#LIFE_INCAMP

Какие навыки необходимы аниматорам и вожатым в 2021 году?

Творческое Объединение #ШАШНИКИ уже 11 год обучает вожатых, аниматоров и других специалистов для Edutainment лагерей. На наш взгляд за последние годы наша индустрия претерпела ряд изменений, например, 2020 год привнес новый формат — онлайн-лагерь. И даже в привычных офлайн-лагерях у организаторов появляются новые задачи и обновляются функциональные обязанности, что, конечно, требует приобретения дополнительных навыков. В этой статье мы с удовольствием делимся нашими мыслями о новых или обновленных навыках, которые будут необходимы вожатым и аниматорам в 2021 году, чтобы оставаться профессионалами.

Игротехнические навыки

Есть базовые навыки вожатого и аниматора и они по-прежнему актуальны! Однако, новой составляющей этого навыка является умение модифицировать игры. Например, знать айсберг игрового взаимодействия настолько, чтобы беспрепятственно переводить игры из одного формата в другой или из игр для двадцати детей делать игры для пятерых.

Навыки работы в концепции Edutainment

Лагеря меняются вместе со временем, сейчас появляется ценность образовательных программ лагерей, в которых сбалансированы и образовательный и развлекательный компоненты. А значит, вожатый и аниматор уже не только развлекают, но и обучают разным навыкам. Они являются проводниками в программе лагеря. Отрядные часы, свечки, мероприятия – все эти и другие форматы работы существуют в общей сюжетной линии и способствуют обучению необходимым навыкам, заложенным в программе.

Использование digital-инструментов

Поколение Z продвинуто в технологиях и специалистам лагерной сферы также необходимо использовать это в своей работе. Внедряйте в свою работу Kahoot!, Nearpod, Go noodle, Miro и другие digital — инструменты, покажите, как использовать их интересно и с пользой.

Работа в online–пространстве

Расширяем предыдущий навык. Теперь понятно, что делать с устройствами в привычном офлайн-лагере, а если лагерь частично или полностью онлайн? Комбинация онлайн и офлайн форматов может быть совершенно разной. В офлайн-лагере некоторые массовые мероприятия могут проходить через трансляцию в интернете (в целях противовирусной профилактики) или, наоборот, в онлайн-лагере на квестах, проходящих на улице, есть точки встреч участников. Современные вожатые и аниматоры должны гибко совмещать методы и трансформировать мероприятия из одного формата в другой.

Актерское мастерство

Вожатые и аниматоры знают о важности гиперболизации эмоций на сцене. Чтобы вас было слышно и видно, чтобы вам поверили, нужно подавать свои эмоции и энергию на 150%, тогда зрители усвоят желаемые 100%. В онлайне этот навык еще более необходим, ваши эмоции проходят тысячи километров по «проводам» и «пробивают» экраны ноутбуков и смартфонов. Нужно быть готовыми к тому, что придётся работать на все 250%, чтобы зрители усвоили те же 100%, что и в офлайне.

Понимание возрастных потребностей детей

Любое взаимодействие вожатого или аниматора с детьми основывается на знаниях возрастной психологии и знании потребностей каждого возраста, без знания данной структуры и в целом без знания возрастных потребностей, вожатый может не достичь желаемой цели взаимодействия или не понять, что нужно его отряду именно сейчас. Важно знать, что в определенном возрасте ребенку нужно больше активности или почувствовать себя «взрослым», а в другом возрасте ему важнее контакт с противоположным полом. В онлайне ситуация осложняется тем, что непосредственного контакта с ребенком нет, нет возможности зайти с ним в комнату и поговорить о его чувствах или просто обнять его. Зато есть другие инструменты, которые помогут восполнить необходимое, например, использовать интерактивы в общих чатах, каналах и сообществах, разговаривать по видеосвязи, или создать доску на Padlet с возможностью выразить благодарности.

«Мультискиллы»

Хорошо, когда вы обладаете не только всеми необходимыми навыками вожатого или аниматора, но и можете создать классную афишу, побыть DJ на мероприятии, оформить сцену или сделать интересный контент. Универсализм организатора лагеря является важным конкурентным преимуществом. Этому важно и можно учиться. Мы на программе «Школа Аниматора: Лагерь» помимо трех основных блоков: психология, игротехника и актерское мастерство, устраиваем различные мастер-классы по оформлению, работе со звуком, сценарному мастерству и другие.

Высокая толерантность к неопределенности

Мы говорили выше, что нужно быть готовым безболезненно поменять формат или использовать телефоны детей в свою пользу, но с учетом текущей ситуации даже этого может быть мало. Лагерная смена может в любой момент перенестись или отмениться совсем и вам нужно быть готовыми помочь детям адаптироваться к сложившейся ситуации. Если смена не перенеслась во времени, а лишь поменяла формат, важно быстро перестроиться и сделать качественный визуально материал для участников смены, подготовить игры для онлайн-чата и различные совместные занятия, подходящие под формат и концепцию смены. Удобнее всего это сделать тогда, когда вся смена разработана заранее, прописаны все сценарии, подготовлены все материалы.

Умение учиться всю жизнь

Пройти школу вожатых один раз – недостаточно. Чтобы оставаться на волне, необходимо постоянно прокачивать свои навыки. Например, после обучения базовым навыкам вожатого и аниматора, можно пройти повышение квалификации по игротехнике или разработке сценариев и углубиться в эти сферы. Если сейчас нет времени или возможности проходить другие программы, то можно читать статьи, послушать вебинары или принять участие в круглых столах на интересующие вас темы. Таким образом, можно углубить свои знания в области базовых навыков или узнать что-то новое.

Важные моменты

Последний пункт будет не совсем про навыки, а про очень важные моменты, которые сделают вожатых и аниматоров более востребованными на рынке труда.

  1. И первый подпункт – это практика. Как и в любой другой сфере, работодатели ищут молодых и активных ребят…С ОПЫТОМ! В приоритете будет вожатый или аниматор, который уже проводил мероприятия или работал с детьми. Например, на наших программах мы не даём обычных лекций, а специально разрабатываем практикоориентированные тренинги, также на программе «Школа Аниматора: Лагерь» есть дополнительная практика. Ближе к середине программы участники в проектных группах прописывают и реализуют самостоятельно мероприятие для детей, а в конце программы мы устраиваем день Лагерного марафона, который состоит из мероприятий разного формата.
  2. Второй подпункт – документы. Помимо медкнижки, работодатели все чаще требуют предоставить сертификат государственного образца с присвоением квалификации «Вожатый», а в скором времени и вовсе без этого документа поехать работать в лагерь будет невозможно. Сертификат дает гарантию, что вожатый или аниматор профессионал, и при обучении получил все необходимые для этого навыки и теперь может работать с детьми. Поэтому, рекомендуем позаботиться об этом заранее.

Любой профессионал должен обновлять и развивать свои навыки, следить за трендами и ситуацией в мире. Мы поделились с вами теми изменениями, которые заметили мы и уже адаптировали в наши образовательные программы и проекты. Пишите в комментариях, что заметили вы сами, нам будет очень интересно почитать ваши наблюдения!

Другие полезные статьи в нашем блоге