К специалисту, который помогает устранить дефекты речи, как правило, советуют идти после 5 лет, но многие мамы считают, что ели ребенок не умеет произносить некоторые буквы в 3-4 года, то это уже повод забить тревогу. Так кто же прав и когда все-таки нужно прийти за помощью, если у ребенка проблемы с речью? Команда incamp.ru знает ответ!
Развитие детской речи – очень важный момент в жизни каждого человека и самое главное, что вы должны знать: этот период нельзя упускать ни в коем случае. Ответственность за развитие речи без задержек лежит на родителях. Поскольку от своевременного обращения к грамотному специалисту будут зависеть успехи в школе и в целом в дальнейшей жизни. Печальный факт, с которым, к сожалению, все чаще сталкиваются учителя начальных классов: многие первоклассники имеют явные отклонения в речи, которые должны были заметить и вовремя предпринять мероприятия по их устранению именно родители.
Некоторые нарушения обусловлены индивидуальным строением коры мозга, который активно развивается именно у дошкольника. Однако не стоит терять надежду, если вы не получили помощь в срок, улучшение наступит, хоть и спустя другое, более долгое время. Запомните одно: детская речь развивается очень быстро, и ее нормы должны соответствовать определенному возрасту. Поэтому первый профилактический визит к логопеду лучше планировать на 1-2 года.
9 причин, когда следует обратиться к логопеду
- Младенец не гулит и не лепечет (нет «агы», «агу», «кхх»), нет беспрепятственных гласных звуков (а, о, у), повторяющихся слогов («ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «та-та-та», «бу-бу-бу»). Следует обратиться к неврологу и логопеду.
- В 2-3 года малыш все понимает, но сам при этом слова не повторяет, не говорит, больше мычит, объясняет на пальцах.
- В 4-5 лет искажает звуки («табатька», «кися», «тяйник»). На этот счет есть два объяснения: речевое нарушение либо привлечение внимания взрослых.
- Если ребенок искажает звуки (шепелявит, гнусавит) либо переставляет местами слоги, срочно к логопеду, поскольку это не решается по принципу «ай, да ладно, пройдет».
- Если в 3,5-4,5 года вместо г, к появляются д ,т либо их совсем нет.
- Бегом к логопеду, если в 4,5-5 лет ему тяжело даются свистящие, шипящие звуки – с, з, ш, ж, щ, ч, а также некоторые сонорные – л, ль, й.
- К 5-5,5 году ребенок затрудняется с произношением «коварных» р, рь.
- Поводом для визита к логопеду станет и то, что у первоклассника есть проблемы с письмом.
- Ребенок запинается, «разгоняется» во время разговора.
Это вам поможет!
- Станьте примером правильной речи.
- Разговаривайте с ребенком как можно больше, повторяйте по несколько раз одни и те же слова, меняя при этом их порядок: «Солнышко греет. Греет яркое солнышко. Яркие лучики греют землю. На земле растут красивые цветы. Смотри, какие яркие, красивые цветы! А какого они цвета? Цветочки красные. А вот голубые. А вот здесь желтые цветы. Красные, голубые, желтые цветы растут на земле…» Рассматривайте цветы на улице, в книге.
- Изучайте, включайте новые слова, но не перегружайте ребенка.
- Играйте в полезные звукоподражательные игры «Две утки крякают», «В лесу: аууу!» и т.п.
- Читайте книги. И не думайте, что ребенку надоедают одни и те же сказки. По возможности проигрывайте их по ролям, привлекайте свои игрушки, используйте пальчиковый театр.
- Расширяйте активный (произносит) и пассивный (понимает) словарь ребенка.
- Рисуйте, лепите, играйте с мелкими предметами — одним словом, уделите должное внимание мелкой моторике.
Будьте предельно внимательны к детям. Фраза «Мой ребенок не хочет / ленится говорить» может обернуться более серьезными проблемами, с которыми помогут справиться только специалисты.