Один из создателей театрального фестиваля «Табуретка», руководитель программы детского отдыха этого фестиваля Дмитрий Стрелин дал incamp.ru эксклюзивное интервью. В нем он рассказал о новом лагере «Табуретка на даче» в Ленинградской области, который проведет летом 2016 года первую театральную смену.
— Как появилась идея создания лагеря «Табуретка на даче»?
— Программа летнего лагеря «Табуретка на даче» стала логичным развитием существующего уже шесть лет детского театрального фестиваля «Табуретка». Ежегодно театральные коллективы из разных регионов РФ присылают на суд экспертного совета Фестиваля 15-минутные записи спектаклей. Десять лучших коллективов выходят в финал. Осенью они приезжают в Санкт-Петербург и выступают на сценах питерских театров: Театра комедии, Ленсовета, театра «Зазеркалье», Театр Эстрады. Для многих детей — это первый опыт игры на серьезных сценах. В разные годы в состав экспертного совета входили Константин Хабенский, Дмитрий Хрусталев, Евгений Гришковец, Наталья Фиссон. В 2016году к нам впервые присоединятся Сергей Безруков и Виктор Бычков.
В этом формате фестиваль существует уже шесть лет. Ребята приезжают, посещают профессиональные мастер-классы, получают отзывы режиссеров и актеров. В 2016 году у нас возникла идея создать лагерь – продолжение фестиваля. Мы хотели собрать коллективы, пригласить специалистов и организовать пространство общения начинающих актеров и режиссеров с маститыми профессионалами, а завершиться все это должно было выступлениями в Выборге. Но реальность скорректировала наши планы. Результаты весенних продаж показывают: на смену собираются ребята из разных регионов, многие из которых не занимаются в театральных коллективах. Студии, которых мы ждали, приедут, но в сокращенном составе.
— Как будет строиться расписание в лагере?
— Генеральная идея у нас следующая. Мы соберем 3-4 отряда по 10-15 человек. С отрядом работает один воспитатель, отвечающий за гигиену, уборку и быт, и двое вожатых – на них учебная и творческая программы. Каждый день один из отрядов создает настроение дня: вместе с педагогами и вожатыми ребята придумывают атмосферу, стиль, «фишки» дня. В выбранной стилистике они проводят зарядку, зазывают детей в столовую, проводят мероприятия и конкурсы, общаются – все это записывается, снимается, собирается в формате фото и видео. Каждый день мы будем публиковать фотоотчет в наших группах в соцсетях, а один раз в неделю мы планируем выкладывать видео о том, как мы живем.
Пока один отряд занят разработкой настроения, остальные по расписанию идут на занятия (2-3 часа в день), а раз в неделю еще и на мастер-классы. К нам приедет Наталия Фиссон, член экспертного совета Фестиваля и заслуженная артистка РФ, с мастер-классом по пластике. Будет мастер-класс по гриму со специалистом Ленфильма, по постановке драк и боевых сцен.
На постоянных занятиях ребята будут заниматься сценическим движением, пластикой, речью, дикцией и актерским мастерством. После обеда у ребят будут кружки по выбору, тоже связанные с театром. Основа кружков – навыки наших преподавателей: жонглирование, создание декораций, костюмерная студия. Главная идея кружков – учесть интересы детей. Мы заранее понимаем список кружков, которые способны организовать, но уже на смене хотим отдавать предпочтение тем, которые будут востребованы детьми. Мы делаем гибкую программу (учебную и развлекательную), чтобы адаптировать ее под конкретный заезд.
— К вам может приехать ребенок без театрального опыта?
— Да. Единственное, о чем мы просим родителей, — перед покупкой путевки поговорить с ребенком и честно спросить, интересен ли ему театр и хочет ли он в такой лагерь. Некоторым родителям кажется, что театр способен раскрепостить замкнутого малыша. Я не верю, в замкнутых и закомплексованных детей – они все талантливы. Но верю, что существуют дети, которые интересуются футболом или компьютерными играми больше, чем театром. Ребенок должен понимать, что едет в пространство творчества и самовыражения. Он должен если не хотеть этого, то хотя бы быть готовым открыться. Если мальчик или девочка ничем не занимался, но хочет отдыхать, творить, работать с текстом и пробовать новое – его или ее ждет отличный отдых в нашем лагере.
— Сколько времени дети будут проводить на улице?
— Максимального много. Гостеприимный лагерь «Карельская березка», в котором пройдут наши смены в этом году, предлагает очень уютную творческую зону на улице рядом с клубом. Там живописная полянка, березки — красотища. При хорошей погоде мы будем репетировать и заниматься на улице. Пластику и сцендвижение гораздо приятнее отрабатывать на траве, чем в душном зале. Все, что возможно перенести из зала, перенесем, а конкретное число часов будет зависеть от погоды.
— Какой вы предполагаете гендерный состав на смене?
— Традиционно в театральных студиях перекос в сторону девочек, конечно, есть. Я сейчас вот задумался, есть ли он сейчас в наших предварительных списках, — есть, но незначительный. К нам едут равновесные коллективы из разных городов, так что пока состав примерно 60 на 40.
— В чем ваша уникальная особенность и почему стоит выбрать именно ваш лагерь?
— Это сложный вопрос. Сейчас я подумаю, как на него ответить… В Санкт-Петербурге очень много театральных студий, почти в каждой школе есть театральный кружок. Но среди них крайне мало профессиональных и регулярных коллективов. Один из проектов фестиваля «Табуретка» — показ спектаклей питерских студий на сцене Российской Национальной библиотеки (метро «Парк Победы»). Мы предложили коллективам пространство, где можно бесплатно собрать зрителя и показывать спектакли. Но за два месяца прошло только три постановки: мало коллективов, готовых показывать серьезные пьесы незнакомой публике. Большая часть театральных студий занимается самодеятельностью, ребята готовят постановки на праздники, показывают их родителям и варятся в своем соку. Все это не проходит проверку незнакомым зрителем.
Мы ставим перед собой цель все делать профессионально, делаем ставку на квалифицированных педагогов и серьезный подход к делу. Это позволит ребятам прикоснуться к тому, чем живут артисты театра. Мы не будем просто рассказывать о том, что важно грамотно и красиво говорить, мы покажем настоящие упражнения и уроки сценической речи от профессионалов. К нам приедут действующие артисты и режиссеры театра, проведут мастер-классы и творческие встречи. Так, например, Театр «ТОК» Екатерины Максимовой покажет нам две работы: «Не желаете ли приобрести не много сердитости» и премьеру «Реквием. Сальери. Моцарт». После спектаклей ребята смогут обсудить с артистами и режиссером не только сюжет и режиссерские находки, но и то как и почему появился этот спектакль, как актер готовится к роли. И я уверен, что в обсуждении более сложного, на первый взгляд, «Реквиема» ребята будут активней, даже самые маленькие.
— Актерские способности, по вашему мнению, — врожденная характеристика или они развиваются?
— Знаете, я много раз видел, как они развиваются. Вероятно, способность дана природой, но она скрыта до определенного момента. Я видел, как люди с проблемной дикцией за полтора-два года становились успешными ведущими на радио. Я видел тех, кто с мокрыми ладошками выступал перед классом, а через год произносил огромные монологи на сцене. Что это? Приобретенный навык, талант или уверенность в себе? Я не знаю. Уверен, актер – это ремесло, которое можно освоить. Будет ли это ремесло с божьей искрой или просто достойно сделанная работа – вопрос вторичный.
— Вы не могли бы перечислить, какой набор навыков ребенок может увезти от вас.
— Я бы хотел, чтобы каждый ребенок на нашей смене открывал в себе нечто новое, узнавал больше о своих возможностях и талантах, чтобы он раскрывался для себя самого. Все актерские предметы – сцендвижение, речь, дикция, публичные выступления – помогают уверено себя чувствовать и вести в нестандартных ситуациях.
Еще хотелось бы привить ребятам любовь к слову и текстам. Мы много будем работать с литературным материалом, разбирать его, анализировать. Наши педагоги Валентина Мозолькова и Юлия Ерусова уже несколько лет делают в Петербурге проект «Proчтениум». В его рамках актеры театра и кино читают в библиотеках, арт-кафе и клубах города произведения современных авторов. Я знаю, что у многих после таких вечеров меняется отношение к современной прозе. Этот опыт мы обязательно перенесем в лагерь.
Блиц-опрос:
— Самое крутое в нашем лагере – это дети.
— Ребенку, который первый раз к нам едет, не надо ничего боятся.
— Главное достоинство нашего лагеря – это то, что он максимально специализирован. То есть это тематический лагерь, в котором тематика есть не только в названии смены, но и в педагогах, в запланированных мероприятиях и даже в первоначальном подборе детей, все-таки основа – это театральные дети.
— Главный недостаток нашего лагеря — возможно, это и недостаток, потому что, может быть, те, кто приедут к нам в первый раз, через несколько дней подумают: «Боже мой, как это сложно – выходить на сцену». Для них у нас есть план «Б»: все сопутствующие профессии от осветителя до гримера и продюсера.
— Цель нашего лагеря… Их две. Первая – дать попробовать театр на вкус и решить, мое это или не мое. Вторая – занять детей, чтобы им некогда было подумать: «Чем бы таким заняться?». Для меня хороший лагерь – тот, в котором у ребенка есть десять минут в день на звонок родителям, в которые он говорит: «Мама, сейчас я переодеваюсь, чтобы бежать на следующее мероприятие, у меня все хорошо, до свидания».
— Больше всего в нашем лагере вам запомнится магическое чувство сцены. Это ни с чем не сравнимое ощущение.
Если вам понравился лагерь «Табуретка на даче», забронируйте путевку в него прямо сейчас: