Директор подмосковного лагеря «Рома-camp» Александр Божко рассказал incamp.ru о профессии вожатого. Александр получил психологические образование и имеет огромный педагогический опыт. Он работает в детских лагерях отдыха с 2005 года и прошел все ступени: вожатый-кружковод, старший вожатый, художественный руководитель, начальник лагеря, руководитель программ, смен в Подмосковье.
Он создал авторскую модель Школы вожатского мастерства, с помощью которой уже подготовлено более трех тысяч вожатых для лагерей по всей России. Также Александр Николаевич участвовал в организации Олимпиады в Сочи и был руководителем персонала на объекте.
— Расскажите, пожалуйста, как вы стали вожатым?
— Это интересная история. В детстве я ездил отдыхать в один лагерь, и мне очень не нравилось, не мое это было. Но позже когда я учился на факультете психологии, знакомые предложили поехать работать вожатым. Я согласился. Это оказался тот самый лагерь, который мне так не нравился. (Улыбается). В итоге я связал с ним жизнь еще на несколько лет.
— Почему вы решили сделать вожатство делом своей жизни?
— У меня всегда был принцип, что заниматься стоит только любимым делом. Изначально работа в лагере мне понравилось, а постепенно я понял, что не могу заниматься ничем другим. Приходилось увольняться с работы, чтобы поехать на смену.
Я совместил приятное с полезным. Сейчас работа вожатого оплачивается, к сожалению, не очень хорошо. Перед многими встает выбор: уходить из лагерной жизни или расти до собственных проектов. Поэтому в нашей Школе Вожатского мастерства мы не просто обучаем молодых людей, но стараемся предоставить им лучшие условия для трудоустройства.
— Что для вас самое приятное в работе?
— Сейчас самое приятное — это видеть, что вожатые, которых ты обучал, справляются с работой мастерски. Родители довольны, а дети счастливы.
— Что самое сложное?
— Сложно работать с людьми, которые случайно оказались в лагере, в вожатстве. В нашей команде «Вожатская.рф» таких почти нет, удается выявлять за время подготовки, но так или иначе с такими людьми пересекаешься. Меня удивляет: они и сами удовольствия не получают, и достойный отдых для детей создать не могут. Мы боремся с «вожатыми», кто едет в лагерь отдыхать.
— Какие педагогические принципы и правила вы выработали за годы?
— Правил много, но все они простые и сводятся к одному — делай свое дело достойно, чтобы стыдно не было. За каждого вожатого, который прошел через нашу школу, отвечаю я лично, даже если мы не знакомы близко, и он не был непосредственно на моих занятиях (хотя так почти не бывает).
— Любой ли человек может стать хорошим вожатым? Что для этого нужно?
— Я думаю, что не любой. Любой ли человек может стать врачом, космонавтом, геологом? Для каждой профессии нужны особенности характера, тип личности. Другое дело, что педагогическое образование важно, но не критично, я знаю большое число физиков, математиков, технарей, которые в вожатском деле переплюнут многих педагогов.
— Вожатый – это временная работа или она может стать призванием?
— Обычно вожатый «живет» не больше двух лет. Студент едет на практику или просто поработать курсе на 2-3, а к окончанию вуза находит другие приоритеты. Наша задача увеличить этот срок, чтобы силы, которые были вложены в обучение, не тратились зря.
— Какой процент вожатых в дальнейшем становятся владельцами или руководителями лагерей?
— Я думаю, что очень небольшой. Очень много примеров, когда из идеальных вожатых не получалось даже хорошего начальника лагеря, это очень разные вещи.
— Можно ли заработать приличные деньги, работая в сфере детского отдыха?
— Работая на отряде, пока нельзя, к сожалению. Но зарплаты растут, это приятно. Раньше на собеседовании с вожатым вопрос о деньгах почти не стоял, все понимали, что денег не будет и ехали «за идею». Сейчас вожатый знает, что можно найти лагерь и с хорошей зарплатой. Это правильно — ответственный труд должен достойно оплачиваться.
— Как и с помощью чего можно добиться успеха в этой сфере?
— На мой взгляд, как и в любом деле, есть два пути к успеху: либо через талант, либо через опыт. Если получается сочетание, то это идеал. Очень важны внешние факторы: какую школу вожатых прошел, какие люди вокруг оказались, какие наставники. Если человеку не повезло с напарником на самой первой смене, то при всех его личных достоинствах, ему будет трудно принять решение поехать во второй раз.
— Что вам помогло превратиться из вожатого в руководителя лагеря?
— Если честно, то я прошел долгий путь. Столько работать на отряде просто невозможно, а бросить лагерь немыслимо. Пришлось двигаться вверх по лестнице.
— Что бы вы могли посоветовать начинающим вожатым?
— Не бояться, но помнить о великой ответственности. Нам доверяют самое дорогое.
Если вам понравился лагерь «Рома-camp», забронируйте путевку прямо сейчас: