагере контактируют и взаимодействуют представители трех поколений. Поколение Х, это руководители и педагоги детского лагеря, а также основная масса родителей детей. Поколение Y или миллениалы — это вожатые, и молодые родители ( как правило их детям 6-10 лет). И поколение Z- это дети соответственно. Про последних обычно пишут противоречивые вещи- у них не сформированные ценности, поэтому говорить про это поколение и не стоит вовсе, хотя мы то знаем, что ценности закладываются в детстве, ребенок получает их из рук родителей.

Какие характеристики присущи этим трем поколениям?

Поколение Х. 1964-1980 г.р.  «Не будем прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!»

Привыкли всего добиваться самостоятельно, надеются только на себя, не верят ни государству, ни СМИ, грамотны, уверенны, независимы. Самая большая ценность семья, привыкли создавать финансовую подушку, видят цель жизни в обеспечении себя и своих детей, построении бизнеса или карьеры. Пахари и трудоголики, но себе на уме. Основной посыл поколения Х — » а у нас было детство «, мы бегали по крышам гаражей, валялись в сугробах, читали запоем приключенческую литературу, смотрели добрые мультики и сказки, а нынешние дети либо сидят в гаджетах, либо перемещаются родителями от кружка до секции, как овощи, которые, при правильном уходе, должны дать суперурожай.

Поколение Y 1980-2000 г.р. «Ту-Лу-Ла, Ту-Лу-Лу-Ла, Ту-Ту-Лу-Ла. Ветром в голову надуло. Ла-Ла-Ла».

Слишком уверены в своей исключительности  и при этом зависимы от мнений интернет-сообщества, желающие продемонстрировать в соцсетях свою силу/красоту/превосходство, но при этом зачастую живущие с родителями. Инфантильные в вопросах принятия решений и зарабатывания денег, но при этом легкообучаемы и готовы к быстрой смене работы. «Жить нужно в удовольствие, копить вредно, планировать больше чем на пять лет вперед бессмысленно» — такова основная парадигма миллениалов. Для определения этого поколения часто используется испанская аббревиатура « La generación Ni-Ni» : los que ni estudian ni trabajan, букв. не учатся и не работают, не занимаются ни тем, ни другим, или британское сокращение NEET  «Not in Education, Employment, or Training”. Смысл как вы поняли тот же.

Поколение Z родившиеся после 2000 г. «Я МС, но пойманный в теле авантюриста, заболтаю всех, даже телеевангелистов!
Дело не в количестве панчей, не в качестве рифм – дело в личности, что за ними.
Это не я усложняю тексты, man, ты контуженный. Bitch, не я быстро читаю — ты медленно слушаешь!» Oxxxymiron
Синдром дефицита внимания и клиповое мышление, тяга к самооборазованию и саморазвитию и потрясающая неграмотность. Поколение мемов и комьюнити, стартапов и подросткового предпринимательства, дети выросшие в моллах, очень критичные и очень внушаемые.
Как вы понимаете это не мое исследовании. Источник: Deloitte, «Опрос поколений третьего тысячелетия», 2017. В опросе приняли участие 8 000 человек в 30 странах.

Бизнесовые книжки пытаются переупаковать теорию поколений и под продажи — как кому продавать ( слава богу детей пока не трогают), и под управление- как поколению X управлять молодежью, если ценности совершенно разные. Публицисты активно мусолят тему конфликта поколений, конфликта отцов и детей. Соцсети пестрят тестами- «определи из какого ты поколения», как газеты моей молодости — гороскопами Павла Глобы.

Как практик, взаимодействующий с детьми и вожатыми не могу согласиться с тем, что все дети сидят дома в компе или в смартфоне и у всех «клиповое» мышление ; точно также не соглашусь что среди миллениалов сплошные любители кофе и путешествий , мечтающие о комфорте и спокойствии.  Современный детский лагерь это своеобразная машина времени, которая позволяет не только  встретиться, но и предполагает постоянное взаимодействие всех трех поколений – и в этом его уникальность . Мы, как яркие представители поколения Х и наследники беби-бумеров, являемся хранителями той системы ценностей в которой были взрощены. Ценности детства, добра, гуманизма, справедливости, созидательного труда неизменно живут в программах современных детских лагерей. Мы насильно вытягиваем детей из интернета, и противопоставляем их кумирам наших героев, поем песни у костра про » Алые паруса» , и называя » Зарницу» квестом, бегаем с ними по пересеченной местности. И современным детям это нравится, да и вожатые едут в лагерь именно за этим. Наши школы подготовки вожатых — это по сути, если убрать технологические вещи, система идеологической подготовки молодежи, позволяющая опереться на те достоинства,которых у миллениалов в избытке и сделать правильную фокусировку на общечеловеческие ценности. Получается, что наше поколение — это Хранители, а вожатые — Проводники, которым предстоит за одну смену доказать поколению Z, что добро должно победить зло, если мечты светлые — они должны сбыться, что «один- за всех и все за одного». Мы выбираем тех вожатых, которые изначально разделяют наши ценности. А если нет резонанса, а молодости — энергии и харизмы хоть отбавляй? Тогда гибкие руководители, используя педагогические технологии, воспитывают будущих вожатых. Клиповое мышление и зависимость от интернета? Отлично! Мы подбираем тех агентов влияния, которые опираются на нужные нам ценности, либо вместе с ними генерируем в соцсетях правильный контент. Не аппелируем к авторитетам ( этого они терпеть не могут) , а объясняем, обсуждаем и приводим аргументы. Показываем, а не рассказываем. Проигрываем ситуации, а не диктуем под запись инструкции. Делаем акценты на тренды » модно быть умным», » престижно вести здоровый образ жизни», » постоянное самообразование повышает твой статус». Короче, я считаю, что лагерь это такое место где несколько поколений могут дружить и договариваться, черпать друг у друга самое лучшее и делиться своим опытом. Здесь ленивые и безответственные выскочки миллениалы- превращаются в  добрых и веселых вожатых , которые увлекают детей в настоящую, не оцифрованную» жизнь, знакомят детей с романтикой, сказкой и дарят мечту. А атомизированное, разобщенное поколение Z , учиться дружить и общаться, самостоятельно принимать решения и быть счастливыми без смартфона в руке.И  если мы верим,  что растим великое поколение создателей и творцов, поколение, которым мы будем гордиться — то так оно и будет.