#LIFE_INCAMP

Ребенок-хвастунишка

Все мы любим похвалу. Нам нравится, когда окружающие признают наши заслуги и делают комплименты. Но иногда приятные слова хочется услышать настолько сильно, что мы  готовы сильно приукрасить, а иногда и исказить реальные заслуги и возможности.

Наверняка, вам приходилось встречать таких хвастунишек, детей и взрослых, или приукрашивать действительность самим. Поводов для хвастовства предостаточно: высокопоставленные или обеспеченные родственники, материальное благополучие, карьера или мировой рекорд по задержке дыхания. Но всех хвастунишек объединяет один печальный взгляд загнанного беглеца, когда правда все-таки вылезает наружу.

Мы пообщались с  Марией Борисовой — магистром психологических наук, аспирантом кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ, психологом центра тренинга и консультирования «12 коллегий» — и выяснили, что делать, если ваш ребенок — хвастунишка.

— Мария, ребенок постоянно приукрашивает действительность и хвастается несуществующими материальным положением, игрушками, гаджетами, работой родителей. Значит ли это, что он стесняется родителей или материального положения?

— Не обязательно. Причины могут быть разными. У маленьких детей воображение развито настолько хорошо, что иногда они путают реальный мир с миром фантазий. В этом случае слова малыша не следует воспринимать как хвастовство или обман, они больше похожи на мечты, своеобразную игру, наличие которых — залог гармоничного развития психики. Не ругайте ребенка, мягко скорректируйте его слова, поговорите с ним о его мечтах и реальности: что в ней приятно, а что не очень. Помечтайте вместе!

Ребенок в лагере: эмоциональные трудности — что с этим делать?

— Если хвастунишка уже учится в школе?

— Если же приукрашивание действительности сохраняется в младшем школьном возрасте, важно понимать, зачем он это делает, что получает в ответ. Скорее всего, ему не хватает чувства признания.

В чьем обществе хвастовство проявляется чаще? Если оно проявляется в определенном детском коллективе, то, возможно, это норма социальной группы, а материальное положение – важная ценность, по которой определяется статус ребенка в коллективе.

Он вынужден что-то придумывать, чтобы оставаться на высоте. Часто хвастовство возникает, если ребенок не умеет привлекать внимание сверстников другими способами. Как часто вы говорите ему о его талантах и способностях? Есть ли у него возможность проявить и развить эти таланты? Может, он хорошо поет и его стоит отвести в музыкальную школу, или побеждает во всех драках и ему прямая дорога в хоккей и борьбу? Подумайте, как именно ваш ребенок может себя раскрыть, и помогите ему в этом.

— Что делать родителям: отрицать все небылицы ребенка или подыграть?

— Конечно, не стоит отрицать все его слова перед детьми. Мы можем разрушить систему отношений, которую сформировал ребенок, не предложив ничего взамен, рискуем сделать его предметом насмешек в коллективе. Но поощрять подобное поведение также не рекомендуется.

Если вы оказались свидетелем хвастовства, лучше постараться не реагировать, но оказавшись наедине с ребенком, поговорить о причинах. Обсудите: в чем такое поведение может быть полезным, а чем – опасным. Обратите внимание ребенка на то, что дружба, построенная на материальных ценностях, причем мнимых, не будет крепкой. Попробуйте вместе придумать способы, как выйти из круга обмана и  хвастовства, обсудите другие способы заслужить внимание и уважение в коллективе.

Если при этом вас переполняют эмоции: обида, раздражение или злость — поговорите об этом с ребенком. Это особенно важно для построения искренних, открытых отношений внутри семьи. Кроме того, так ребенок сможет посмотреть на ситуацию с другой стороны.

— Что делать, если  «хвастовство» касается его личных достижений или талантов?

— Если ребенок приукрашивает способности и таланты, возможно, ему не хватает реальных ситуаций, где он чувствует себя успешным. Как часто вы его хвалите и за что? Некоторые дети, испытывая недостаток позитивных оценок, как своих собственных, так и со стороны, придумывают поводы для их получения. В таком случае поговорите с ребенком о том, какие у него есть достижения, даже самые маленькие, которыми стоит гордиться. Также можно подобрать занятия или кружки, на которых он сможет добиться реальных успехов.

Кем мне быть, когда я вырасту?

— Как себя вести, чтобы ребенок, обидевшись, не попытался повторить в жизни то, чем нахвастался?

— Чтобы этого не произошло, обсуждайте с ребенком реалистичность его фантазий. Например, поговорить о том, что без длительной тренировки сделать сложный трюк на велосипеде невозможно, а чтобы спрыгнуть с вышки в воду, необходимо сначала научиться группироваться. Ребенок может и не задумываться, насколько  подвиги, которыми он хвастается, на самом деле сложны в исполнении и какие опасности они несут за собой.

— Что делать, если у ребенка есть реальные достижения, которыми стоит гордиться, но он рассказывает о них каждому встречному и ждет похвалы в ответ?

— К сожалению, причины такого поведения часто скрываются в особенностях воспитания, отношений в семье. Обратите внимание, как часто вы хвалите ребенка, какое место в его жизни и жизни семьи занимают его достижения? Часто бывает, что у ребенка формируется представление, что его можно любить только за что-то. За определенное поведение, проявление качеств, достижение каких-то результатов.

В психологии это называется представлением об условной любви, условном принятии. Однако для развития гармоничной, здоровой, а главное, счастливой личности, необходимо транслировать идею безусловной любви и принятия, когда ребенок уверен, что его любят и ценят просто за то, что он есть. Это не значит, что не стоит его хвалить. Наоборот, похвала очень важна для ребенка. Но ребенок должен чувствовать себя любимым, важным, нужным вне зависимости от результатов своей деятельности, выиграл ли он Юниорские спортивные игры, или притащился в конце школьной эстафеты.

Биографическая справка:

Мария Борисова, психолог

Мария Борисова — магистр психологических наук, аспирант кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ, психолог центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

Мария получила дополнительное образование:

С 2011 года ведет тренинги, развивающие групповые занятия и индивидуальные консультации с детьми от 6 лет и подростками. Имеет опыт работы в сфере организационной психологии (диагностика, консультирование и обучение персонала), проведения занятий в общеобразовательных школах.

Забронировать бесплатно путевку в тематический, психологический и городской лагеря «12 коллегий»  вы можете здесь.

Тематический лагерь:

Психологический лагерь: