Подросток испытывает непреодолимый страх перед вопросом «На кого ты пойдёшь учиться?». При этом, не имея на него осознанного ответа, вынужденно сталкивается с ещё одной непростой задачей — работой с ожиданиями. Однако это не его личные ожидания от желаемой профессии, а всех тех людей, которые так или иначе окружают его. Часто противоречащие друг другу: мнение родителей, друзей, учителей, которые точно знают, кем ему необходимо стать в будущем, усложняют ситуацию выбора.
Папа хочет от своего ребёнка продолжения династии юристов. Мама с раннего детства видит в нем инженера. Учитывая то, что подросток в принципе находится в стадии отрицания (возраст такой), то чем больше родитель настаивает на своём, тем ярче проявляется нежелание считаться с предлагаемым мнением.
Если старшеклассник хорошо пишет сочинения, то учитель по русскому и литературе считает своим долгом при каждом удобном случае говорить, что он прирожденный журналист. Говорить публично. При всём классе. Что также влечёт за собой либо отрицание, либо (если отношения с учителем хорошие), то желание соответствовать его ожиданиям.
Также присоединяются и друзья, которые зовут вместе поучиться на менеджера, до конца не понимая, чем им предстоит заниматься в данной профессиональной деятельности. Этот выбор «за компанию», может сыграть с ребёнком злую шутку.
Все эти предлагаемые варианты смешиваются в голове в кашу, которая подкрепляется страхом необходимости сделать выбор, и вместо того, чтобы начать осознанно выбирать, подросток вынужден ещё и бороться с чужими ожиданиями и желаниями относительно его дальнейшей жизни.
Он может пойти по одному из предлагаемых путей, поскольку своего он так и не нашел. Но действительно ли он этого хочет? Будет ли он счастлив, от того, что выбрал профессию, которую определил для него кто-то другой? Есть ли у него внутреннее желание заниматься этим делом?
Результаты такого выбора легко найти в существующей статистике — из 10 поступающих в университет первокурсников, только 6 заканчивают университет. Из 6 оставшихся только трое работают по специальности. Изначально выбирая не то, чем хотелось бы заниматься, вероятность того, что этот путь будет брошен на половине слишком велика. Это всего лишь дело времени.
Если вы понимаете, что выбор вашего ребенка делается неосознанно, то настало время предлагать ему не свои собственные ожидания, а реальные инструменты для осознанного выбора.
Выбор профессии глазами старшеклассника. Часть 3 — Что делать?
Автор статьи:
Мария Косинец, руководитель проектов Национального центра профессиональной ориентации, организатор профориентационного лагеря «Университет мечты» и курса по самоопределению «Архитектура человека»
Забронируйте путевку на Профориентационный проект «Университет Мечты»: