#LIFE_INCAMP

Про разных детей или как выбрать правильный лагерь

Первые слова, которые слышит вожатый в любом лагере, звучат примерно так: «Имейте в виду, родители доверили нам самое дорогое, они очень переживают за своих детей, и наша с вами ответственность, чтобы каждый ребенок был жив-здоров, уехал домой отдохнувшим и счастливым». Это повторяют все методисты как мантру, как молитву, как заклинание. И вожатые стараются осчастливить, медики оздоровить, повара накормить, педагоги научить, воспитать, социализировать. Мы  понимаем, что в лагере среди педсостава не бывает случайных людей, равнодушных лагерь сразу выдавливает. Но как быть, если в лагере ребенок сталкивается с другими детьми, которые не отличаются толерантностью? Или просто привыкли жить по другому?

Представьте себе: интеллигентный подросток из семьи инженера и филолога попадает на спортивную или военно-патриотическую смену. И вот мальчишка, любимый родителями и учителями, побеждающий на всех олимпиадах по русской истории и зарубежной литературе сталкивается со спортивными ребятами, и в их ценностной шкале он просто Белая Ворона. Свободный удар от штрафного отличить не может, о том что Денис Черышев перешел в футбольный клуб «Валенсия» не знает, бутсы называет кроссовками.. . Что делать Другому в таком лагере? Услышит ли он в свой адрес оскорбления? Нецензурную брань? Как изменится его поведение по приезду со смены? К чему быть готовым родителям?

В ситуации, описанной выше, лучший ответ для родителей – тщательно выбирать лагерь для своего ребенка, читать программу, знакомиться с руководителями смен, брать рекомендации знакомых.

Тем не менее, каждый год в детские лагеря выезжают дети, которые не только сами не участвовали в выборе лагеря, но и родители которых не сильно задумывались о том, куда поехать ребёнку. Конечно хочется, чтобы ребенок отдохнул, побывал на природе, приобрёл новые знакомства, а времени и средств выбрать хороший лагерь катастрофически не хватает. Родители зачастую берут первый вариант, который подходит по деньгам и условиям проживания. И вот уже маленький гений (почти Шелдон Купер в детстве) мчит к отдыху мечты своих родителей. И что же дальше?

Я думаю, каждый сможет нарисовать себе картину того, что плохого может случиться с юным человеком подобного склада ума в описанном выше лагере.  В лучшем случае ребята из отряда будут улыбаться его странным высказываниям и поведению. В худшем — ребенок вернется домой абсолютно в безресурсном состоянии.

Описывать подробности не вижу смысла. Многие сталкивались с подобными случаями. А если и не сталкивались, то могут додумать недостающие детали.

В этой истории может быть и счастливый конец. И для того, чтобы все сложилось, нужны грамотные, сопереживающие, отзывчивые вожатые. Нужны старший вожатый и руководитель смены, которым не все равно, и, конечно, нужна поддержка родителей.

Вспоминается один интересный случай из практики. Работала я вожатой в лагере, назовем его “Груздь”. Лагерь для детей сотрудников  внутриведомственных органов. Отряд подростков. И вот, к нам в отряд попадает юноша, который, по моему первому впечатлению, перепутал эпохи. Назовем его Юрой. Манеры Юры были настолько идеальны, а форма построения предложений так прекрасна, что он замечательно бы вписался в семью какого-нибудь графа, жившего в конце 19 века. Фразы: “будьте любезны”, “прошу, покорнейше, простить”, “передайте, пожалуйста”- были для него нормой.

Для меня по сей день остаётся загадкой, как он оказался в этом лагере. На вопросы об этом отвечал, что его отправила бабушка.

Отряд не хотел принимать Юру. Он был другим. Над ним посмеивались, сторонились, могли шутить. Разговоры с ребятами в отряде помогли добиться равновесия. Несмотря на то, что старшие ребята пытались выставить нашего героя посмешищем, травли удалось избежать, и это я уже считала большим успехом.

Юра все время ходил хвостиком за вожатыми. Вел разговоры на умные темы, говорил, что очень хочет домой, но бабушке надо отдохнуть, и поэтому он продержится до конца смены. А мне безумно хотелось ему помочь. Хотелось, чтобы ребята из отряда его приняли, поддержали. Хотелось для Юры создать ситуацию успеха. Эти мысли привели меня к начальнику смены Свете и старшему вожатому Кате. Мы долго думали, что бы такого сделать, как помочь пареньку. Через несколько дней на свет у нас родилась интеллектуально-спортивная олимпиада. Света разрешила скорректировать план смены. Катя и вожатые других отрядов организовали PR мероприятия. И вот, в ходе спортивных испытаний с элементами научных заданий для команд Юра показал силу своего интеллекта. В этом состязании нашей команде не было равных. Игры шли 3 дня. И к третьему дню Юра стал героем не только нашего отряда, но и взрослой половины лагеря. За него искренне радовался весь наш педагогический отряд. Ситуация успеха была достигнута.

Нет, после этого шутки над юношей не прекратились, но они стали добрее, что-ли. У Юры появились приятели. Он перестал ходить за вожатыми хвостиком. И даже обещал приехать на следующий год.

Но всего этого у Юры могло и не быть, если бы не отзывчивые и понимающие руководители смены, которые помогли вожатым придумать план действий и скорректировали под этот план сетку смены. Гарантии, что так повезет какому- то другому ”Юре» в лагере, где нет возможности быстро перекроить всю смену под одного ребенка, никто дать не сможет.

А бывает все наоборот. Ровно на 180 градусов. Нет, я не про лагерь, полный детей голубых кровей, заброшенных к нам прямиком из 19 века. Такие люди, всё-таки редки. Но вот представителей “золотой молодежи” в палаточный лагерь судьба иногда забрасывает. Попробуйте представить человека, который собрался в модный ночной клуб на поляне перед костром. Вокруг люди с гитарами, мисками, в которых дымиться свежая гречка “по флотски” и кружками с ароматным чаем.

Комично? Странно? Похоже на сюрреализм? Я тоже так бы сказала, если бы не история, которую Марина Грицун, (директор лагеря “Остров Героев”), рассказала на своей странице в Фейсбуке.

В одну из смен в палаточный лагерь на берегу озера к ним занесло девушку, которая актуальней смотрелось бы на модном курорте, в дорогом купальнике на белоснежном пляже рядом с океаном, а не рядом с палатой и в сотнях километров от ближайшего крупного города. Это было испытание и для неё, и для вожатых, и для руководителей и для остальных детей. Отправленная в лагерь насильно, она не хотела принимать участия в его жизни. Да и не интересно ей было. Смею предположить, что подобная форма отдыха была ей чужда. Как пишет сама Марина Грицун: “началось Великая Битва гламура против командообразования”.  Отряд пытался вовлечь подростка в работу, вожатые и старший вожатый беседовали с ней по нескольку часов в день. К середине смены к беседам подключилась и сама Марина.

В результате титанических усилий и педагогическому мастерству девочку удалось вовлечь в творческую деятельность. Она сама поставила концерт и выступила с творческим номером. Героиню этой истории удалось втянуть в общую работу. Но индивидуальная работа была проделана серьезная. И если бы это был большой лагерь, то возможности для такого адресного подхода были бы гораздо меньше, а, следовательно, и результат был бы совершенно иной.

На примере этих двух историй видно, что в подобных ситуациях дополнительная нагрузка ложится на плечи вожатых и руководителей лагеря. Таких детей необходимо поддерживать. Постараться создать максимально дружескую обстановку в отряде. Найти дело, где такой ребенок сможет себя проявить, и тем самым создать для него ситуацию успеха.

Чем больше детей в лагере и чем многочисленнее отряды в нем, тем меньше возможности у вожатых и руководителей смены применять индивидуальный подход в таких ситуациях. В больших лагерях у педагогов на это просто не остаётся времени и сил. А без дополнительного внимания  ребятам, попавшим в подобную ситуацию, будет безумно тяжело. В результате полученного негативного опыта ребенок будет воспринимать в штыки любые другие предложения о поездках в лагерь, насколько бы красочными и привлекательным не были рекламные проспекты этих лагерей.

Да, детям необходимо общаться друг с другом. Да, в лагерях они получают социальный опыт, который им необходим во взрослой жизни. Да, в лагерях дети учатся быть самостоятельными. Но чтобы это все пошло на пользу, нужно внимательно отнестись к выбору лагеря для ребенка. Необходимо учесть специфику самого ребенка, его потребности и интересы. Уточнить у него, чем бы ему было интересно заняться в лагере. Оценить возможности самого лагеря. Перед покупкой путевки пообщаться с руководителем лагеря и уточнить возможности педагогического отряда создать безопасную развивающую среду на смене. По возможности, перед сменой необходимо пообщаться с вожатыми вашего отряда и сообщить им об особенностях вашего ребенка. Так будет проще вожатым помочь ребёнку найти себя в лагере.

Лагерь будет всегда для ребёнка отдельным приключением. Перефразируя известную песню О. Митяева, лагерь — это маленькая жизнь. Выбрав нужный лагерь, и родитель, и ребенок могут сделать эту жизнь счастливой.