Директор подмосковного лагеря «Рома-camp» Александр Божко рассказал incamp.ru о страхах начинающего вожатого.
— Волноваться перед своей первой сменой — это нормально? Все ли начинающие вожатые волнуются?
— Небольшое волнение нормально, как и перед любым начинанием. Но волнение не должно отражаться на работе, его не должны видеть дети и родители. Наверняка, есть люди, которые не волновались перед своей первой сменой, но волнение – это показатель ответственности, знак того, что работа важна, а это самое главное.
— Какие самые распространенные страхи вожатых и что с каждым из них делать?
— Один из главных страхов, который встречается у новичков, звучит примерно так: «Дети меня не будут слушать, не будут воспринимать как вожатого». Чтобы с ним справиться, его стоит переформулировать: «Я не буду интересен детям», — и подумать, чем ты можешь быть интересен, найти игры на все случаи жизни, подготовить программу, освоить новые навыки.
— Какие самые распространенные ошибки новичков?
— Очень часто даже выпускники ШВМ, попав в лагерь к настоящим детям, забывают все, чему их учили, и теряются. Занятия в школе казались им далекой от реальности теорией (хотя они основаны на опыте старших коллег), они их быстренько забыли и теперь не понимают, как взаимодействовать с детьми.
Еще, среди новеньких много «вожатых-пастухов» — тех, кто устал за первый день от игр с детьми и на второй просто «выгуливает» отряд на детской площадке, сидя рядом на скамейке. Такое поведение к вожатской работе не относится.
— Расскажите, пожалуйста, о своем опыте. Какие ошибки были у вас?
— Не доверял руководству, хотелось старший отряд, а мне дали один из младших. Руководство тогда не ошиблось, потом через 10 лет я с удовольствием работал с младшими детьми. Сейчас, когда распределяю вожатых на отряды, уже сам заранее вижу с каким возрастом вожатому будет комфортнее и стараюсь настоять на своем.
— Чего точно не стоит делать вожатому?
— Не стоит завоевывать дешевый авторитет, не стоит нарушать правила, установленные руководством ради того, чтобы понравиться детям. Соблюдайте единые педагогические требования с коллегами, тогда работать будет комфортно всем.
— Вы могли бы исходя из своего опыта, сформулировать несколько принципов, которым стоит придерживаться любому вожатому?
- Не нарушай единые педагогические требования.
- Работай в команде с напарником, другими вожатыми, руководством и всем персоналом лагеря.
- Не показывай детям свое плохое настроение.
- Будь примером.
— В жизни любого новичка наступает момент, когда кажется, что ничего не получается и все валится из рук. Что делать в этом момент и где искать поддержку?
— Первое, где вожатый должен искать поддержку, – у напарника. Это самый важный человек для вожатого в лагере. От взаимодействия с ним зависит успех смены и психологическое состояние вожатого. Отношение с напарником надо начинать выстраивать еще до начала смены и поддерживать все дни. Если ищешь поддержку где-то в другом месте, значит, не все ладно в отряде. Второе — это руководство, хороший старший вожатый должен быть добрым помощником и мудрым советчиком для своих вожатых.
Как старшему вожатому работать с эмоциональным выгоранием команды?
— Что делать, если меня не слушаются дети и они мной руководят?
— Вопрос, когда это чувство возникло. Если в первый день, то это плохо, но все еще можно исправить. Чуть больше уверенности, твердости в голосе, дети очень хорошо чувствуют состояние взрослого и никогда не пойдут за неуверенным в себе человеком. Если же ощущение неуверенности и отсутствия контроля пришло в середине смены, то скорее всего был упущен организационный период, и теперь придется приложить больше усилий, чтобы исправить ситуацию. Но все возможно.
К сожалению, очень часто вижу картину: вожатый-новичок в первые дни пытается быть другом детей, старается быть мягким, понимающим. Постепенно отряд чувствует вседозволенность и перестает слушаться. В этот момент даже самую интересную игру или дело донести до детей становится невозможно. Молодой вожатый срывается и становится злым и необоснованно строгим, часто кричит на ребят. Необходимо найти тонкую грань, надо быть добрым, но требовательным, любить свой отряд, но быть справедливым.
— Несколько слов на прощание.
— Желаю всем вожатым сил и терпения. Помните: вы едете в лагерь из большой любви к детям. И будьте готовы к тому, что представление о них к концу смены у вас сильно изменится.
Биографическая справка:
Александр Божко получил психологические образование и имеет огромный педагогический опыт. Он работает в детских лагерях отдыха с 2005 года и прошел все ступени: вожатый-кружковод, старший вожатый, художественный руководитель, начальник лагеря, руководитель программ, смен в Подмосковье.
Он создал авторскую модель Школы вожатского мастерства, с помощью которой уже подготовлено более трех тысяч вожатых для лагерей по всей России. Также Александр Николаевич участвовал в организации Олимпиады в Сочи и был руководителем персонала на объекте.
Если вы хотите поехать в лагерь «Рома-camp», которым руководит Александр, забронируйте путевку прямо сейчас: