Руководитель проекта «Университет мечты» в Национальном центре профессиональной ориентации Глория Юнаева рассказала нам о комплексной профориентации и правильном выборе вуза. Глория получила социологическое образование и уже несколько лет работает со школьниками.
— Как появился ваш проект?
— Наш проект появился в 2015 году. Мы поняли, что многим подросткам сложно выбрать вуз. В школах проводятся тестирования, проходят выездные мероприятия, но комплексной программы, способной дать ответы на все возникающие вопросы, нет.
Задача проекта «Университет Мечты» – правильно познакомить ребят с вузами, показать специфику и дать почувствовать, что они получат, если выберут именно этот университет. И главное: смогут ли они найти там то направление подготовки, с которым захотят связать свою жизнь. Ведь конечная цель любой профориентации – работа.
— Ваш центр дает комплексную профориентацию?
— Да, в работе мы почти не используем тесты, так как не считаем их объективными, а концентрируемся на интерактивных мероприятиях и погружении в деятельность. К примеру, мы проводим квест, моделирующий жизнь взрослого человека от 16 до 40 лет. Он включает реальные события, которые происходят со многими людьми в этот период. В конце участник получает портрет человека, которым он стал. Если ему что-то не нравится, он может изменить путь и выстроить другую модель.
Недельный проект «Университет Мечты» – это еще один способ погружения, позволяющий окунуться в жизнь студента университета. Весной и летом проводились только технические смены, осенью запускаем гуманитарные. За неделю ребята проходят 5-6 вузов. Каждый день программы начинается с презентации вуза, где участникам рассказывают про специфику университета, направления подготовки, вступительные испытания и так далее, – почти День открытых дверей.
Затем начинается насыщенная программа. Сначала проводится экскурсия по лекционным залам и лабораториям, потом два практикума с университетскими преподавателями. Их суть – в изучении специальности и выявлении разницы между смежными направлениями подготовки. Например, различия между инженером в строительстве, в станкостроении и сталелитейной промышленности. Ребята выполняют задания и знакомятся с будущим обучением и работой. Также ежедневно проводятся наши интерактивные мероприятия – деловые игры, квесты, мастер-классы – направленные на профориентацию и развитие универсальных компетенций. Завершается день обязательной обратной связью. Мы проговариваем основные события и учимся делать выводы.
Участники делятся на группы по восемь человек по возрасту. У каждой группы – свой куратор. У разных групп разные задания по профориентации. Одиннадцатиклассников интересуют вступительные экзамены, особенности кафедр, специфические требования. Ребятам помладше нужные более общие сведения. С каждым участником мы играем в игру на самоопределение, чтобы он осознал свои желания и правильнее выбрал вуз. Одним важно, чтобы учебу можно было совмещать со стажировками. Другим важны студенческая жизнь и социальная активность. Исходя из этого, можно подобрать оптимальный вариант.
— Какую обратную связь вы получаете от ребят? Многие ли после вашего курса понимают, что нужно поступать не в тот вуз, в который они хотели изначально?
— Все строго индивидуально. Мы разработали собственную нелинейную программу профориентации. Наша задача — ответить каждому на все вопросы и помочь подняться на следующую ступень развития в этом направлении. К нам приходят ребята с разными запросами. Если ребенок уже выбрал специальность, то мы показываем ее в разных вузах и помогаем разобраться в тонкостях. Часть школьников приходит к нам, поняв, что им интересны точные науки, но не определившись с факультетом. Их мы стараемся заинтересовать и увлечь. Но есть и те, кто еще не решил: гуманитарий он или технарь. В этом случае мы больше работаем с самим ребенком и его интересами. С каждым участником мы определяем, на какой он стадии находится. Исходя из этого, мы создаем траекторию дальнейшего движения. Индивидуальную. Все дети идут по одной программе, но мы делаем так, чтобы они развивались по тем блокам, которые им нужны.
Ребята делают разные выводы. После программы они выходят с пониманием, что им нравится. Во время обратной связи мы призываем детей рассказывать все: понравилось им что-то или нет, хотели бы они продолжать развиваться в выбранной области или нет. Бывает такое, что детям день очень понравился, но это «не их». Тогда мы начинаем разбираться, что же «твое, другое». Есть ребята, которые шли на техническую специальность, но поняли, что они гуманитарии. И появилось осознание, что же нужно, что важно.
— В программе раскрываются ли недостатки вузов, которые, безусловно, есть везде? Или, как и на Дне открытых дверей, каждый университет говорит, что он лучший?
— Наша главная задача — показать все как есть. Для каждого картина очень субъективна и зависит от индивидуальных потребностей. Когда мы создавали программу, мы сообщили сотрудникам вузов, что будем собирать по ним обратную связь от наших ребят и предоставлять им. Это важно и для самих университетов, и для нас, и для ребят. Также мы сразу договорились, что показываем все как есть и ничего не скрываем – слишком большая ответственность. Речь идет о выборе работы и профессии, а не о развлечении.
Все минусы обсуждаются и проговариваются на обратной связи в конце каждого дня. Но опыт показывает, что они строго индивидуальны. Одним не нравятся преподаватели, другим столовая, третьим гардеробщица кажется неприветливой. Был случай, когда после презентации ребенок решил, что в этот вуз невозможно поступить (высокие проходные баллы и большой конкурс), куратор помог понять, что это не так.
— Каким образом вы отбираете и готовите кураторов?
— Школа кураторов проводится три раза в год. Их работа не сводится к работе обычных вожатых, поэтому большинство – это студенты магистратуры, получившие психологическое или социологическое образование, либо те, кто уже закончил обучение и работает с детьми.
Сама школа – это трехдневный интенсив, на котором мы рассказываем о наших принципах и работе, объясняем, что куратор играет огромную роль в проекте. Мы учим их проводить деловые игры, тренинги и прочие интерактивы для детей. Также они знакомятся с вузами, они должны знать и ориентироваться в них от парадных дверей до закоулков.
Мы обсуждаем социально-психологические аспекты работы куратора, потому что, прежде всего, это серьезная работа со школьниками. Она подразумевает умение воздействовать на мотивацию школьников, создавать близкий контакт и доверительные отношения, чтобы детям было комфортно и понятно. Для этого у нас тоже есть блок игр и тренингов, которые мы проводим с кураторами. Моделируем различные ситуации, бывают проблемные дети, бывают нестандартные и интересные случаи. За эти три дня стараемся создать минисмену, на которой проиграются все возможные ситуации, чтобы потом не было никакого сложностей.
— Есть ли в проекте развлекательная программа, не связанная с деловыми играми, профориентацией?
— Наша задача — сделать образование увлекательным. Блок интерактивов подразумевает погружение в интересной, игровой атмосфере в те моменты, которые должны быть нами пройдены и изучены. Они проходят как бизнес-деловые игры, носят также и развлекательный характер, но это не основная цель.
— Шесть вузов за шесть дней – внушительная информационная нагрузка. Не бывает случаев, когда ребенок после программы только сильнее запутывается в выборе вуза?
— Работаем над тем, чтобы такого не было. Тут важна работа куратора и обратная связь, во время которой участник программы высказывается, а мы структурируем полученную информацию. Мы не имеем права отправить ребенка домой, не разобрав с ним все аспекты и не ответив на вопросы. Таких случаев не было, надеемся, что не будет, но это уже от нашей работы зависит.
— Каким детям подходит ваш проект и каких детей вы ждете?
— К нам приходят и те, кого отправили родители, и те, кто сам хочет определиться и понять, куда же поступать. Мы готовы работать со всеми и создаем атмосферу сплоченности и доверия, ведь им еще неделю существовать вместе. Кураторы всячески доносят информацию о том, что те, кто выберет одинаковые направления, еще не раз пересекутся на Днях открытых дверей, курсах, олимпиадах, при поступлении, на первых курсах.
— Какую главную цель вы ставите перед собой как проект и лично вы как руководитель этого проекта?
— Как проект – помощь подрастающему поколению в осознанном выборе профессии. Как руководитель – создание инструментов для этого. Создание команды, которая горела бы проектом и хотела бы дальше развивать его. Создание той группы школьников, которая шла бы с нами дальше. Мы ни в коем случае их не теряем, у нас создан большой календарь мероприятий в вузах, которые участвуют в нашей программе. Сейчас еще добавились гуманитарные вузы. Мы регулярно осуществляем рассылку по той базе детей, которые у нас были, говорим о предстоящих мероприятиях, сами их проводим. Дети не должны думать, что прошла эта неделя и мы про них забыли. Нет, мы их так же ведем, консультируем по вопросам, которые у них возникают во время поступления. Еще одна из наших задач – дальнейшее ведение тех участников, которые у нас были, и помощь им в самоопределении.
— Своих детей вы бы отправили в этот проект?
— Конечно!
Блиц-опрос:
— Главное достоинство нашей программы – это уникальный проект, которого нет больше нигде, сочетающий в себе погружение в жизнь вузов, постоянную проработку профориентации и индивидуальный подход к каждому.
— Главный недостаток нашего проекта — мы не можем пока что охватить всю Россию, так как у нас нет проживания. К нам приезжали ребята из разных городов, но они останавливались где-то вместе с родителями. Мы пока не планируем делать лагерь полного дня, лишь дневные смены. Но потом будем думать об этом.
— Ребенку, который первый раз к нам едет, стоит принять тот факт, что он сильно изменится за эту неделю, найдет ответы на многие вопросы и у него появятся новые вопросы.
— В будущем, через 5 лет, наш проект поможет тысячам детей осознанно выбрать профессию.
— Больше всего в нашем лагере вам запомнится насыщенная программа.
Если вам понравился лагерь «Университет мечты», забронируйте путевку прямо сейчас: