#LIFE_INCAMP

Юная гонщица Ирина Сидоркова о гоночном спорте в России и том, как мультфильм может изменить всю жизнь

В рамках проекта «Профессионалы о профессиях» мы пообщались с очаровательной российской пилотессой Academy Rally Junior Ириной Сидорковой и постарались разузнать, в чем таится секрет успеха будущего гонщика и с чего стоит начать свою карьеру.

Когда начинаешь общаться с Ириной, моментально забываешь, что этой воспитанной и взрослой девушке всего 12 лет, настолько серьезно и основательно она ко всему подходит. Но затем на глаза попадается внушительный список ее наград и титулов: Чемпион Эстонии — 2012 (класс: юниоры),  Призер этапов Первенства Финляндии и Серии Ротакс в России, финалист мировой серии WSK, участник Ралли Мастерс Шоу — 2015, победитель и призер различных коммерческих стартов и кубков — и ты совершенно не понимаешь, как в таком юном возрасте девушка может добиться столь значительных успехов в традиционно мужском виде спорта.

Ирина живет в Петрозаводске и  учится в школе. С 6 лет она занимается картингом, мечтает стать чемпионкой Формулы-1, а последнее время еще задумалась и об участии в ралли.

— Ирина, добрый день! Расскажи, пожалуйста, какое из своих достижений ты считаешь самым главным?

— У меня несколько таких. Главное достижение – это самый первый подиум, я тогда заняла третье место в Эстонии. Второе – это мой первый подиум в России.  Я его очень долго ждала!

— Как ты пришла  в гонки и картинг?

— Во всем, если честно, виноват Дисней, который  выпустил мультфильм «Тачки», после которого я сказала папе, что тоже хочу участвовать в гонках. Папа ответил: «Хорошо, давай попробуем».

Мы тут же начали искать картодром и… ничего не нашли. Вернее, мы приехали на заброшенный картодром, на котором, как нам сказали, раньше тренировался очень известный гонщик  Формулы-1 Кими Райкконен, но эта площадка была в не рабочем состоянии. На ней нельзя было тренироваться из-за неровного покрытия, картинг пришлось отложить.

Но буквально через полгода папа сам съездил и нашел еще один картодром. Я села, проехала. И тренер, который там был, сказал, что нужно заниматься. Я начала заниматься.

— Сколько часов в день ты тренируешься?

— Я тренируюсь дома на специальном тренажере. Это руль, который подключается к Playstation,  и телевизор, на котором можно тренироваться в Gran Turismo Формулы-1. Через день я хожу в тренажерный зал. Ходила бы каждый день, но тренер запрещает, говорит, что перерывы полезны. Бегаю на дорожке, отжимания делаю, пресс. Также у нас дома висит груша, я ее бью каждый день. Обязательно делаю зарядку.

— Я правильно понимаю, что это 2-3 часа каких-либо тренировок каждый день?

— Да, может быть даже больше.

— А непосредственно на картодроме ты много тренируешься?

— Мы обычно тренируемся на моей машине на нашем заброшенном картодроме, где покрытие неровное. Но в данный момент у нас нет возможности, так как  нет колес. Колеса очень дорогие, мы не можем сейчас их себе позволить, поэтому приходится откладывать тренировки.

Но я правильно поняла, что гонщики должны себя поддерживать в  хорошей физической форме?

— Да, конечно. Это очень важно. К примеру, выступая в более взрослых классах, я уже начинаю понимать, зачем нужна физическая подготовка. Скорости увеличиваются, рулить все сложнее, находить нужную траекторию — тоже. В Формуле-1 трасса 40-50 кругов по 2-3 км каждый. Круг проезжается за почти 2  минуты. Два умножаем на 50, получаем 100. То есть: почти два часа нужно проехать на скорости 320-340 км/ч. Представьте, какая нагрузка! Нужно иметь хорошую физическую подготовку.  Или есть гонка Ле-Ман 24, которая длится 24 часа. Там, конечно, два пилота, но все же. В ралли тоже некоторые участки длятся до двух часов. Физическая подготовка очень важна в этом виде спорта.

— Ты сказала, что тренер увидел твой первый прокат и сразу же сказал, что тебе нужно тренироваться.  То есть: у гонщика есть какие-то врожденные характеристики: скорость реакции, внимательность или это все тренируется?

— Это все тренируется. Для первого раза, как мне сказали, я проехала достаточно хорошо и быстро, но все можно набрать с опытом.

— С какого возраста уже можно и лучше начинать заниматься гонками, чтобы добиться успеха? Есть ли какие-то ограничения?

— Думаю, что нет, но ведь каждый год – это занятия, опыт. Я пришла в гонки в 6 лет, и уже 6 лет занимаюсь картингом. Но точно сказать не могу, это, скорее, рекомендация: если хочется заниматься профессионально, то лучше прийти пораньше.

— В гонках чаще всего ты соревнуешься с мальчиками. Как они к этому относятся? Не считают, что ты заранее проиграешь, раз ты девочка?

— На самом деле мы все очень хорошо дружим. В гонке эта дружба даже чуть-чуть сохраняется. Но гонка – это гонка. Мы там не друзья, а соперники.

— Долгим ли был твой путь от первой поездки на картинге до первых побед? Тяжело ли было? Или ты молодое дарование, у которого все отлично получается.

— Я занимаюсь этим уже 6 лет. И не всегда все получается  с первого раза. Но это нормально, потому что если не получилось, то это значит, что ты чему-то научился, и в следующий раз уже не совершишь эту ошибку. А так… Конечно же, я долго тренировалась, долго ехала в середине. И только с опытом и течением времени начались и подиумы, и победы. Когда натренировалась, тогда стало уже проще.

— Насколько опасен этот вид спорта? Бытует мнение, к сожалению, отчасти подкрепленное статистикой, что гонщик может погибнуть или получить серьезную травму в ходе заезда. Что говорит об этом твой опыт?

— Если честно, у меня тоже были аварии, когда карт переворачивался. Со стороны это выглядит ужасно, но на самом деле со мной ничего не случилось. Только синяк на локте. И все это благодаря защите, которая обязательно должны присутствовать на каждом выезде, даже тренировочном. Шлем, защита шеи, ребер. В ту аварию, когда я перевернулась и вылетела из карта, если бы не защита, то могло бы все кончиться не очень хорошо. Так что в картинге все специально придумано, и если сам не делаешь глупостей, то защита поможет.

— Что самое приятное и самое сложное в профессии гонщика?

— Для меня самое приятное – это то, что я просто еду и могу участвовать в соревнованиях, что я вообще сижу на рулем. Самое сложное – это, когда что-то не получается, начинает казаться, что все… пора бросать. Но я стараюсь так себя не настраивать. Я говорю себе, что это временно… Поэтому самое сложное – это в случае неудачи убедить себя в том, что это просто тренировки,  мы еще тренируемся и победы еще впереди.

— Как тебе кажется, добилась ли  ты уже всего, чего хотела? Или у тебя есть какая-то профессиональная мечта?

— Ну, раньше, буквально пару лет назад я очень хотела в Формулу-1, мне не нужно было никакое ралли, мне нужна была только Формула-1. Но в этом году в 2015  Академия ралли, большое им спасибо, выдали мне машину Volkswagen Polo, чтобы я могла тренироваться зимой, летом, на грунте – везде. Это машина для ралли. И если честно, мне очень понравилось. Теперь я даже не знаю, куда я больше хочу: в Формулу-1 или ралли, так что…Где руль будет, туда и пойду. Главное, чтобы рулить, а там уже посмотрим. Я, конечно, хотела бы выиграть сезон в Формуле-1, стать чемпионкой. Если я попадаю в ралли, то я бы хотела выиграть WRC (World Rally Champ).

— А ты уже решила, что так или иначе всю оставшуюся жизнь ты посвятишь гонкам? Или на данный момент ты сомневаешься? Может, через два года тебе все надоест и ты поступишь в музыкальное училище.

Нет, мне очень нравятся гонки. Я стараюсь добиваться каких-то успехов. Хочу пойти дальше. Идти, идти и идти дальше… как можно дальше…

— Кем ты видишь себя через 5 лет при идеальном стечении обстоятельств?

— Через 5 лет мне будет уже 17, Формула-1 — с 18, поэтому, скорее всего, я бы хотела уже быть в Формуле-2, Формуле-3, GP-2, чтобы прорываться в Формулу-1. Наверное, в 17 лет пора будет прощаться с картингом. Переходить на новый уровень.

— Как ты считаешь, насколько развит данный вид спорта в России? И видишь ли ты перспективы своего развития и карьеры? Или возможно, придется уходить в иностранную команду и там выступать?

— Трудно сказать, потому что каждый год что-то меняется. И трудно заглянуть через 5 лет. Я думаю, что гонки сейчас начинают набирать популярность. Вот наш российский пилот появился в Формуле-1, в Сочи построили трассу. Люди начинают об этом узнавать, им становится интересно, и я думаю, что через 5 лет все уже окончательно будут в курсе.

— Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным в этой области?

— Во-первых, нужно быть уверенным в себе человеком и, во-вторых, нужно уметь думать. Потому что по глупости можно много чего натворить, а в гонках нужно уметь выдерживать напряжение, когда, к примеру, на какой-то трассе  долго не получается и не получается. Все-конец! Хоть что делай. Не нужно в этот момент психовать, нервничать. Нужно просто узнать, в чем проблема. Скорее всего, проблема в тебе самом. Нужно пойти изучить трассу. Это и есть самое важное качество. Сдержанность и ум.

— Что бы ты посоветовала будущим гонщикам? С чего начать, если есть интерес  к этому виду спорта?

— Начинать нужно, конечно, с секции. Я начинала с прокатных картов, не сразу пересела на «боевой». И сразу хочу сказать, что не нужно опускать руки, если что-то не получится. Так как получить все и сразу невозможно. Не нужно расстраиваться, надо тренироваться. Стараться еще больше. Нужно соблюдать все правила и тогда все получится.

— Несколько слов на прощание нашим читателям

— Гонки – это очень большой драйв, это скорость, это большие автомобили. Но самое главное, никогда не сдавайтесь. Бывают разные ситуации: финансы, другие трудности, нет возможности тренироваться, но не опускайте руки. При правильном подходе все получится!

Автор текста: Ирина Замотина.