Кирилл Лебедев получил высшее техническое образование. В 2000 году на первом курсе института он попал в педагогический отряд и начал ездить в детские лагеря вожатым. В 2006 году открыл детскую секцию рукопашного боя, а в 2007 году вместе с единомышленниками основал Лагерь навыка SkillCamp. Кроме того, Кирилл – муж и многодетный отец.
— Как появилась идея создания вашего проекта?
— Ребенком я часто ездил в детские лагеря. На первом курсе института попал в педагогический отряд, закончил школу вожатых и начал работать в лагерях сначала вожатым, старшим вожатым, затем и заместителем директора по воспитательной работе.
Плюс к этому в течение учебного года я вел секцию рукопашного боя. Постепенно секция росла и встал вопрос о летних сборах. Я попробовал ездить с ребятами в лагеря, где работал сам, но результат себя не оправдал. Моим детям было не интересно заниматься тем, что обычно делают в лагерях, – они не привыкли бездельничать, привыкли к нагрузкам, определенным принципам, которых на обычной смене нет. Ездить с ними только в спортивные лагеря тоже не хотелось: дети, которые весь год занимаются одним видом спорта, а летом еще и едут в такой же лагерь, к концу его уже ненавидят, да и снижается эффективность тренировок. Была нужна активная программа, которая бы позволяла сохранить форму и навыки, а также развивала характер, волю, человеческие и личностные качества. В 2007 году, когда я нашел единомышленников, мы провели первую формацию программы «Путь». Всем понравилось, мы решили повторить. Сначала к нам ездили ребята-рукопашники, а постепенно добавились и дети со стороны. Так и появился SkillCamp.
SkillCamp – это популярное название проекта, изначально проект назывался “Русский круг” и по сути и содержанию таким и остался, появилась только современная обертка. В название “Русский круг” было вложено гораздо больше духовного смысла. «Русский» означал принадлежность к культуре, ведь на программах мы изучаем культуру и традиции народов и народностей, проживающих в России, а «круг» использовался в значении общности, объединения и дружбы.
— Что сейчас собой представляет лагерь SkillCamp?
— SkillCamp – это лагерь навыка, представляющий более 30 авторских программ продолжительностью от 3 до 21 дня. Программы проходят в Московской, Ярославской областях, Крыму, Беларуси. За год мы принимаем более 1500 участников разного возраста. Лагерь – это в первую очередь уникальная команда, которую объединяют общие ценности и взгляды на воспитание и образование детей.
Среди наших программ:
- «Путь» — самая старая, сложная и самая разнообразная программа личностного роста, состоящая из трех этапов, включающих курс молодого бойца, основы жизнеобеспечения, недельный горный поход до 120 км., уникальный коммуникативный тренинг в городе-герое Севастополе.
- «Штурм» — военно-прикладная смена для мальчишек, включающая пейнтбол, изучение тактики и стратегии, обучение маскировке, радиоделу, топографии, бесшумному передвижению, самообороне, подготовку к сдаче норм ГТО, стрельбу из нескольких видов оружия, рукопашный бой и другие дисциплины.
- «Следопыт» — единственная в России программа для юных охотников и рыболовов, на ней ребята знакомятся с лесом и природой, изучают животных и растения, познают принципы охоты и фотоохоты, учатся маскироваться и бесшумно передвигаться по лесу, а также ориентироваться на местности, делать стоянки и готовить пищу на костре, разбираться во флоре и фауне, проводить зоотехнические мероприятия на охотбазе, пользоваться оружием. Для тех, кто умеет читать между строк, – программа учит взаимодействовать с лесом. Она призвана возродить и сохранить традиции русской охоты.
- «Я САМ» — цель смены – развить самостоятельность и самодисциплину, приучить к труду. Ребята учатся готовить еду, делать каждое утро зарядку, стирать вручную одежду, соблюдать правила личной гигиены, пришивать пуговицы и делать мелкие заплаты, а также изучают приемы самообороны. Программа рекомендуется новичкам и детям до 12 лет.
- «ЯтЪ» — это серия программ под руководством известного тренера Иванова А.А. Например “ЯтЪ – Эффективное общение” — тренинг личностного роста, уверенности в себе, эффективной коммуникации и публичных выступлений. Смена научит четко и ясно выражать мысли и чувства, аргументированно отстаивать точку зрения, вести себя уверенно и справляться со стрессовыми ситуациями.
Также мы проводим программы: «Подкова» (конная в Беларуси), «Миг» (тренинговая в Подмосковье), «Девичья светлица» (женская в Подмосковье), «Зимняя сказка» (новогодняя семейная), «Вместе» (семейная программа выходного дня).
— Расскажите, пожалуйста, про расписание в лагере.
— Расписание варьируется от программы к программе. Но утро мы начинаем с зарядки, причем не с формальной, а с самой настоящей. Она длится от 30 до 60 минут и на разных сменах совмещена с подготовкой к сдаче ГТО, рукопашным боем, купанием. Затем завтрак, два учебных блока, которые зависят от содержания смены, обед, тихие мероприятия и еще два учебных блока. Вечером после ужина – кинолекторий, гитарный вечер, беседа или встреча с интересным человеком. Перед сном – “разбор полетов”, на котором дети осмысляют свою роль и вклад в прошедший день. Дискотеки и прочие подобные мероприятия мы не проводим.
— Как вы отбираете и обучаете педагогический состав?
— Основа нашего педсостава — это военные, спортсмены, тренеры, силовики, ремесленники, люди с богатым жизненным опытом. Мы гордимся тем, что у нас нет профессиональных педагогов-теоретиков и психологов-теоретиков, поскольку это шло бы вразрез с принципами и идеологией лагеря. Все руководители программ (за исключением программы «Девичья светлица») – мужчины, многие – многодетные отцы. Все ведут здоровый образ жизни и не подвержены вредным привычкам.
У нас есть и Школа вожатых, в которой мы учим бесплатно всех желающих. Но до выпуска доходит примерно одна пятая набора. Занятия проходят с декабря по май каждое воскресенье с 10.00 утра до 18.00-19.00. Большая часть программы – это полевые выезды, тренинги в городе, походы, занятия в лесу, специальные курсы в ведомственных структурах. В лагере остаются только наши единомышленники, а «случайные пассажиры» отсеиваются в процессе обучения.
— Чему может научиться ребенок в SkillCamp?
— Это зависит от программы. Есть простые: «Я САМ», “Осенний Следопыт”. Есть посложнее: «Путь», «Штурм», «Следопыт» – это самые старые программы. За годы проведения они стали столь глубокими, многоуровневыми и осмысленными, что их невозможно исчерпать даже за несколько смен. И мне сложно кратко описать, чему ребенок на них научится, все есть в описании этих программ.
Большое значение имеют готовность самого ребенка, уровень его самостоятельности, осознанности, среда, в которой он растет, а также готовность родителей. Бывают дети, которые на смене творят невероятные вещи, превозмогают себя, но они возвращаются домой, и их мамы радостно пишут: «Сын сам заправил кровать, вымыл тарелку, почистил обувь». Но сын-то может гораздо больше! Такие отзывы меня немного расстраивают.
Мы учим самодостаточности и избавляем от желания бесцельно потреблять. Ребята приезжают разные. И личностный рост у каждого свой. Нередко на сложные программы приезжают подростки, которые пока даже не научились себя обслуживать, например, мыться нормально не умеют. Приходится учить. Один и тот же человек, проходя из года в год одну и ту же программу, открывает ее каждый раз по-новому, прорабатывает слабые стороны, приобретает новые навыки, воспитывает в себе внутреннюю силу.
Других учим бережно относиться к вещам. Есть категория подростков, которые не только не умеют пришивать пуговицы, штопать дырки, стирать одежду, но и не считают нужным это делать. «А зачем? Мама новое купит». Им родители дают с собой кучу трусов и носков, они и радуются. Мы же приучаем их стирать вещи руками и всегда опрятно выглядеть. Был случай, когда ребенок зарывал в лесу грязную одежду, только бы ее не стирать. Это все бытовуха, в которую не хочется углубляться, но и она воспитывает самостоятельность и независимость. Сегодня мама может купить сыну новые трусы и носки, а завтра, возможно, ей самой понадобится помощь. И сыну придется самому и себя обслуживать, и маму поддерживать. Молодой человек должен созидать больше, чем потреблять.
Нельзя осваивать интегралы, не освоив арифметику и таблицу умножения. Приходится наверстывать упущенное даже в бытовых вопросах. Хотя для “особо одаренных” программы иногда сводятся к навыку заправки кровати и чистки зубов. И для некоторых это реальный прорыв в его личностной эволюции, просто квантовый скачок в соседнюю галактику! И только после “бытовухи” можно переходить к высоким материям.
— Какую главную цель вы перед собой ставите?
— Воспитание разумного, самодостаточного, умелого человека.
— О каких традиционных ценностях идет речь на ваших программах?
— Традиционные семейные ценности очень похожи у всех народов и народностей, проживающих на территории бывшего Советского союза. И у европейцев 50-70 лет назад они были такими же. Речь идет об образе человека в самом чистом и полном понимании этого слова. Ценности же – это тот набор качеств, которые мы вкладываем в понятие человека. Мы занимаемся очеловечиванием, то есть прививаем морально-этические нормы, которые мы вкладываем в понятие «Человек».
— Вы не могли бы привести пример такой личности или описать такого человека?
— Пример исторических личностей и тем более литературных приводить специально не буду, так как любой человек не идеален и часто тянет за собой шлейф выдуманных историй. Не вижу смысла ссылаться на конкретные личности. Примеры должны быть живыми и осязаемыми и они вокруг нас. Это люди, которые не разделяют личное благо с благом Родины. Мы часто вспоминаем царей, императоров, полководцев, но забываем о простых людях, не попавших на страницы учебников. Но именно на них держится то, что мы сейчас обсуждаем. Мы не помним всех рядовых, сержантов, лейтенантов, которые совершили подвиги во имя своей страны на полях сражений, но своими поступками они ковали победу. Простой провинциальный учитель-бессребреник, который без шума и помпы не благодаря, а скорее вопреки современным школьным правилам и законам, выводит детей в походы, в лес, дает им то, без чего невозможно воспитать Человека, – вот истинный Герой нашего времени. Современные Герои часто безличны, растворены в народных массах.
Это люди, которые каждый день честно и добросовестно выполняют гражданский долг и сохраняют человеческий образ и бытовую порядочность. Честность и порядочность не в глобальных событиях и делах, а дома, на работе, когда Человек общается с соседями, отводит ребенка в школу, едет в общественном транспорте. Вечером он заходит в подъезд и видит, что там намусорили, он не идет жаловаться жене на ЖЭК за ужином, а молча берет веник и совок и наводит порядок, потому что это его подъезд и это часть его Родины. Родину же он любит не на словах, а на деле. Любит ее молча. Он не пройдет мимо шумной пьющей матерящейся компании на детской площадке, мимо девушки, которую обижают. Такие люди живут среди нас, самые простые обыкновенные порядочные люди. И такие ребята встречаются на наших программах! Мы хотим, чтобы их было больше.
— Что, на ваш взгляд, детям дает гендерное воспитание?
— Гендерная теория – бред больного человека — инструмент расчеловечивания общества. Мы не занимаемся гендерным воспитанием, потому что иностранное слово «гендер» не хочется употреблять применительно к нашим программам. У нас есть программы, где мальчики и девочки проходят обучение раздельно. Это называется «раздельное воспитание», его же можно назвать и традиционным, и классическим. У нас есть программы с раздельным и параллельно-раздельным обучением.
Еще пять лет назад я говорил, что мы занимаемся «очеловечиванием людей», что мы нетолерантный проект, что нам чужды либеральные западные ценности. Тогда меня называли несовременным, удивлялись, как я могу идти против мейнстрима. Но время все расставило на свои места. И то, что еще вчера казалось маловероятным, сегодня уже очевидно.
— Вы не возьмете девочку на программу «Штурм», а мальчика на программу «Девичья светлица?»
— Конечно, нет. Таких обращений от мальчиков не было, а вот девочки на «Штурм» часто просятся. Родители звонят, уговаривают. Но я потом такой девочке не смогу в глаза смотреть, буду чувствовать себя преступником. В свое время ко мне на секцию рукопашного боя ходила девочка, потом выросла, встретила мужа и бросила занятия. Мне же призналась, что ходила, чтобы встретить того самого, что в другом месте столько сильных здоровых правильных ребят она бы не нашла. С тех пор я девчонок не беру в основные группы, для них только курсы самообороны.
У нас есть программы, которые проходят и мальчики, и девочки, но и на них женские и мужские обязанности разделены. Мы не готовы взращивать несчастных, мужеподобных, сильных женщин, которым приходится взваливать на себя чужие функции из-за нехватки нормальных мужчин. Девочки должны быть мягкими, нежными, добрыми, а мальчишки сильными, уверенными, решительными, смелыми и отважными.
— Всем ли родителям и детям подходит ваш лагерь?
— SkillCamp – лагерь не для всех детей и далеко не для всех родителей. Я бы сказал, что он находит нужный правильный отклик только у каждого десятого родителя. Если составлять примерный портрет «нашей аудитории», то это семья, разделяющая традиционные ценности, принцип здорового образа жизни. В их доме почти не смотрят ТВ, у них нет зависимости от гаджетов. Члены семьи ценят трудолюбие, целеустремленность, порядочность, любознательность, честолюбие, они начитаны и всестороннее развиты, у них широкий кругозор.
Если родитель хочет отправить ребенка в лагерь только для того, чтобы он хорошо ел, мягко спал и развлекался, то это точно не к нам. Мы даем практические навыки и прививаем определенный человеческий образ. Если этот образ маме и папе нравится, то мы найдем общий язык. На мой взгляд, отдых, который сводится к лежанию на матрасе и шведскому столу, смысла не имеет. Человек и ребенок должен не только брать от мира, но и давать. Мы обеспечиваем хорошее питание, нормальные условия проживания, но это все нужно для решения основных задач смены и не может быть самоцелью.
— Большой ли у вас процент возвращений в лагерь?
— К нам возвращаются все, кто изначально сделал осознанный выбор и попал «по адресу». Примерно две трети участников ездят регулярно. Мы сами рекомендуем ездить в разные лагеря, смотреть, сравнивать. Бывает, что ребенок ездит-ездит, пропадает на некоторое время, но потом снова возвращается. Как и в каждом лагере, есть свои завсегдатаи.
— Общаются ли участники вне лагеря?
— Многим участникам исполняется восемнадцать, и они уже не могут поехать в лагерь. Но большинство от нашей компании не отрывается. Часть идет в Школу наставников, пока учится в институте, ездит на программы регулярно, потом выбирается на короткие смены инструкторами. Есть тематические лагерные группы «Вконтакте», которые организуют встречи каждый месяц. Люди стараются оставаться в нашем информационном поле.
Есть встречи, которые мы сами организуем для детей. К примеру, 4 сентября прошла встреча на ВДНХ, на которой присутствовало около 500 человек, детей и родителей. На ней собрались участники летних программ. Часто родители к нам обращаются за индивидуальными консультациями. К примеру, недавно меня просили выбрать тренера для ребенка. Я просматривал сайты, анализировал, куда-то сам ездил и разговаривал. Мы не превращаем это в коммерцию и не берем денег за персональные консультацию и чистосердечную помощь, но «своим» людям всегда готовы помочь и направить. Просто ко многим детям мы так прикипаем, что готовы участвовать в их жизни и после программ. Так что держимся вместе.
Блиц-опрос:
— Главное достоинство лагеря SkillCamp – уникальная команда и коллектив.
— Главный недостаток – отсутствие собственной базы. Иногда приходится менять базы, с которыми мы долго работали, переезжать, обустраиваться. Но одновременно это и достоинство – новые места, новые территории, нет привязок.
— Ребенку, который первый раз к вам едет, стоит внимательно изучить статьи сайта, отчеты, фото и видео материалы с пройденных смен. Прочитать отзывы – мы их не удаляем, только от откровенно фейковых пользователей. Статьи, размещенные в группе и на сайте, — своеобразный фильтр, который отделяет «своих» от «чужих».
Если вам понравился лагерь навыка SkillCamp, забронируйте путевку прямо сейчас:
Программа «Следопыт»:
Программа «Штурм»:
Программа «Я САМ»:
Программа: «ЯтЪ — эффективное общение»:
Программа «Подкова»: