Тема сексуального насилия над детьми уже многие годы не сходит с заголовков СМИ. К огромному ужасу всего мира количество таких преступлений не уменьшается, несмотря на все действия правохранительных органов. Вместе с психологом центра «Архитектура будущего» Александрой Чернышевой мы обсудили эту тему и постарались найти ответ на важнейший вопрос: «Как защитить ребенка?»
— Насколько часто в ваш центр обращаются по поводу сексуального насилия над детьми?
— Не часто, поскольку мы не кризисный центр. Обычно с подобными ситуациями идут в комиссию для освидетельствования, ППМС центры и кризисные центры
— Кто статистически чаще совершает сексуальные преступления против детей: знакомые или незнакомые люди?
— К сожалению, знакомые. В этом состоит главная сложность этой проблемы: от незнакомых людей уберечь ребенка проще…
— Кто чаще всего совершает преступления против детей?
— Друзья семьи, родственники, соседи, знакомые ребенка и родителей. Те, кто не попадают в категорию «Я вас не знаю, я к вам не подойду». Родители обычно объясняют ребенку, что к «чужим» подходить нельзя. Эксперименты и исследования показывают, что дети порой нарушают это правило, но большинство все же выучивает. Со «своими» это, естественно, не работает, поскольку знакомым людям ребенок в большей степени доверяет.
Есть книга и фильм, рассчитанные как раз на подростковую аудиторию, – «Милые кости». Сюжет начинается с истории изнасилования и убийства девочки соседом. Он предлагает ей осмотреть домик, который сделал в поле. Поскольку она его знает, ей неудобно отказать. Этот фильм полезно посмотреть родителям и подросткам.
— Люди, совершающие подобные преступления против детей, имеют психические отклонения? И почему люди становятся педофилами?
— Безусловно, педофилия – это не есть норма. Но очень важно доносить до детей и родителей, что педофилы не выглядят как сумасшедшие. Большая часть из них не будет выглядеть маргинально. Иначе выявить преступников и уберечь от них детей было бы гораздо проще. Сложно представить себе ребенка, который бы спокойно отреагировал, если бы к нему пытался подойти маргинального или нездорового вида человек.
Педофилия – результат психических отклонений. Причин может быть много: пережитый в детстве опыт сексуального насилия, травмирующие ситуации, психиатрические диагнозы.
— Существуют ли какие-то косвенные признаки, по которым можно вычислить такого человека?
— Обычно достаточно сложно, потому что они пытаются выглядеть нормальными. В целом можно назвать следующие: активный интерес к детям, попытки усадить ребенка на колени, провести слишком много времени с ним наедине.
Иногда, особенно в отношение близких и знакомых людей, мы сами игнорируем тревожные сигналы, которые нас беспокоят, — считаем, что это знакомый, близкий, родной человек. Я не призываю сразу же кидаться с криком «педофил» на любого, кто взял вашего ребенка за руку, но, если у вас возникают сомнения, присмотритесь.
Подумайте, почему и что вас смущает. Наверное, самое верное определение подобного ощущения: «как-то тревожно, что-то не так». Если вам не нравится, как взрослый взаимодействует с вашим ребенком, поставьте границы и снизьте интенсивность общения.
— Часто ли окружение преступника в курсе его действий, или оно может не догадываться?
— Скорее не догадывается. Я плохо себе представляю адекватного человека, который будет потакать действиям педофила. С другой стороны, еще раз, мы сами очень многие вещи, которые нам не хочется замечать, вытесняем в отношении наших близких. Если почитать рассказы родителей реальных жертв сексуального насилия, то очень часто звучит мысль: «Ну это же близкий мне человек, я не хотел думать про него плохо».
Откуда берутся дети или как разговаривать с ребенком о сексе?
— С какого возраста и как разговаривать с ребенком о сексуальном насилии?
— В моей личной практике было несколько запросов, когда родители очень хотели, чтобы мы с ребенком поработали на эту тему. Но дети были еще такими «одуванчиками», что сама тема бы их напугала.
Начинать обсуждать не саму тему насилия, а вопросы тела надо с трех-четырех лет. Всегда начинайте с простого. Говорите не о сексуальном насилии, а об уважении к собственному телу. Объясните ребенку, что другой человек не имеет права его трогать, что у каждого есть суверенитет на тело и прикосновения.
Если мы даем ребенку представление о границах, это сильно упрощает задачу. Говорите ребенку: «Без твоего разрешения другой человек не имеет права ничего делать», «Если кто-то переходит границы, делает тебе неприятно, об этом тут же надо сказать родителю или другому взрослому».
Не стоит сразу оперировать понятиями: «педофил», «насильник», «маньяк». Иначе есть высокий шанс, что ребенок начнет кем-то манипулировать. Достаточно распространены ситуации, когда ребенок, услышав какое-то слово, «приносит» его домой, не понимая смысла. Не настраивайте ребенка на то, что мир – опасное и жестокое место, лучше научите выстраивать границы и уважать свое тело.
— Существует ли формы поведения или воспитания, которые увеличивают вероятность стать жертвой сексуального насилия?
— Да, безусловно. Жертвами чаще становятся дети с гипоопекой — те, о ком недостаточно заботятся, уделяют мало внимания, не дают эмоциональной поддержки. Дети, которых игнорируют. Дети, которые утратили доверие по отношению к родителям и взрослым. В группу риска также входят малыши, пережившие жестокое обращение, домашнее насилие, побои. Они привыкли, что с их телом все время что-то делают, оно им самим не принадлежит. Конечно, один шлепок по попе вряд ли попадает в эту категорию, но систематические жестокие наказания увеличивают шансы ребенка стать жертвой насилия.
— Какие правила поведения со знакомыми и незнакомыми людьми нужно объяснить ребенку?
— С незнакомыми все просто: никаких контактов и запоминаем фразу: «Я вас не знаю, я с вами никуда не пойду». Важно проговорить, что это единая линия поведения со всеми незнакомыми. Она никогда не меняется — предлагают ли ребенку вытаскивать котенка из-под машины, съесть вкусную конфету или проводить старушку до дома.
Второе правило: если вдруг ребенка начинают трогать, хватать, куда-то тащить, то надо громко кричать, орать, пинаться и кусаться. Не бояться и не стесняться – лучше несколько раз попасть в неловкую ситуацию, чем один раз стать жертвой насилия.
Со знакомыми людьми ребенок должен помнить про суверенитет собственного тела. Никому, включая близких родственников, не позволять делать неприятные вещи, распускать руки, трогать, раздевать, фотографировать.
Проговорите с ребенком, что он может и ему стоит рассказывать о малейших подозрениях и неприятных ситуациях с другими людьми, — вы всегда его выслушаете и поймете. Важно, чтобы ребенок не стеснялся вам рассказывать о своих смутных ощущениях и мыслях.
— Почему дети обычно боятся говорить о таких вещах?
— Не очень понял, что произошло, не очень осознал, что случилось, застеснялся. В жизни практически каждого ребенка, к сожалению, был тот или иной опыт домогательств. Кому-то не приходит в голову сказать. Кто-то не говорит, потому что ничего страшного в итоге не произошло.
Кроме того, чем более в семье табуирована тема секса, тем больше шансов, что ребенок не расскажет о домогательствах. Эта ситуация и, возможно, он сам себе покажется грязным, неприличным.
— Если закрались какие-то подозрения в отношении знакомых людей, что делать родителям?
— Для начала нужно проверить свои подозрения. Не стоит обвинять человека сразу, даже если ребенок пришел и рассказал вам. Спросите, что конкретно произошло, как ситуацию понял ребенок, как ее восприняли другие люди, если они присутствовали.
Спокойно, аккуратно уточните у ребенка все аспекты, безусловно, без критики и сомнения в его адрес. Задавайте открытые вопросы («Кто?», «Что?», «Где?», «Какой?», «Когда?»), чтобы у ребенка была возможность описать свои впечатления, а не подтвердить вашу версию. Вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет», лучше избегать. Это позволит получить максимум информации. Если подозрения подтвердились, надо начинать действовать.
— Если ребенок стал жертвой сексуального насилия, что делать?
— Первое – это обращаться в правоохранительные органы, второе – это искать компетентного психолога, а может быть, сразу и психотерапевта. И, конечно же, поддерживать ребенка, чтобы не было ни мысли, ни слова, ни действия, ни идеи «ты сам виноват».
Родителям тоже было бы неплохо пройти консультирование у психолога, потому что эта травмирующая ситуация для всей семьи, и чувство вины, страх, ненависть, злость испытывают все.
— Стоит ли разговаривать родителям об этом с ребенком, или лучше не поднимать эту тему?
— Здесь зависит от ситуации. Полностью игнорировать и жить так, как жили раньше, нельзя, поскольку ребенок ищет подтверждения у родителей, что его все еще любят, его все так же ценят, все так же берегут. Ребенок чаще всего испытывает огромное чувство вины и страх того, что это может повториться. Одному очень тяжело справиться с этой ситуацией.
Если сам родитель готов об этом разговаривать, то нужно переживать и плакать вместе с ребенком. Отстраненное и холодное поведение родителей в этом случае как бы говорит: «Ты сам виноват».
— Несколько слов на прощание.
— Я хотела бы обратиться к родителям. Старайтесь создать доверительную атмосферу в семье и говорите ребенку, что он в любом случае может обратиться и рассказать вам обо всем. Важно напоминать правила поведения с незнакомыми и малознакомыми людьми, обсуждать правильное отношение к собственному телу.
Большинство случаев не сексуального насилия, но сексуальных домогательств проходят мимо родителей, потому что ребенок недопонял, не осознал, не придал значения, либо было страшно, стыдно, неприятно. Постарайтесь минимизировать вероятность возникновения подобных эмоций и запретов – разговаривайте с ребенком и выстраивайте доверительные отношения на равных.
Также хотелось бы попросить не усугублять проблему, сразу же навязывая ребенку тему сексуального насилия. Когда мы пугаем детей, это тоже ни к чему хорошему не приводит. Не стоит прививать ребенку образ жестокого и сурового мира, в котором он – только жертва чужого произвола. Умение уважать и позитивно относиться к собственному телу, выставлять границы, воспитывает ту самую уверенность, которая помогает вовремя сказать «нет» или убежать. К сожалению, это не страхует от случаев, когда ребенка подкараулили вечером в подворотне, но от таких случаев практически ничего не спасает. Во всех же остальных ситуациях уверенность может спасти жизнь и здоровье.
Биографическая справка:
Александра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.
С 2007 Александра ведет индивидуальные, групповые консультации и тренинги с детьми и подростками, а также координирует работу лагеря «Архитектура будущего». К сфере ее научных и практических интересов относятся следующие темы:
- «Уверенность в себе»,
- «Интеллектуальная успешность»,
- «Эффективность в общении».
Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Архитектура будущего», в котором работает Александра: