«Мой сын все время перескакивает с одного задания на другое. Никак не может сосредоточиться на одном. Сидим занимаемся, а он летает в облаках. И тут, как назло, то позвонит кто-то, то кошка рядом пробежит, то есть захочет, то еще куда. Задание с первого раза то ли не слышит, то ли не понимает: приходится объяснять по несколько раз. В итоге, с одним пунктом по полдня сидим. А ведь он такой не только со мной…» — не может понять, в чем дело одна мама.
***
А дело в том, что ребенку трудно сконцентрировать свое внимание на чем-то конкретном. Про таких людей еще говорят, что они летают в облаках. Точнее будет сказать, перепрыгивают с одного облака на другое.
Навык концентрации внимания полезен не только в детстве. От того, в какой степени он будет развит, зависят дальнейшие успехи в учебе, достижения в работе и, в целом, характер общения и повседневной жизни. Как же развивать это ценное умение – поможет разобраться экспертная группа команды incamp.ru.
Работу по развитию концентрации внимания начинают как можно раньше, чтобы не возникло проблем с запоминанием учебного материала у ребенка в школе. Существует ряд упражнений и специальных игр для этих целей. Сразу оговоримся: для достижения максимального эффекта они должны выполняться систематически. И пожалуйста, делайте все вместе с ребенком. Он должен чувствовать вашу поддержку. Кроме того, согласитесь: лучше ведь повторять за кем-то, чем делать то, что просто требуют. И по секрету: ваше внимание и спокойствие тоже не бесконечные, поэтому тренировка будет точно не лишней.
1. Любуемся точкой / игрушкой
Вы в комнате одни с ребенком. Повесьте на стену (желательно монотонную, чтобы ничто лишнее не отвлекало) лист бумаги, на ней вы предварительно нарисовали жирную точку. И смотрите на нее, не отводя взгляда, думайте о ней. Первое время ребенку, скорее всего, будет сложно, поэтому вы можете заменить лист на игрушку или рисунок. Время выполнения упражнения – от 3 до 20 минут.
2. Где что было?
Ребенок наблюдает за поставленными в ряд игрушками. Далее вы меняете их расположение и добавляете новую. Ребенок должен понять и сказать вам, что изменилось. Если все заметил правильно, вы добавляете еще по одной. Начинаете с трех игрушек, заканчиваете двадцатью. Не больше.
3. Что запомнил?
Перед ребенком выставляете несколько предметов: карандаш, фломастер, линейка, ластик. 3-5 секунд ребенку достаточно, чтобы запомнить их. Затем вы накрываете эти предметы покрывалом и просите ребенка вспомнить, что он видел и в каком порядке располагались предметы. Запомнил плохо – проделываете то же самое; назвал все верно – добавляйте по одной новой вещице. Предметы берете из одной группы или все разные — дело хозяйское.
4. Слон
Играем пальчиками рук: средний палец – это хобот, оставшиеся четыре – лапы слона. Ходим только ими, а хобот все время в воздухе. Попробуйте побегать. Кто быстрее, а кто медленнее? Можно даже устроить гонки слонов.
Эту пальчиковую игру можете разнообразить: устройте забег «многоножек» (всех пяти пальцев) либо «двуножек» (указательного и среднего).
5. Что изменилось?
Ребенок рисует любую картину. Затем вы дорисовываете в ней какой-либо элемент. Ребенок должен заметить, что именно изменилось в рисунке. Игру можно разнообразить на любой лад и играть даже с группой детей. Все дело в вашей фантазии.
6. Шапка-невидимка
Под шапку набираются различные предметы, в течение 3 секунд ребенок запоминает их, шапка «закрывается» — ребенок должен перечислить все спрятанное внутри.
7. Ищем буквы
Для игры нужны печатные буквы: любые тексты, газетные листы (либо одна страница в книге), а также карандаш или ручка. За 5 минут ребенок должен вычеркнуть все буквы «А» (указывается любая буква). Далее можно усложнить: найди и вычеркни 2 буквы, сочетания букв, зачеркивай по-разному и т.д.
8. Найди слова
Напишите слово, из которых можно составить другие слова. В этом и заключается задание для ребенка. Например: в слове «дорога» спрятаны слова «род», «рог», «гора», «дог», «ор» и т.д.
9. Все помню
Все слова относятся к одной теме. Объясним суть на примере городов. Первый игрок называет один город, второй – называет предыдущий и добавляет новое название и далее по кругу:
Москва
Москва, Санкт-Петербург
Москва, Санкт-Петербург, Тула
Москва, Санкт-Петербург, Тула, Нижний Новгород…
10. Перепутанные линии
Проследить взглядом перепутанные линии от начала до конца.
Развить концентрацию внимания и усидчивость у ребенка также помогут различные настольные игры, кроссворды, головоломки, танграм и т.п. А в качестве «наказания» за проигрыш можно ввести веселые штрафы, которые не вызовут обиду и оставят желание играть дальше. Предложите промяукать, прогавкать, прокукарекать, проскакать на одной ноге.
Этот список игр не окончательный, вы можете дополнить его либо адаптировать каждую игру на свой лад. И помните: в будущем мы будем иметь то, на что согласились в настоящем.