#LIFE_INCAMP

Сколько раз в день можно звонить? Или «Отпуская — отпускай»

-Алло, это мама Саши Иванова, — слышу тревожный и даже раздражённый голос в трубке, — Вы знаете, я уже 2 часа не могу дозвониться до своего ребёнка! Что у вас там происходит? С ним всё в порядке? Наверное у него забрали телефон? Он наверное плачет?

Спокойно отвечаю:

-Не переживайте, Саша сейчас на программе в зале, у них интеллектуальная игра, а до этого был полдник, а до этого – Саша был в соляной пещере».

-Нет, раньше мы каждые 30 минут созванивались, а сейчас… Пусть срочно мне позвонит!

И такие звонки поступают ежедневно, да не по одному и даже не по 5. А это при всём при том, что на заезде проговаривается, что дети будут заняты, звонить будут 2 раза в день,  и что, если вдруг что-то с ребёнком случится, родители узнают об этом первыми. И, тем не менее, часто встречаются родители, которые эмоционально не готовы отпустить ребёнка,  тем самым портя отдых себе, ребёнку и администрации лагеря, которые добрую часть времени тратит на объяснения и поиск «потерянных» детей.

На самом деле, никто  в лагере потеряться не может физически, т.к. 99% времени ребёнок находится под присмотром взрослого: вожатого – в отряде, педагога дополнительного образования – на творческих студиях, спорт инструктора – на спортивной площадке, медика, методиста. За исключением случаев, когда ребёнок самовольно убегает за территорию.  Хотя и это представляется маловероятным, учитывая, что территория оснащена видеонаблюдением, круглосуточным контролем ЧОП и вожатыми, ежечасно пересчитывающими детей.  Если случается травма или серьёзный конфликт, о котором действительно стоит знать родителям, – звонок поступает в течение первых 15 минут.

Случайно как-то зашла на «мамский блог» и с ужасом прочитала запросы из серии «как вы отпускаете своих детей в лагерь? Я уже с ума схожу, мне снятся ужасы, как мой ребёнок потерялся в лесу, как на него напала змея» и всё в таком духе. А ведь многие из таких родителей, превозмогая свои страхи, отправляют-таки детей в лагерь, а потом ежедневно, ежеминутно им звонят или приезжают каждый день.

Мамочки, милые, это ваши страхи, и ваши тревоги! Естественно, если вы 5 раз в день говорите «котик, я по тебе так скучаю, а ты?» он тоже будет плакать и говорить, что скучает. И вы неосознанно подтвердите свои страхи, что ребёнку в лагере плохо. Так работает установка! Пострадаете несколько дней, заберёте ребёнка и будете писать «как же плохо в этих лагерях». Эгоистично, не правда ли? Лишать из-за своих демонов ребёнка общения и развития.

Но чтобы немного снять эмоциональное напряжение до и во время нахождения ребёнка в лагере, мы советуем вам следовать некоторым рекомендациям.

  1. Беспристрастно и «со стороны» оцените готовность себя и ребёнка, прежде, чем принять решение о покупке путёвки в лагерь. Советуем начинать с коротких 5-7дневных тематических смен, соответствующих интересу ребёнка. Например, спортивный лагерь для футболиста, творческий – для танцора, лингвистический – для ребёнка, увлекающегося языками. Благо, таких вариантов полно как рядом с домом, так и за рубежом.
  2. Не нужно питать иллюзий, что ребёнок «научится в лагере дружить» или «привыкнет к самостоятельности», если он не умел этого дома. Разумеется, лагерь повлияет и на коммуникативные навыки и на развитие самостоятельности, реализацию способностей, но любой навык ляжет гораздо быстрее на «благодатную почву». А вот для совсем неподготовленного ребёнка это может быть реальным стрессом, а как следствие – слёзы, бунтарство и ежеминутные звонки домой: «Заберите меня». Если летом планируете отправить ребёнка в лагерь, подойдите к этому ответственно! Как минимум за несколько месяцев научите его самостоятельно заправлять кровать. И выгоните на улицу попинать мяч с другими детьми, оторвав от компьютера.
  3. Учитесь «делить напополам» то, что говорит ребёнок в порыве эмоций по телефону. Трудно это принять, но вы попытайтесь. Если раньше росло поколение детей, которые ударившись коленкой говорили «только маме не рассказывай — убьёт!» То теперь – всё наоборот: младшие дети жалуются абсолютно на всё, раздувая порой «из мухи слона». В игре толкнул один ребёнок другого – «меня избивают». Или вот частая ситуация: девчонки поругались в комнате и так получилось, что двое оказались против одной. Взгляд со стороны родителя: «девочка звонит в истерике, её обижают, вожатый видимо решить ничего не может, а значит её травят, значит психика ребёнка сломана, зачем я вообще отправила её в лагерь?» Взгляд администрации лагеря: звонит мама, кричит в трубку, что ребёнка обижают в комнате. Пока методист мчится разбираться, что произошло, в это время вожатый уже поговорил с девочками, разобрался в ситуации и они сидят дружно плетут фенечки.

Если ребёнок скучает по дому или ему действительно некомфортно в лагере, он может находить сотни причин, кроме «хочу домой», чтобы его забрали. И наоборот, ребёнок может говорить, что просто хочет домой, скрывая истинные причины своего дискомфорта. Вот здесь помощь родителей вожатым и психологу была бы кстати, которые могут быстрее предположить причину. Конечно, сотрудники лагеря и сами разгадают эту загадку, но времени может уйти на это гораздо больше.

И родителям и детям надо пройти этот непростой этап адаптации, и пройти непременно по отдельности! Ребёнку – проплакаться, познакомиться, влиться в режим, узнать и привыкнуть к вожатым. А родителям…

Отпуская – отпустите. И себя и ребёнка. Пусть «набьёт шишек», столкнётся с бытом, научится справляться с трудностями, получит новые эмоции и знания, пусть и не всегда положительные. Если вы все эти годы закладывали в ребёнка лучшее – то оно лишь преумножится! А всё остальное — расширит социальный опыт, дав понять, что «хорошо» или «плохо» — это только вопрос выбора каждого! А уж в интересах лагеря сделать так, чтобы было только «хорошо» и поверьте, для этого создают все условия!