#LIFE_INCAMP

Театральные каникулы или Как стать настоящим «Артистом»

В июле 2015 года сотрудники incamp.ru приехали в гости в Детский лагерь искусств «Артист», чтобы ощутить невероятную атмосферу творчества, царящую в этом лагере. Вместе с ребятами мы очутились в «Древней Греции» с ее театром, гончарными мастерскими и  традиционными танцами, и спешим  рассказать вам о том, как это было.

1. Программа

Театр начинается с вешалки, а программа в Детском лагере искусств «Артист» начинается с какой-либо страны. Каждая смена посвящена одной из стран: Японии, Древней Греции, России, Индии. Это означает, что все мастер-классы, танцы, мероприятия и даже спектакль  на смене будут так или иначе связаны с выбранным государством.

Мастер-класс по гончарному искусству

К примеру, на «Древней Греции» ребята учились гончарному мастерству и сами создавали посуду на гончарном круге, затем обжигали и украшали ее традиционным орнаментом. Они изучали греческие танцы, историю древнегреческого театра и национального костюма, делали театральные маски и мечи.

На «японской» смене дети рисовали японские комиксы (манга), пробовали свои силы в стилях «суми-е» и «батик», участвовали в чайной церемонии и одевались в национальные костюмы и мн. др., а на «русской» — учились различным видам росписи (хохлома, городец, жостово), ткали коврики на древнерусском станке и играли на русских народных инструментах.

В ходе занятий ребята  раскрывают для себя незнакомую культуру, на практике понимают, в чем заключаются ее особенности и базовые элементы. В каком-то смысле мастер-классы можно назвать игровыми уроками по истории и культуре той или иной цивилизации. Дети вдохновляются творческими идеями прошлого, чтобы создать что-то новое в настоящем.

Все мастер-классы в лагере подчинены «жесткому» расписанию: у ребенка нет возможности единовременно выбрать между несколькими занятиями. Но вожатые стараются увлечь каждого той активностью, которая запланирована в расписании на день.

Помимо 1 мастер-класса, расписание каждого дня включает:

Несмотря на креативную направленность лагеря, создатели программы стараются смешивать творческие и спортивные мероприятия, чтобы у детей была возможность сменить занятие и отдохнуть.

Главная изюминка и кульминация всей смены — это настоящий спектакль с декорациями, костюмами и овациями в конце. Роли распределяются в начале смены в результате сложного кастинга,  и тут же на уроках актерского мастерства начинаются репетиции и тщательная подготовка. Постановка как бы завершает всю смену, поскольку в ней в том или ином виде проявляются все те знания и навыки, которые дети получили за две недели.

2. Условия

Лагерь расположен в Одинцовском районе Подмосковья и занимает часть территории пансионата Союза театральных деятелей «Звенигород». Пансионат предназначен для отдыха взрослых, но сюда приезжают люди преимущественно пожилого возраста. Вся территория охраняется ЧОП.

Ребята живут в нескольких одноэтажных корпусах в номерах по 2-3 человека. В каждом номере есть туалет, душевая кабина, большой шкаф и тумбочки.

Душ и туалет

Также в распоряжении ребят есть баскетбольная, волейбольная площадки, футбольное поле, настольный теннис, «костровое» место. Бассейна на территории нет, но дети ходят плавать в бассейн соседней базы.

В лагере 5-ти разовое питание в столовой пансионата. Также есть магазин, где можно купить мороженое и сладости.

Столовая

В лагере дети не сдают мобильные телефоны, но родителей просят звонить после 5 часов вечера, когда ребята не так загружены.

Но главное для будущих артистов: в пансионате есть  вместительный актовый зал с просторной, почти театральной сценой, на которой проходят все занятия актерским мастерством, театральные репетиции и, конечно же, отчетный спектакль для родителей.

3. Педсостав

В Детском лагере искусств «Артист» очень серьезное отношение к кадрам и к подготовке программы. На «греческой» смене преподаватель МГУ читал ребятам лекцию по страноведению, о древнегреческом театре рассказывал представитель Союза театральных деятелей, а  танцевальные мастер-классы вел хореограф из Греческого культурного центра при посольстве Греции.

На смене дети фотографировались в национальных греческих костюмах

Кроме того, все вожатые, которые по совместительству преподают различные творческие предметы (актерское мастерство, изготовление украшений и т. д.), имеют профильное образование. К примеру, Татьяна Шеставина — руководитель смен и преподаватель актерского мастерства — профессиональная актриса, Ольга Удалова — преподаватель прикладного мастерства, работает в Доме творчества и ведет  арт-кружки.

4. Интервью с Татьяной Шеставиной, руководителем смен и преподавателем актерского мастерства

Татьяна Шеставина, руководитель смен, педагог по актерскому мастерству

— Татьяна, расскажите, пожалуйста, чем ваш творческий лагерь  отличается от других и почему нужно поехать именно к вам?

— У нас есть две ключевые особенности. Первая — это глубокое погружение, приуроченное к конкретной стране. Все мастер-классы  и наполнение смены тесно связаны с тематикой. Вторая — это театральная постановка. В конце смены мы делаем полноценный спектакль, как настоящие артисты. Он длится примерно 40 минут.

— Кто пишет сценарий к спектаклю?

— Раньше сценарий писал педагог по актерскому мастерству, то есть: я. На «греческой» смене  было сложно подобрать материал, так как у нас 5 мальчиков и 22 девочки. Нужен был спектакль, где бы было много женских персонажей. Я взяла  три отрывка: 9 подвиг Геракла (Война с амазонками), пьеса Аристофана «Женщины в народном собрании» и «Прометей» — и объединила их в теме «Герой и подвиг». В пьесе мы рассуждали о том, кто такой герой, что значит совершить подвиг, что такое подвиг тогда и сейчас, кто герой, а кто — нет.

Но мы начали  репетировать спектакль, и он не пошел. Мы сели с ребятами и попробовали сочинить сами сценарий и получилось очень хорошо. На всех следующих сменах будем делать так же. При таком подходе каждый ребенок становится соавтором спектакля, относится трепетнее и репетирует его с большей охотой.

— А кто шьет костюмы и декорации к спектаклю?

— Костюмы  для каждого ребенка шьет педагог по прикладному творчеству. Декорации создаются при участии детей в рамках артцеха – времени, когда ребята не заняты на репетиции и мастер-классах. Они идут и помогают нам делать декорации.

Бассейн

— Какие дети к вам обычно приезжают? Воспитанники творческих школ?

— В основном, да. Обычно они еще едут с друзьями и родственниками. Есть, конечно, те, кого родители отправляют по принципу соотношения цены и условий, не задумываясь о программе. Но в основном – это творческие дети, которые знают, что творчество — не только развлечение, но еще и труд.

— Но были ли у вас случаи, когда кто-то попал к вам в лагерь случайно, не хотел заниматься творчеством, а потом раскрылся?

— Да, были. Но здесь конечно многое зависит от педагога. Мы сразу же стараемся таких ребят «подтолкнуть» поближе к сцене во всех смыслах. Пускай, сначала он вынесет стул на сцену, принесет декорацию, подаст реквизит, станцует в кордебалете. Главное, чтобы ушел первый страх сцены, а потом он видит, что у всех получается и начинает тянуться за другими ребятами. Прекрасно работает принцип: «А чем я хуже?» и «Все могут, и я смогу!»

Детское творчество

— Помогаете ли вы преодолевать страх сцены?

— Да, конечно. На занятиях по актерскому мастерству. К примеру, на этой базе мы все актерские занятия проводим на сцене, и им уже не страшно играть в спектакле.

— Видите ли вы изменения детей?

— Несомненно. Бывают  такие дети: приехал скромняга — скромнягой, а потом он играет Прометея. Подходят ко мне  счастливые родители и говорят, что не знают, что мы с ним сделали и как этого добились, но они не ожидали такого результата и  не представляли, что их ребенок на такое способен.

— Чему бы вы хотели научить своих детей?

— Не бояться. Страху — нет!  Умению преодолевать страхи: будь то сцены, будь то общения со сверстниками или взрослыми. Не надо бояться  высказать свое мнение по любому поводу. Мы хотим, чтобы они боролись и преодолевали страхи независимо от ситуации: сцена, магазин, общественный транспорт, школа и т.д. Многие из этих бытовых сценок проигрываются на занятиях актерским мастерством и дети учатся отстаивать свои интересы.

— Каким вы видите лагерь через 5 лет?

— Наверное, мне бы хотелось… В этом году мы впервые попробуем это реализовать.  Мы осенью снова собираем спектакль, играем на площадке в Москве и приглашаем на него представителей актерских агентств, режиссеров и тех знакомых, которые могут подтянуть людей, связанных с  творчеством. Чтобы они увидели наших ребят, заметили и куда-то пригласили. Наверное, через 5 лет мне бы хотелось, чтобы все режиссеры и актерские агентства звонили нам в лагерь и говорили, что хотят пригласить в проект именно наших «выпускников».

Детский лагерь искусств «Артист» — это уникальный творческий лагерь для детей, которым нравится танцевать, творить и играть в театре. Тематическая программа и глубокое погружение в традиции и историю помогает детям расширить кругозор и узнать множество любопытных подробностей о культуре другого государства. Ребенок, отдыхавший в этом лагере, уже никогда не назовет сиртаки традиционным греческим танцем и уж точно не перепутает древнегреческую вазу с египетской, ведь он вылепил и украсил ее своими руками.

Но главное, что может дать Детский лагерь искусств «Артист» вашему ребенку — это умение верить в себя, свои таланты и готовность смело идти навстречу всем жизненным преградам, а этот навык пригодится и артисту, и бизнесмену, и врачу, и любому будущему профессионалу.

Понравился лагерь? Забронируйте путевку бесплатно:

С героями беседовали: Екатерина Аверьянова и Ирина Замотина

Автор текста: Ирина Замотина