Чубакин Владимир Вячеславович — педагог-новатор – автор педагогики созидания и сотрудничества, соавтор Лагеря Хороших Привычек, коуч–психолог школы А. Плигина «НЛП в образовании» рассказал о себе и своей профессиональной деятельности в своем интервью.
-Расскажите подробнее о себе
Я участвовал в разработке санитарных норм для палаточных лагерей.
Написал экспертную статью о безопасности в палаточном лагере в журнале «Безопасность индустрии туризма».
Номинант «Книги славы и достижений Раменского района Московской области 2018».
Участник президентского гранта.
Автор книги «Как выбрать лагерь».
Автор курса для родителей «Стань коучем для своего ребенка».
Автор курса для детей «Менеджер своего счастья».
Автор спец. курса для вожатых «Педагогика Созидания и сотрудничества в детском оздоровительном учреждении».
Десятки грамот от образовательных учреждений, администрации города Лыткарино.
Отец четверых успешных детей. «Сапожник с сапогами».
— Как создавался Ваш проект?
История проекта Лагерь «Чайка «Новая Цивилизация» появилась давно в 1995 году, когда я познакомился с Жоховой Мариной – режиссер и методист нашего лагеря, моя жена. Замечательный творческий человек, работающий с колоссальной самоотдачей. Нас тогда не устроило, что в лагере из 15 отрядов реально работало только 3 отряда. Девяностые годы… Дети и спиртное пили, и курили, и уходили из лагеря, все было. Мы решили изменить ситуацию. Много учились, работали, мечтали, и в 2004 году наша мечта получила воплощение в лагере «Чайка «Новая цивилизация». Учредители ООО «Старатели» поверили в наши идеи и поддержали проект, так он стал развиваться. В нашем проекте ребенок стал главной фигурой. Впоследствии родители назвали нас лагерем хороших привычек, а мы поняли, что создали целую систему. Многие нашу систему применяют и дома в семье. На самом старте мы поставили себе очень сложную задачу: внутренняя позитивная мотивация ребенка. Кто в теме, понимают, как это интересно и сложно. Как надо отвыкать от стереотипов авторитарной педагогики, наказания и пугания детей. Но мы справились. И для детей это было тоже жесткое испытание, они плакали и просили их поругать. А мы просто брали пример с Сухомлинского, Амонашвили и Макаренко – любить детей. Сейчас уже смешно и весело это вспоминать, а тогда у нас планерки были до утра. Рождалась новая система воспитания у нас в головах. Это коротко. Есть у меня целая статья на 5 листов про зарождение идеи. Сейчас наш лагерь — это воспитательная система, у нас много поклонников, отзывов, рекомендаций, грамот, статей и видеосюжетов.
Главным же достижением мы считаем то, что система «Педагогики Созидания и Сотрудничества» работает и в лагере, и в семье. Нам удалось исправить старую русскую поговорку «Сапожник без сапог» и то, что нас благодарят после каждой смены и родители, и дети. Что в родительский день нам уже более 100 раз удавалось удивить родителей результатом и получить эффект «ВАУ». Это все можно увидеть своими глазами на родительском дне или на нашем канале ютюб.
— В чем основные особенности лагеря?
Первая особенность – это коуч программа и своя система «Проведение совместных проектов с детьми» . Все продуманно до мелочей, почти каждая секунда. Учителя меня поймут. Это как открытый урок в школе. Лучшее обучение, когда ученик готов и жаждет воспринимать информацию, это и есть коуч. Сначала желание, потом информация, потом пример, а потом действие. Дети это воспринимают как «Я просто живу», а родители через 14 дней, как «ВАУ! Что вы с ними сделали!»
Вторая особенность – это гармония во всем. Мы обращаем внимание на развитие тела, разума и души ребенка. Мы принимаем взвешенные решения на общем совете детей и взрослых. В принятии решения учитываем взгляд разных поколений, полов и типов личности. И т. д.
В двух словах объяснить не получится. Я провожу вебинар на эту тему.
Мы сочетаем развитие и отдых. Дети сами себя развлекают, если можно это так назвать. Мы помогаем, вдохновляем и поддерживаем.
Третья наша особенность – это самый комфортный палаточный лагерь на территории РФ. Это нам сказали на одном из центральных каналов ТВ, когда мы их спросили, почему они приехали снимать именно наш лагерь.
Четвертая особенность — это палатки! Это очень круто! Не надо их бояться. Главное правильно собрать снаряжение. Остальное мы сделаем. У нас огромный опыт. Наши родные дети такие же диванные, как и ваши. Мы не моржи и не спим на снегу весь год. Только в палаточном лагере можно быть по-настоящему самостоятельным, дети всю жизнь к этому стремятся, а взрослые их ограничивают в этом. У нас есть со-управление детей и взрослых. Дети реально управляют лагерем вместе с нами. Только палаточный лагерь может себе это позволить. Я понимаю, о чем говорю. Это правда. У нас есть программы и в стационарном лагере в корпусах, там мы реализуем другие задачи, например, максимального творчества – спектакль за пять дней, да такой, что продаем билеты местному населению, и в зале нет свободных мест. Но палатки – это навыки самостоятельности и понимания всех процессов управления, ни один другой лагерь, кроме палаточного, этого сделать не сможет.
-Чему может научиться ребенок в Вашем лагере? Какие навыки увезти с собой?
Эрудиция по теме смены. Софт скиллс – это то, что составляет 80% успеха в жизни и осознанно мало кем дается. Скиллс – это навыки, а навыки нужно отрабатывать. Психологи утверждают, что для этого действие надо повторить 1000 раз. Дети у нас в лагере делают это, на замечая. Потому что это встроено в жизнь, в программу. Кому из родителей это интересно, могу рассказать подробно.
Мы вырабатываем более 30 навыков осознанно и еще множество неосознанно.
Чтобы было понятно, давайте назову пять основных скилов по мнению современных ученых: дивергентное мышление (решения всех задач или проблем не существует). Это такое творческое мышление с дерзновением. Я все смогу. И даже интересно.
Работа в команде. Один человек сегодня не может реализовать ни один серьезный проект.
Коммуникация – общение, презентация, публичные выступления. Навык создавать связи, умение нравиться, хвалить, критиковать, решать конфликты выиграл / выиграл.
Навык все время учиться, быстро, сконцентрировавшись, под задачу и обстоятельства. Понимать других, а потом уже быть понятым, эмпатия.
Целеустремленность. Навык правильно ставить цели и достигать их. Навык управление всем – собой, эмоциями, проектами, людьми, процессам… В режиме дня описания лагеря еще много навыков можно найти. Посмотрите.
— Как строится режим отдыха? Какие основные активности и мероприятия?
Дети не хотят «отдыхать» в нашем лагере в привычном смысле этого слова для взрослых. Они приезжают как можно больше всего успеть. Они просят продлить день и смену. Нормальный, живой, здоровый ребенок стремится и познает, экспериментирует и все время что-то хочет, ищет и доказывает. А если ребенок хочет коктейль, шезлонг и всё в номер, то он уже пенсионер. Поэтому наш режим дня и смены насыщен и подробно описан в разделе режим дня. Скажу, что у детей нет свободного времени, но есть время, которое они планируют для себя. Все, что они хотят, они успевают и делают.
Самостоятельный выбор у детей есть, но он подчинен коллективу, команде. Мы приветствуем инициативу и свое аргументированное мнение, но в конечном итоге, надо найти третье решение – чтобы были согласны все в принятии решения. Поймите меня правильно, если я хочу перейти дорогу на красный свет, то это самостоятельный выбор. И если я хочу, чтобы мы все поиграли в волейбол, это тоже самостоятельный выбор. Реализовать свой самостоятельный выбор в коллективе, команде, вот задача, которую мы помогаем решить ребенку.
Активностей много, но это средство для тренировки навыков, а не самоцель. В каждой смене они могут быть разными или повторяться. Цель всех активностей, развивать навыки софт скиллс и как можно больше всего успеть за день, за счёт смены деятельности и достигнуть поставленной цели, чтобы поверить в себя и выработать или отработать личную стратегию успеха.
-Какую основную цель Вы ставите перед собой?
Я хочу помочь людям! Ребенок или взрослый сам творит свое настоящее и будущее. Сегодня все зависит от него, а не от обстоятельств, правительства, социального положения…
Когда человек, ребенок – это понимает, он начинает выбирать себе цель. После выбора цели, он становиться целеустремленным, и вырабатывает стратегию достижения — учится управлять процессами, собой, людьми, работать в команде, преодолевать, творить, придумывать. Он понимает, что все возможно. Верит в себя. Все хочет. Может отказаться от ненужного и сконцентрироваться. Сплошной драйв! Каждую смену нам удается зарядить несколько десятков детей на это, но мне этого мало, а хочу сотню, тысячу, десятки тысяч.
Представляете, если будет сотни, миллионы активных целеустремленных, здоровых, добрых людей, что будет!? Рай на земле. И не нужны никакие изменяющие сознания вещества. Эмоций и так выше крыши! И виртуальная реальность по сравнению с реальным творческим проектом, слабая копия. Но всех надо зажечь! Мне помогает моя команда и дети, которые приехали не первый раз тоже часть моей команды. Я хочу, чтобы у нас так всегда получалось, нам хватало сил и еще хочу расширения, больше таких лагерей.
-Как Вы отбираете педагогический персонал для лагеря?
Мы не отбираем педагогический персонал, мы его растим. Все наши педагоги – это бывшие дети лагеря. Это система личностного роста ребенка от «я приехал познакомиться» до «я помощник директора лагеря». Всего 10 ступеней личностного и карьерного роста.
-Почему из всего многообразия детских лагерей стоит выбрать именно Ваш?
Мы программный лагерь, где нет акции день без сигареты, день без телефона, день без.., все хорошие привычки у нас каждый день и круглосуточно. У детей нашего лагеря насыщенная жизнь «день за три». Дети после каждой смены и даже после каждого дня в лагере не устают говорить «спасибо, что я изменился», «мне это нравится», «я хочу еще». А после лагеря, когда им исполняется 18 – 30 лет, они пишут слова благодарности «Лагерь меня научил всему», и ждут, когда их дети подрастут, чтобы отдать их в надежные руки.
По сути мы не лагерь, а один отряд, коллектив, команда единомышленников из 50 человек детей и взрослых. Труд, творчество, драйв – вот характеристики лагеря.
Мы как VIP отель, набираем ровно по количеству запланированных мест, у нас их 40, и мы не поставим дополнительные кровати, чтобы больше заработать денег или на случай отказа клиента от путевки. 40 – потому, что ребенок главный, потому что качество, и реально индивидуальный подход. Мы специально не выигрываем тендеры.
Нам важно, чтобы родители и дети ехали в лагерь, осознанно выбирая программу, а не оптом, подешевле.
Такой подход позволяет нам гарантировать качество, подтверждённое отзывами.
Мы предлагаем не обучение и не развлечение, а развитие внутреннего мира ребенка. Кому это важно, тот понимает, что это первостепенная задача.
Мы профессионалы в этом вопросе, и у нас работают взрослые специалисты непосредственно в тесном контакте с детьми, а не студенты для закрытия практики.
Еще раз повторюсь, читайте или смотрите отзывы детей и родителей за 15 лет в соцсетях, на семьяру или в ютюбе, у нас весело и интересно. А на инкемпе мы первый год, поэтому здесь мало отзывов.
-Каким детям и родителям идеально подойдет ваш лагерь?
Всем, кто умеет читать, а не выбирает лагерь по самой низкой стоимости. Кто внимательно смотрит отзывы, читает программы, приезжает знакомиться, кто понимает, что если научить ребенка отдыхать, то он в жизни будет отдыхать, кто понимает, что детский отдых должен быть активным и полезным, что среда общения мощно формирует ребенка – с кем поведешься, от того и наберешься.
-Какой процент возвращений в лагерь?
От 50 – до 75 % детей возвращаются. Это необходимо для системы лагеря и для развития самого ребенка. Родители это понимают, а дети хотят. Сейчас модно посмотреть мир, это немного мешает. Но тот, кто уезжает сравнить наш лагерь с другим, присылают своих друзей по рекомендации других. И в конце концов говорят, что мы лучшие. Мы продаем много путевок по «сарафанному радио». И еще дети детей скоро поедут в наш лагерь. Вот это рекорд возвращаемости. Нашему лагерю просто как воздух нужны возвращения, так как эта система взращивания человека, это как школа, но школа навыков. Без регулярных программ навык затухает. И нам это важно. Поэтому мы стремимся к этому, чтобы возвратов было как можно больше. И дети, видя впереди идущих успешных наставников, возвращаются к нам вновь. У нас самые добрые вожатые, говорят нам дети. И это так. Завтра сегодняшние дети, тоже станут самыми добрыми вожатыми. Это традиция. В добро хочется возвращаться.
-Своих детей Вы бы отправили в ваш лагерь?
Они живут в лагере с самого рождения! У меня жена приехала из роддома на пятый день прямо в лагерь на работу, и мои дети становятся сначала «детьми полка», потом активными участниками, а потом и работниками лагеря.
БЛИЦ-ОПРОС:
- Главное достоинство лагеря – это развивающая среда, система, профессионализм.
- Главный недостаток лагеря — нет недостатков в лагерях, есть неправильный выбор, неосознанность выбора, выбор только по критерию «цена».
- Больше всего в лагере запомнится — ваш ребенок в родительский день! Вау!
Ребенку, который первый раз к нам едет, стоит собрать вещи по списку, почитать правила лагеря, написать мне, подружиться и ехать не в лагерь, а в семью к дяде Володе.
- Самый правдивый или веселый отзыв.
У нас их много. Давайте последний напишу:
«Я мечтаю, чтобы в будущем все лагеря были не развлекательными, а развивающими, развиваться интересно, весело и полезно. Чувство значимости, нужности, уверенности в своих силах, достижении цели, процесс дружбы в проекте — это круче коктейля, шезлонга, понтов и аниматоров».
- Цель нашего лагеря – вселять веру в себя, находить свой путь, гармонично двигаться по линии равновесия всю жизнь весело и оптимистично. Проблем не существует!
Если вам понравился лагерь «Чайка. Новая Цивилизация», забронируйте путевку прямо сейчас: